Урок химии в 10-м классе на модульной основе по теме: Концентрированная серная кислота


МП (УЭ)

УЭ – интегрирующая цель.

УЭ–О – входной контроль – соединения серы
(VI).

УЭ–1

– особенности свойств
концентрированной серной кислоты (изучение
нового материала).

УЭ–2

– закрепление нового материала
(взаимодействие серной кислоты с металлами и
сложными веществами).

УЭ–3

– выходной контроль.

УЭ–4

– рефлексия.

1. УЭ – интегрирующая цель.

1. Повторить и обобщить сведения о соединениях
серы (VI).

2. Изучить особенности взаимодействия
концентрированной серной кислоты с металлами,
неметаллами, сложными веществами.

3. Развить навыки составления электронно-ионных
уравнений химических реакций.

4. Развивать навыки коллективного обучения,
работы в условиях личного контроля с
использованием различных форм само- и
взаимоконтроля.

2. УЭ–0 – входной контроль.

2.1 Цель.

Проверьте, готовы ли вы к восприятию
модуля.


На выполнение данного задания Вам
отводится 5 минут. Работайте самостоятельно. Свои
ответы занесите в бланк ответов БО УЭО.

Если Вы
верно ответили на все 8 вопросов поставьте в
бланк БО УЭО 8 баллов,

7 вопросов – 7 баллов,

6 вопросов – 6 баллов, и т.п.

2.2 Задание.

1. В соединении SОз сера
проявляет валентность ____.

2. Вид химической связи в оксиде серы (VI) _______.

3. Оксид серы (VI) проявляет свойства:

а) основного оксида, б) кислотного оксида

в) несолеобразующего оксида, г) амфотерного
оксида.



4. При взаимодействии оксида серы (VI) с водой
образуется ________.

5. Степень окисления серы в серной кислоте ______.



6. По содержанию кислорода в составе кислотного
остатка серная кислота является __________кислотой.

7. Раствор серной кислоты относится к
___________электролитам.

8. Серная кислота по агрегатному состоянию
______________.

3. УЭ–1 Особенности свойств концентрированной
серной кислоты. Изучение нового материала.

3.1.

Цели:

Познакомиться со свойствами
концентрированной серной кислоты.

  • Научиться составлять уравнения химических
    реакций с участием серной кислоты.

  • Вспомните, какие химические свойства
    характерны для раствора серной
    кислоты. Смотри литературу
    (2), (3). Время
    выполнения
    задания 10 минут
    Вы уже знаете, что сера образует два
    оксида SO2; и SOз. Оксид серы (VI) – бесцветная
    жидкость с Тпл.= 16,8°С и Ткип.= 44,8°С. Он
    энергично соединяется с водой, образуя серную
    кислоту:

    SOз + Н2О = H2SO4

    SOз очень хорошо растворяется в 100%-ной серной
    кислоте. Такой раствор называют олеумом.

    Серная кислота.

    H2SO4 – тяжелая вязкая жидкость,
    смешивается с водой в любых отношениях. Ее
    раствор в воде является сильной кислотой,
    которая

    образует два ряда солей: сульфаты и
    гидросульфаты. При взаимодействии
    концентрированной серной кислоты с различными
    металлами, как правило, происходит ее
    восстановление до SO2. Например:



    Zn + 2 H2SO4(конц.)= ZnSO4 +
    SO2 + 2Н2О

    Концентрированная серная кислота окисляет
    медь, серебро, углерод, фосфор:

    Сu + 2 H2SO4(конц.)= СuSO4 +
    SO2 + 2Н2О

    2Аg + 2 H2SO4(конц.)= Аg2SO4
    + SO2 + 2Н2О

    С + 2 H2SO4(конц.)= СО2 +
    2SO2+2Н2О

    2Р+ 5 H2SO4(конц.) = 2НзРO4 + 5
    SO2 + 2Н2О

    Концентрированная серная кислота обугливает
    органические вещества – сахар, бумагу, дерево,
    волокна и т.д., отнимая у них элементы воды. При
    этом образуются гидраты серной кислоты.
    Обугливание сахара можно выразить уравнением

    С12Н22O11+n H2SO4(конц.)
    =12С+ n H2SO4·11Н2О

    Образовавшийся уголь частично вступает во
    взаимодействие с кислотой:

    С + 2 H2SO4(конц.)= СО2 +
    2SO2+2Н2О

    Поэтому кислота, которая идет в продажу, имеет
    бурый цвет от случайно попавших и обуглившихся в
    ней пыли и органических веществ.

    На поглощении (отнятии) воды серной кислотой
    основана осушка газов.

    Разбавленная серная кислота окисляет только
    металлы, стоящие в ряду активности левее
    водорода, за счет ионов H+ , например:

    Zn + H2SO4 = ZnSO4 + Н2

    Качественная реакция на серную кислоту и
    растворимые сульфаты – образование белого
    осадка сульфата бария, нерастворимого в кислотах
    и щелочах:

    Ва2++ SO42- = ВаSO4

    4. УЭ–2 Химические свойства концентрированной
    серной кислоты.

    4.1.

    Цели:

    1. Изучить особенности взаимодействия серной
      кислоты с металлами и сложными веществами.
    2. Подтвердить полученные знания на практике.

    Работайте в группе. Ответы заносите на
    кодопленку, выданную учителем. Работа рассчитана
    на 10 минут. Внимание! Не забывайте о правилах
    техники безопасности!

    Литература (1), (2), (3).

    1 балл – не участвовал,

    2 балла – принимал участие, допускал ошибки

    3 балла – принимал активное участие.

    4.2. Задание.

    Выполнить химические превращения, составить
    соответствующие уравнения реакций в
    электронно-ионном виде. Сделать вывод о
    свойствах серной кислоты.

    1 группа.

    Реактивы на столах: раствор серной кислоты,
    железо, магний.

    Сравните скорость реакции взаимодействия
    серной кислоты с выданными металлами, объясните
    различие, предложите способы увеличения
    скорости.

    2 группа.

    Реактивы на столах: концентрированная серная
    кислота, медная спираль. Опустите медную спираль
    в пробирку с кислотой. Что вы наблюдаете?
    Сделайте вывод об окислительной способности
    концентрированной серной кислоты.

    3 группа.

    Реактивы на столах: концентрированная серная
    кислота, бумага, сахар.

    Опустите в одну пробирку с кислотой бумагу, в
    другую насыпьте немного сахарного песка.
    Объясните свои наблюдения. Сделайте вывод об
    особенности взаимодействия концентрированной
    серной кислоты с органическими веществами.

    4 группа.

    Реактивы на столах: раствор серной кислоты,
    раствор сульфата натрия, раствор хлорида бария.
    Проведите качественные реакции на серную
    кислоту и сульфат. Уравнения реакций запишите в
    ионном виде. Сформулируйте правило обнаружения
    сульфат-иона в неизвестном растворе.

    После выполнения работы отдайте кодопленку с
    ответами учителю или консультанту. Проверка
    производится с использованием кодоскопа.
    Консультанты выставляют в графу БО УЭ–2 каждому
    ученику оценку, согласно доли его участия в
    обсуждении данного вопроса.

    5. УЗ–3 Самостоятельная работа (выходной
    контроль).

    4.1.

    Задание I.


    Эту работу нужно выполнять по
    вариантам. Если Вы сидите ближе к окну, то
    выполняете первый вариант. Если ближе к двери –
    второй. На это задание отводится 10 мин. Работу
    выполняйте на бланке БО УЭ–3.

    Запишите уравнения
    химических реакций в электронно-ионном виде.

    1 вариант

    S + H2SO4 Аg + H2SO4( КI + H2SO4 К2SO4 + I2 + Н2S + Н2О)

    2 вариант

    Р+ H2SO4 Hg + H2SO4 ( H2SO4 + КIO3I2+ Nа2SO4
    + К2SO4 + Н2О)

    После выполнения поменяйтесь работами с
    соседом, сидящим справа от вас. Сверьте ответы
    вашего соседа с ответами на доске. Поставьте в
    лист контроля число баллов по сумме верно
    записанных уравнений.

    Все выполнено верно – 6 баллов, за каждое
    неверно записанное уравнение вычесть один балл,
    за выполнение дополнительного задания прибавьте
    по одному баллу за каждое правильно записанное
    уравнение.

    6. УЭ–4. Рефлексия.


    Работа рассчитана на 2–3 минуты. 1. Вернитесь к целям урока.

    2. Достигли
    ли Вы их в ходе работы?

    3. Как Вы конкретно оцениваете свою
    деятельность на уроке?

    4. Что Вам, на Ваш взгляд, необходимо изменить в
    своей деятельности на уроке?

    5. Что давалось легче? Что труднее?

    6. Оцени свою работу на уроке объективно:

    - работал мало, материал знаю слабо – 0 баллов;

    - работал активно, но часто ощущал пробелы в
    знаниях по тому или иному вопросу – 1 балл;

    - работал активно, уверенно отвечал на вопросы,
    отстаивал свою точку зрения – 2 балла.

    7. Литература.

    1. Л С. Гузей, Р.П. Суровцева Химия-10.
    2. Р. П. Суровцева, Л.С. Гузей Химия-9.
    3. Ф.Г. Рудзитис, Г.Е. Фельдман Химия -9.

    Приложение




    Следующий: