Урок химии по теме Велиий сын России – М. В. Ломоносов. 8–9–е классы


Задачи:

  • образовательная – обобщить сведения о
    деятельность М.В. Ломоносова в науке и
    просвещении. Систематизировать знания основных
    теорий и законов химии, и их применение при
    решении расчетных задач.
  • развивающая — продолжить формирование
    мыслительных операций (анализа, синтеза,
    обобщения), развивать словарный запас.
  • воспитывающая — прививать любовь к Отчизне,
    формировать патриотизм.

Оборудование: весы с разновесами,
сосуд Ландольта с пробкой, растворы щёлочи,
сульфата меди (II), дихромат аммония, асбестовая
сетка, лучина, спички.

Ход урока

1 этап. Организация начала занятия.

Когда про человека говорят, что он гений, это
значит — по уму и таланту ему почти нет равных. За
всю историю нашей планеты по-настоящему
гениальных людей было не так уж много. И одним из
них был Михаил Васильевич Ломоносов.

Невозможно даже представить, чтобы один
человек успел за свою жизнь сделать, так много и в
естественных и в гуманитарных науках. Не зря в
иностранных книгах приводились утверждения,
что-де в России всегда были два Ломоносова: один -
химик, а другой — литератор. И что не следует
путать их друг с другом. Действительность же
иная.

2 этап. Актуализация знаний.



Сейчас заслушаем сообщение об основных
открытиях в области химии, сделанных Ломоносовым
за свою жизнь.

Задание к сообщению.

Внимательно слушайте и запишите в тетрадь
основные открытия в научной деятельности
Ломоносова.

Предполагаемый ответ:

  • Определил предмет изучения химии (изменения
    (превращения), происходящие с веществами)
  • Установил тесную связь физики и химии. (Объяснял
    химические явления, основываясь на физических
    законах. Основоположник новой науки — физической
    химии.)
  • Сформулировал корпускулярную теорию.
  • Открыл закон сохранения массы вещества и
    энергии.

Проверки и обсуждение записей в тетради.

Задание к сообщению. Внимательно слушайте и
запишите в тетрадь Значение открытия закона
сохранения массы вещества и энергии. Вспомните
современную формулировку закона.

Предполагаемый ответ:

  • Развитие науки
  • Расчётные задачи
  • Составление уравнений химических реакций.

3 этап. Закрепление знаний и способов действий.



ТЕСТ на самопроверку (см.
приложение 2)

4 этап. Обобщение и систематизация знаний.

Итак из закона сохранения массы и энергии
следует, что вещества не могут возникать из
ничего или превращаться в нечто. Но часто в быту
мы сталкиваемся с явлением, когда нам кажется,
что в ходе химического превращения вещества
исчезают или наоборот, появляются из неоткуда. В
чем причина таких наблюдений? Проведем опыт.

Опыт “Вулкан”. Разложение дихромата аммония.

(NH4)2Cr2O7 = N2 + 4H2O
+ Cr2O3

В ходе опыта произошло мнимое увеличение
продуктов реакции. Объем получившегося оксида
хрома (III) увеличился за счёт увлажнения его
парами воды и разрыхления, выделяющимся азотом.

ВЫВОД: В результате химических реакций атомы не
исчезают и не возникают, а происходит их
перегруппировка. Число атомов до реакции и после
не изменяется, следовательно, общая масса также
не изменяется.

5 этап. Контроль и проверка знаний, умений и
навыков.

Закрепление материала. ( Задания см. в приложении 1)

Задания 1, 2, 3, 4, (1, 2, — устно; 3, 4 — письменно).

Учитель

. Ломоносов с самого начала своей
деятельности был убеждённым сторонником
корпускулярной теории. С историей открытия
теории выступит учащийся.

Задание к сообщению. Внимательно слушайте и
попытайтесь сопоставить современную
терминологию с понятиями, вводимыми Ломоносовым.

Задание 5 (см приложение 1)

6 этап. Подведение итогов занятия.



Учитель.
Большое значение Ломоносов уделял пропаганде
химических знаний. Сейчас выступит перед нами
Ломоносов.

Слово о пользе химии в публичном собрании
императорской академии наук сентября 1751 года,
говорённое Михайло Ломоносовым.[2]

Итог занятия

. На одном занятии не перечислить
всё, что сделал этот гениальный человек, нет
никакой возможности и всё же:

  • определил предмет изучения химии;
  • первый объяснил, чем отличается молекула от
    атома. Создал корпускулярную теорию.
  • Доказал закон сохранения материи (массы
    вещества и энергии).
  • Установил тесную взаимосвязь между физикой и
    химией. Основоположник физической химии.
  • Вел бурную практическую деятельность,
    разработал меры и веса, шкалу температур,
    красители, цветное стекло.
  • Пропагандировал химические знания.

Оценки за урок.

Литература.

  1. Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для
    учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999
    – 560 с.
  2. Книга для чтения по неорганической химии. В 2 ч.:
    Ч.1/Сост. В.А. Крицман. – М.: Просвещение, 1992. – 191с.
  3. Малышкина В. Занимательная химия. –
    Санкт-Петербург, “Тригон”, 1998 – 576с.



Следующий: