Урок химии по теме Классификация химических реакций в органической и неорганической химии. 11-й класс


Цели урока.

  • Обобщить представление о химическом процессе.
  • Рассмотреть некоторые из существующих
    классификаций.
  • Рассмотреть процесс окисления-восстановления в
    неорганической и органической химии.
  • Раскрыть относительный характер различных
    типов химических реакций.

Оборудование и реактивы.

Мультимедийная
установка. Раздаточный материал. Магний, цинк, р-р
соляной кислоты, бихромат аммония, р-р гидроксида
натрия, спиртовка, универсальный индикатор.

Ход урока

Учащиеся дают определение химической реакции.
Демонстрируется презентация, выполненная
учащимися.Приложение1. Презентация

На доске:

Рассмотрим примеры реакций.

1-е задание.

Определите тип химической реакции, уравняйте,
назовите реагенты. Чем отличаются эти реакции?

а)KClO3= KCl + O2



б)H2O = H2 + O2

в)Fe(OH)3= Fe2O3+H2O

г) H2CO3= CO2 + H2O

(Реакции разложения, а и б — ОВР )



Опыт

.»Вулкан»

2-е задание

Определите тип химической реакции, уравняйте,
назовите реагенты. Чем отличаются эти реакции?

а) Cl2O7+ H2O= HClO4

б) Li2O + H2O = LiOH

в) C2H4 + Cl2 = C2H4Cl2

г) Fe + Cl2 = FeCl3

(Реакции соединения, в — реакция присоединения,
г — ОВР)

Опыт.

Горение магния.

3-е задание

Определите тип химической реакции, уравняйте,
назовите реагенты. Чем отличаются эти реакции?

а)CH4 + Cl2 = CH3Cl + HCl

б)CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu

в)C6H6 + Cl2 = C6H5Cl + HCl

г)Zn + HCl = ZnCl2 + H2

(Реакции замещения, б и г — ОВР)

Опыт

. Взаимодействие цинка с раствором
соляной кислоты

4-е задание

Определите тип химической реакции, уравняйте,
назовите реагенты. Какие из этих реакций
возможны и почему?

а) K2SO4 + BaCl2 = BaSO4 + KCl

б)FeCl2 + KOH = Fe(OH)2 + KCl

в)KNO3 + NaOH = NaNO3 + KOH

г)Na2CO3 + HCl = NaCl + H2O + CO2

д)NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O

(а, б, г, д — реакции ионного обмена, д — реакция
нейтрализации, реакция в — невозможна, т.к. не
образуется осадок, газ, малодиссоциированное
вещество)

Опыт. Взаимодействие гидроксида натрия с
раствором соляной кислоты.

5-е задание

Запишите реакции а, б, г и д -в ионном виде.

6-е задание

Запишите примеры реакций аллотропизации.

7-е задание

Запишите примеры реакций изомеризации.

8-е задание

Решить задачу.

Тепловой эффект реакции горения угля равен 410
кдж/моль. Вычислите количество тепла, которое
выделится при сгорании 2 кг угля.

Запишите уравнеиие реакции. Укажите её тип
согласно классификации вашего учебника.

9-е задание

Дайте определение степени окисления.

На доске записана структурная формула
органического вещества. Определяем степени
окисления углерода и азота в этом соединении:

.

10-е задание

Уравниваем окислительно-восстановительную
реакцию методом баланса.

CH3OH + KMnO4 + HCl » CO2+ MnCl2+ KCl
+H2O

11-е задание

Учащиеся уравнивают ОВР на карточках.

12-е задание

К какому типу реакций можно отнести это
уравнение:

CH4 + O2 = CO2 + H2O



1.Реакция горения.

2.ОВР

3. Не относится к реакции соединения,
разложения, замещения, обмена.

Заключение.

Учащиеся делают вывод. Подводится итог.

Классификаций химических реакций существует
множество. Любая классификация — это отражение
определённых свойств веществ. Не все реакции
можно определить к какому-то типу реакции. Одну и
ту же реакцию можно отнести сразу к нескольким
типам реакций. Это говорит об относительности
всех классификаций.

Учащиеся выполняют тестовое задание.

Приложение.

Выставляются оценки за ответы у доски.

Презентация к уроку.




Следующий: