Урок химии по теме Классификация сложных и неорганических веществ. Оксиды. 8-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,23 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • Получение новых знаний о классификации сложных
    неорганических веществ. Формирование знаний и
    умений составлять формулы оксидов по названиям и
    названий оксидов по формулам.
  • Закрепление умений составлений формул бинарных
    соединений по степени окисления.
  • Продолжить обучение использования ПСХЭ
    Д.И.Менделеева.
  • Применять на практике полученные знания и
    умения.
  • Развитие мышления, памяти, внимания,
    наблюдательности, сообразительности.
  • Развивать, используя межпредметные связи и
    интересные факты, интерес к химии, творческие
    способности и познавательный интерес учащихся.
  • Воспитание самостоятельности, трудолюбия.

Формы работы: фронтальная,
индивидуальная, парная.

Оборудование и реактивы: ПСХЭ
Д.И.Менделеева, рабочая карта (Приложение
1
), учебник (судовой журнал), матрица (Приложение 2),
мультимедийный комплекс, презентация (Презентация).

ХОД УРОКА

Мотивационно-ориентировочный этап

1 слайд

Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня
я приглашаю вас в виртуальное путешествие. Мы
поплывем по океану Химических Знаний и достигнем
огромного материка – Химии. Химия – огромный
материк, много стран, народов.
Помогать в путешествии нам будут судовой журнал
(учебник), рабочая карта, карта с заданиями.
Так куда же мы причалили? СНВ? Что же это за
страна такая?
Вам в помощь – ваш судовой журнал (учебник), в нем
есть ответы на все ваши вопросы.
Найдем по судовому журналу (стр. 82) что
обозначает СНВ.

Ученик. СНВ – сложные неорганические
вещества.

Учитель. Посмотрите в состав СНВ
входят пять штатов. Определите по судовому
журналу названия штатов и
запишите в рабочую карту место нашего
прибытия в расшифрованном виде и названия пяти
штатов в схему № 1.
Проверим названия штатов

2 слайд

Учитель. А теперь посмотрим в какой
штат приплыли мы – Оксиды!
– Что нужно знать, когда попадаешь в незнакомую
страну?

Ученики. Обычаи страны и желательно
язык.

Учитель. Правильно и поэтому наша
цель сегодня — научиться говорить с
местными жителями на одном языке, а это значит
нужно установить состав оксидов, научиться
правильно называть оксиды, выяснить значение
оксидов.

Учитель. Для того, чтобы научиться и
здесь не заблудиться, нам нужно вспомнить:
– Какие вещества называются сложными?
– Какую степень окисления проявляет кислород в
сложных соединениях?
– Какую степень окисления проявляют металлы
1, 2, 3 групп главных подгрупп в сложных
соединениях?

– Молодцы! С такими знаниями можно смело
ступать на сушу.

Этап осмысления (работа с новым материалом)

3 слайд

Учитель. Посмотрите, нам навстречу
идут местные жители (аборигены):

Na2O, Al2O3, BaO, Fe
O, Fe2O3

– Ребята почему они жители одного штата Оксиды,
чем они так похожи?

Ученики. Состоят из атомов двух
химических элементов, в состав входит
кислород, степень окисления кислорода в
оксидах – 2.

Учитель. Итак, какие же вещества
называются оксидами?

Ученики формулируют определение.

Учитель. В рабочей карте закончите
определение, вставьте нужные слова вместо
пропусков.

4 слайд

Учитель. Как мы будем к ним обращаться,
попросим их представиться.

Na2O – оксид натрия
Al2O3 – оксид алюминия
BaO – оксид бария

– Ребята, вы догадались как составлять
названия оксидов?

Ученики. В названиях оксидов вначале
указывают слово «оксид» (в именительном падеже),
а затем – в родительном падеже название
элемента.

Учитель. Но нам представились не все
оксиды. Посмотрите:

5 слайд

Братья-близнецы
Fe2O3 и Fe O
N2O и NO2
Но все-таки они не совсем одинаковые. Чем они
отличаются?

Ученики. Количественным
составом и степенью окисления элемента в
оксиде.

6 слайд

Учитель. Определите степень окисления
азота и железа в оксидах и посмотрите на экран.
Что указывается в скобках?

Ученики. Степень окисления
элементов.

Учитель. Дайте названия оксидам
железа.

Ученики. FeO – оксид железа (II), Fe2O3
– оксид железа (III)

Учитель. Как мы будем узнавать
указывать или не указывать степень окисления
элемента в скобках. Почему для оксидов натрия,
алюминия, бария не указывается степень
окисления, а для оксидов железа и азота
указывается?

Ученики. Натрий, алюминий и барий
находятся в первой, второй и третьей группах
главных подгруппах, поэтому в соединениях
степень окисления в соединениях у этих элементов
постоянная, у других элементов она
непостоянная и поэтому указывается в названии
оксидов.

Учитель. Сделаем вывод о правилах
составления названий оксидов.

Ученики.

  • В названиях оксидов вначале указывают слово
    «оксид» ( в именительном падеже), а затем – в
    родительном падеже название элемента.
  • Если элемент не имеет постоянной степени
    окисления, то после названия элемента в
    скобках римской цифрой указывается численная
    величина его степени окисления.

7 слайд

Учитель. Мы можем не только давать
названия оксидам, но и по названиям составлять
формулы. Составьте формулы оксида кальция и
оксида фосфора (V).
А теперь посмотрим сможете ли вы разговаривать с
оксидами на одном языке. Для этого выполните по
матрице задания № 1 рабочей карты. Задания
выполняйте попарно, проверьте друг у друга,
спрашивайте если что-то непонятно.

Проверка задания по 8 слайду.

9 слайд

Li2O, CO2, MgO, H2O, SiO2

Учитель. К нам снова пожаловали
местные жители, но среди них есть королева и два
принца. С помощью загадок постарайтесь отгадать
кто это?

10 слайд

Королева:

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)

11 слайд

Принцы.

Все живое меня выдыхает,
И огонь при мне затухает. (Углекислый газ)

12 слайд

Я как крупинка мал
А землю покрываю
В пустыне я живу
При ветре Солнце
Темною завесой закрываю. (Песок)

Срочно нужно приготовить хвалебные речи
королевским особам. По судовому журналу
(учебнику) стр 84-86: 1 ряд – углекислому газу, 2 ряд
– воде, 3 ряд – кварцевому песку (3 минуты на
подготовку, 3-4 предложения).

Ученики с каждого ряда кратко рассказывают о
значении воды, углекислого газа и кварца.

Учитель.Молодцы, можно не бояться,
теперь не съедят.

Рефлексивно-оценочный этап

Учитель. И для того, чтобы
окончательно убедиться, что с вами в стране
СНВ штат Оксиды ничего не случится, вы пройдете
последнее испытание (тестирование).

Ученики выполняют задание № 2 в течение 5
минут.

Проверка задания по 13 слайду.

Учитель. Ребята, поднимите руку те, кто
при выполнении задания допустил одну ошибку или
выполнил без ошибок. Почти все справились с
заданием, молодцы!
– Что нового вы сегодня узнали?

Ученики. Познакомились с оксидами,
научились их называть, унали о значении
некоторых оксидов.

Учитель. Значит мы сегодня с вами
хорошо поработали и достигли поставленной цели.

Домашнее задание: Параграф 26, стр 86
задания 1,4.

Следующий: