Урок химии по теме Кислоты. Действие кислот на индикаторы. Взаимодействие кислот с металлами

Образовательные цели:

  • продолжить формирование спец. умений (выделять существенные признаки реакций) и навыков (в написании уравнений реакций);
  • обеспечить усвоение учащихся понятия «кислота» как частного случая вещества.

Развивающие цели:

  • Развивать логическое мышление;
  • Развивать умение проводить сравнение, сопоставление, вести наблюдения;
  • Развивать умение выявлять причинно-следственные связи в химических процессах, делать выводы, обобщения;
  • Развивать речь учащихся;
  • Развивать любознательность и интерес к учению.

Воспитательные цели:

  • Продолжать формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения через живое созерцание к абстрактному мышлению и практике через познание отдельных фактов и закономерностей к обобщениям;
  • Прививать навыки коллективного труда.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование урока: мультимедиа, индикаторы, пробирки, штатив для пробирок, лучина, химические стаканы, растворы кислот HCl, H2SO4, металлы: Fe, Cu.

Ход урока

Формы организации познавательной деятельности содержание
I. Организация урока.
Подготовка учащихся к работе
Беседа.
Индивидуальных, групповых и фронтальных форм работы уч-ся

Письменная работа

II. Проверка домашнего задания.
1. Выявить качественный уровень выполнения д/з (осмысленность, прочность, осознанность.
2. Выявить типичные ошибки в знаниях учащихся, акцентировать на них внимание класса и показать пути их устранения.
3. Составить представление об уровне развития мышления.

Содержание этапа:
Общие
1. Как в лаборатории можно получить водород? (на уровне воспроизведения)
I-й уровень
Из данного перечня формул выбрать формулы оксидов:
1) Ca(OH)2
2) SO2
3) HCl
4) BaCl2
5) CaO
6) H2SO4

II-й уровень
Что означают записи:
1) 5H
2) 2H2
3) 6H
4) H2O
5) 3H2s
6) 4H2O

III-й уровень
Составьте уравнение реакций, в результате которых можно получить водород.
Mg + HCl=
H2+ PbO =
Ca + H2O =

ФОПД – индивидуальная

Постановка проблемы

III. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Актуализировать ведущие знания уч-ся, необходимые для адекватного включения в УПД.
Содержание этапа:
1) Состав кислот
2) Физические свойства соляной и серной кислот
3) Изменение окраски индикаторов в кислой среде
4) Взаимодействие кислот с металлами
5) Постановка проблемы
Дорогие ребята, вы любите фрукты,ягоды? (слайд №4)?
Какой вкус у фруктов? (слайд)
Как видите, здесь есть представители растений и животных. А что между ними общего? Лимон, яблоко, муравей?
Чем объясняется кислый вкус фруктов и других продуктов?
Проблемно-поисковый, частично-поисковый, объяснительно иллюстративный.
Работа над словами «кислота», «индикаторы»,
Работа в парах

Постановка проблемы
Парная работа
МО.
Проблемно-поисковый.

Работа с учебником

Вывод.

Групповая работа

вывод

Работа над терминами «валентность», «кислотный остаток».

Запись в тетрадь

IV. Этап усвоения новых знаний.
Подберите однокоренные слова к слову кислота.
Таким образом, само название класса указывает на одно из физических свойств кислот. Действительно кислоты имеют кислый вкус, его вы ощущаете, когда положите на язык ломтик лимона, в соке которого содержится небольшое количество лимонной кислоты. Но, помните о том, что эта кислота пищевая! Пробовать на вкус кислоты ни в коем случае нельзя – можно отравиться или получить сильный химический ожог, так как кислоты обладают разъедающим действием.
Как можно распознать кислоты, не пробуя на вкус?
Учащимся предлагается проверить изменение окраски индикаторов при действии кислот и щелочей. Л/р

Повторение ТБ при работе с кислотами. Внимание! Работать с кислотами необходимо аккуратно, так как можно получить ожог или отравление.
Но, чтобы этого не случилось нужно при выполнении лабораторных работ с кислотами соблюдать правила техники безопасности.
Повторим: выполнять все указания учителя, Не пробовать вещества на вкус, пробирку в руки не брать, не приступать к выполнению опыта, не зная, что и как нужно делать,
Обращаться с лабораторной посудой бережно и закончив работу, привести рабочее место в порядок. При попадании кислоты на кожу надо смыть её струёй воды. Обработать 2% раствором гидрокарбонатом натрия.



Л/р
I вар. II вар.
HCl + лакмус
H2SO4+ м/о
NaOH + лакму
H2SO4 + лакмус
HCl + м/о
Ca(OH)2 + лакмус

– Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах?
– Одинаковые ли изменения цвета этих индикаторов вы наблюдали в соляной и серной кислотах?
– Какую окраску приобрели лакмус и метилоранж в соляной, и в серной кислотах?
Что такое индикаторы?
Изменится ли окраска индикатора при добавлении в сыворотку от простокваши, в соке яблока, лимона. Демонстрация опыта.
– На основании проведенных опытов сделаем выводы:
независимо от вида кислот индикаторы изменяют свой цвет одинаково; а это означает, что все кислоты обладают сходными свойствами.
С чем же это связано?
На доске записываю формулы кислот: HCl, H2SO4, HNO3H3PO4H2S, HI, H2CO3H2SO3H2BO3
Ребята, а что общего вы нашли в строении данных кислот? (Учитель дополняет: а все оставшееся это остатки, а если остатки эти у кислот, то остатки будет называться кислотными и так, даем определение). У всех есть атом водорода. А в чем же различие этих кислот?
Уч-ся записывают определение и классификацию кислот.(слайд№

Все ли металлы вытесняют водород из кислот? (HCl р, H2SO4 р)
Учащиеся выполняют л/р.
Взаимодействие HCl р, H2SO4 р с металлами (Mg Fe Cu) (слайд№

I вариант II вариант
HCl H2SO4
HCl + Mg =
HCl + Fe =
HCl + Cu =
H2SO4 + Mg =
H2SO4 + Fe =
H2SO4 + Cu =

Делают учащиеся.
Учитель объясняет как пользоваться рядом активности металлов.(слайд)
Вывод: Ме стоящие до Н вытесняют водород из кислот, а Ме стоящие после Н не вытесняют водород из кислот (за исключением азотной кислоты)
На примере данных уравнений уточняем понятие валентности кислотного остатка, даем названия образующимся продуктам, расставляем коэффициенты.
Закрепление ведущих знаний
· По составу кислот;
· Формулам кислот;
· Составлению формул;
· Расстановка коэффициентов;
· Тип химических реакций.
Закончить уравнения практически возможных реакций
H2SO4 + Al =
HCl + Al =
HCl + Ag =
HCl + Sn =

Ёще раз формируется вывод.
Ряд активности записывают уч-ся в тетрадь.

V. Этап проверки понимания уч-ся учебного материала.
Выявить уровень понимания уч-ся нового материала
ФОПД
индивидуальная
VI. Этап первичного закрепления новых знаний.
Совершенствовать способы деятельности уч-ся, добиваться от уч-ся выполнения задания на разных уровнях с учетом индивидуальных способностей.
Содержание этапа.
Задание различной степени трудности:
I-й уровень)
Какие вещества называются индикаторами, как они изменяют окраску в водных растворах кислот?
II-й уровень
Напишите химические формулы серной, соляной, ортофосфорной кислот. Определите кислотный остаток, проставьте его валентность.
III-й уровень
По нижеприведенным схемам составьте уравнения химических реакций:

Mg + H3PO4 =
Na + HCl =
Al + H3PO4 =

VII. Этап информации о д/з.
Разъяснить уч-ся не только то, что надо делать, но и как они должны его выполнять, т.е. ознакомить с методикой выполнения.
$32, с. 104 уп.1, 2 (I уровень), 4 (II уровень), 7 (III уровень).



Следующий: