Урок химии по теме Кислоты. 8-й класс

Цели:

1. Ознакомить учащихся с классом кислот: их составом, классификацией,
действием на индикаторы.
2. Научить определять заряды ионов кислотных остатков и степени окисления
элементов в кислотах.
3. Познакомить учащихся с правилами техники безопасности при работе с кислотами,
дать представление о значении кислот в природе и жизни человека.

Оборудование:

аскорбиновая кислота в таблетках, индикаторы(фенолфталеин,
метиловый оранжевый, лакмус), растворы кислот(соляная, серная, уксусная),
таблички с новыми понятиями (кислоты, кислородсодержащие кислоты, бескислородные
кислоты, основность), таблички с названиями станций, концентрированная серная
кислота, термометр, термостойкий стакан, дистиллированная вода.

Тип урока:

изучение нового материала.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня нам предстоит увлекательное путешествие по стране кислот(на доске
заранее вывешиваются таблички с названиями станций в той последовательности в
которой они будут проходиться). Маршрут путешествия – перед вами на доске. А все
новое , что вы узнаете за время нашего путешествия вы запишите в своем дневнике
– в тетради. Из путешествия привозят книги о стране, которую посетили и я хочу
вам тоже подарить книгу о стране кислот, которую мы посетим(выдается каждому
ученику книги о кислотах с которыми они будут работать на уроке(Приложение
2.)
). Она содержит основную информацию о жителях страны. Цели нашего
путешествия записаны на доске:

  • Узнать что такое кислоты и какой они имеют состав.
  • Узнать как они классифицируются.
  • Узнать как распознать кислоты среди неорганических веществ других
    классов.
  • Узнать как определять заряды ионов кислотных остатков, степени окисления
    элементов в формулах кислот.
  • Узнать правила техники безопасности при работе с кислотами.

2. Проверка знаний по теме.

Проводится проверка знаний в виде самостоятельной работы по карточкам разной
степени сложности. (Приложение 1.)

Далее проводится беседа по вопросам:

1. Дайте определение понятию оксиды?

2. Классификация оксидов.

3. Какие оксиды называют кислотными?

Какие оксиды называют основными?

4. Что показывают индексы и коэффициенты?

Учитель: Теперь вы готовы к путешествию, отправляемся в путь.

3. Изучение нового материала проводится в форме путешествия по стране кислот.

I. Станция информационная.

На доске записаны формулы веществ: MgO,
N2O5,
ZnO,
NaOH, HCI,
Mg(OH)2,
HNO3.

Задание:

подчеркните формулы веществ уже изученных нами классов
неорганических веществ, укажите их класс и дайте им названия.

Учитель: HCI ,
HNO3 относятся к новому для
нас классу неорганических веществ Є кислотам. Что общего в формуле этих веществ?

Ученик: В формулах этих веществ на первом месте стоит водород.

Даем определение понятию кислоты , что кислоты – это сложные вещества,
молекулы которых состоят из атомов водорода и кислотного остатка.
Наличие
водорода обуславливает общие свойства кислот: кислые на вкус.

H2 SO4

Кислотный
остаток

H2S, H2SO4 , H2SO3 , H2SiO3
(
Презентация.
Слайд
2)

Учитель: Какое различие в составе формул этих кислот и на какие группы
соответственно можно их разделить?

HNO3 H2SO4 H3PO4 H2
SO3 H2CO3.
(Слайд
2)

Учитель: Укажите различие в формулах этих кислот?

Количество атомов водорода в формуле кислот определяет ее основность.
Следовательно основность – это число атомов водорода в формуле кислоты.

Составляем вместе схему классификации кислот (Слайд 3) и записываем ее
также в тетрадь.

Для лучшего запоминания состава кислот есть стишок

:

“Первым в кислотах идет водород,
он кислотный остаток за собой ведет
А индекс с которым идет водород
Нам сразу подскажет основность кислот”.

Заряд кислотного остатка определяют по количеству атомов водорода в формуле.

Задание:

Определите степени окисления элементов в формуле кислоты
H2SO4?



Для того, чтобы правильно составить формулы оксидов соответствующих кислотам,
надо определить степени окисления главного элемента, образующего кислоту.
Например,

КИСЛОТА HN+5
O3

ОКСИД N2+5
O5

Учитель: Представители кислот представлены в вашей книге о кислотах.
(Приложение 2.)

Подводим итог нашего посещения этой станции в форме беседы по вопросам:

1. Дайте определение понятию кислоты?

2. Какой состав имеют кислоты?

3. Почему кислоты обладают общими свойствами?

4. Классификация кислот

5. От чего зависит основность кислот?

II. Станция. Правила техники безопасности.

Учитель: Дальше мы отправляемся на станцию Правила техники
безопасности.

Кислоты требуют очень осторожного обращения. Особенно коварна
концентрированная серная кислота.

Далее учитель демонстрирует с помощью термометра разогревание серной кислоты
при ее разбавлении и знакомит с правилом разбавления:

“Сначала вода, потом кислота иначе случится большая беда”.

Правила техники безопасности также записаны в вашей книге(ученики с учителем
зачитывают их в своих книгах о кислотах(приложение № 2))

III. Станция индикаторная.

Учитель: Дальше мы отправляемся на станцию
индикаторную.

Перед вами лежат белые таблетки– аскорбиновая кислота. Попробуйте их на вкус
, опишите его и объясните почему такой вкус у этих таблеток. Только нельзя
пробовать на вкус все кислоты. Кислоты как и основания можно определить с
помощью индикаторов.

Учитель демонстрирует изменение окраски индикаторов: лакмус, фенолфталеин,
метиловый оранжевый в растворах соляной, серной, уксусной кислот. (Слайд 4)

Учитель: Схема для запоминания распознавания растворов кислот с
помощью индикаторов записана также в вашей книге о кислотах.
(Приложение 2.)

Существует четверостишие для легкого запоминания изменения окраски
индикаторов в растворах кислот.

“Слон и Моська как-то скушали лимон,
Аллергию у обоих вызвал он.”

(Аллергия начинается с покраснения. СЛ – синий лакмус; МО – метиловый
оранжевый.)

Подведим итог посещения этой станции в виде беседы по вопросам:

1. Как можно определить раствор кислоты среди других веществ?

2. Какие индикаторы изменили свой цвет в кислотах?

IV. Станция. Знакомства с жителями.

Учитель: Следующая станция знакомство с жителями.

Лучше познакомимся с жителями страны “кислоты”

Ученики делают сообщения о соляной, серной кислотах
(Приложение 3.)
и зачитывают несколько четверостиший о кислотах из своих
книг о кислотах. (Приложение 2.)

4. Учитель:

Ну вот и подошло к концу наше путешествие по стране
кислот.

А сейчас посмотрим насколько хорошо вы узнали эту страну.

1.

Заполняем таблицу по кислотам, которая находится на доске и на
партах у каждого учащегося. Они должны заполнить пустые колонки(кроме пятой)
используя, материал урока
.

Формула кислоты Название кислоты Кислотный остаток Заряд кислотного остатка Формула соли
НCI
HNO3
HNO2
H2 S
H2 SO4
H2 SO3
H3 PO4

2.

Даем определение новым понятиям: кислоты, кислородсодержащие кислоты,
бескислородные кислоты, основность. (Слайд 5)

3

. Выдаются карточки по изученной теме с взаимопроверкой.
(Приложение 4.)

5. Итоги урока.

(Слайд 6)

6. Домашнее задание.

(Слайд 9)

7. Дополнительные задания по изученной теме.

(Слайды 7 и 8)




Следующий: