Урок химии по теме Кислород

«Кислород — это вещество вокруг
которого вращается земная химия».
Й. Берцелиус

Цель урока: Углубление знаний
учащихся о кислороде

Тип урока: комбинированный

Дидактическая цель: закрепить понятие
«химический элемент», «простое вещество»

Задачи:

Образовательные

  • Ознакомить учащихся со способами получения
    кислорода в лаборатории, в промышленности.
  • Изучить содержание кислорода в оболочках земли.

Развивающие

  • Расширить понятие «химический элемент»
  • Сравнить содержание кислорода в оболочках
    земли как простого вещества.
  • Научить применять полученные знания для
    конкретного примера.

Воспитательные

  • Формирование бережного отношения к живым
    организмам (к растениям).
  • Элементы экономического воспитания
  • Продолжить формирование познавательного
    интереса учащихся.

Методы обучения: сочетание
частично-поискового и объяснительно
иллюстративного методов.

Оборудование:

Таблицы

  • Распространение кислорода в природе
  • Круговорот кислорода в природе
  • Получение и применение кислорода

Вещества

  • КМnO4 - перманганат калия
  • МnO2 - оксид марганца
  • Н2O2 - перекись водорода

Приборы для проведения опыта:

  • Сухое горючие
  • Лучинки
  • Кристаллизатор
  • Стакан
  • Спички
  • Приборы для получения газов

Ход урока

I. Проверка полученных знаний.

Организационный момент: получение
индивидуальных заданий.

«В начале урока я бы хотела проверить Ваши
знания по прошлому материалу индивидуальные
задания лежат перед Вами (см. приложение). При
выполнении задания под буквой «а» — Вы получаете
оценку «удовлетворительно»; «а» и «б»- хорошо;
«а», «б», «в» — отлично. При сдаче задания
контролеру (назначается заранее, его домашним
заданием является прорешивание всех карточек), у
Вас получится одна цифра.

2 человека выходят решать качественные задачи.(
оборудована первая парта для проведения
эксперимента)

Остальные фронтальный опрос

  1. Что такое неметаллы?
  2. Особенности строения атомов неметаллов
  3. Особая способность, характерная для неметаллов
  4. Что такое аллотропия? Ее причины.
  5. Где находятся элементы, простые вещества
    которые проявляют яркие неметаллические
    свойства ? (VII группа главная подгруппа)
  6. Общее их название (галогены)
  7. Перевод (рождающие соли)
  8. Что общего в строении этих атомов? (7e на высшей
    оболочке)
  9. Назовите низшую [-1] и высшую [+7 исключая F]
    степени окисления атомов в их молекулах
  10. Можно ли узнать находится ли ион галогена в
    растворе или нет? [Да]
  11. Какую реакцию нужно провести [ качественную]?
    Что это такое?

Проверяем качественные задачи. [Ученики
закрепляют качественные реакции на
галогенид-ионы]

Проверка индивидуальных заданий.

А теперь обратимся за помощью для открытия темы
сегодняшнего урока к учащимся выполняющим
индивидуальные задания. Вы получили ответ?
Выйдите к доске и откройте свою букву в теме
уроки. По пути сдайте на проверку карточки
сегодняшнему контролеру. В конце урока он(а)
объявит ваши оценки.



II. Изучение нового материала

План (на доске)

  1. Характеристика химического элемента с
    порядковым № 8 по положению в периодической
    системе химических элементов Д.И. Менделеева.
    [план характеристики отвечает 1 человек ] [ исходя
    из плана урока делайте записи в тетрадь
    замечание учителя]
  2. Способы получения кислорода

а) В лаборатории

Учитель:

В прошлом году мы с Вами знакомились
с одним из способов получения кислорода. Его
напомнит Вам 1 ученик.

Опыт получение О2 из КМnO4

  • демонстрация
  • обнаружение (лучинка загорается)
  • уравнение реакции

[При выполнении учителем опыта проверка правил
техники безопасности производится фронтально в
классе]

Учитель:

II способ получения широко
используется не только в лабораторной практике ,
но и в подводных лодках [печальный опыт АПЛ
"Курск"]

2-й ученик

  • демонстрация
  • обнаружение (лучинка загорается)
  • уравнение реакции

Почему МnO2 написан над -> [катализатор,
вещество не участвующее в реакции, а только ее
ускоряющее]

Какой еще способ Вы можете предложить?

2F2+2H2O -> 4HF+O2

Вы запишите его дома выполняя домашнее задание.

Теперь рассмотрим получение кислорода

б) в промышленности

[Рассказ учителя по таблице с указанием
применения этих способов в городе]

Круговорот кислорода в природе [связь
с биологией процесс фотосинтеза][по схеме
таблицы дети сами осуществляют рассказ]

Распространение кислорода в природе

Он всюду и везде
В камне, в воздухе, вводе
Он и в утренней росе
И в небес голубизне

  • Где на земле встречается кислород?
    [самостоятельное чтение текста параграфа]

Посмотрите на схему, вспоминаем любимый
предмет географию:

  • Как называется в географии земная кора?
    [литосфера]
  • Как называется в географии воздушная оболочка
    Земли [атмосфера]? Какое там содержание О2?
  • Как называется в географии водная оболочка
    Земли? [гидросфера] Сколько там находится
    кислорода?
  • Подумайте и скажите, в каких оболочках мы
    говорим о кислороде как о химическом элементе, а
    в каких как о простом веществе? Докажите это.

Значение и применение кислорода

  • Экологическое значение кислорода. Что может
    сделать человек для очищения воздуха?
  • Применение кислорода по схеме таблицы

III. Закрепление материала и подведение
итогов

  • Что мы изучили и повторили на этом уроке?
  • Посмотрите внимательно на план рассказа о
    кислороде (план на доске) Что не хватает в плане?
    [химических свойств кислорода] — это план работы
    на следующий урок.

IV. Домашнее задание.

Теперь контролер объявит Ваши оценки.

Приложение




Следующий: