Урок химии по теме Гидролиз солей

Цель урока: организовать процесс
осмысления представлений о гидролизе солей.

Задачи урока.

1) Обучающие:

- углубить знания об электролитах и, в
частности, о свойствах солей;

- сформировать умения определять характер
среды раствора по их составу, составлять ионные и
молекулярные уравнения гидролиза солей по
первой стадии;

- продолжить формировать умения решать
тестовые задания на основе КИМов;

- продолжить формировать умения пользоваться
опорными знаниями, составлять конспект урока.

2) Развивающие:

- развивать познавательные умения наблюдать,
сравнивать, делать логические выводы, объяснять
результаты эксперимента на основании
используемой теории.

3) Воспитывающие:

- воспитывать аккуратность при выполнении
эксперимента;

- воспитывать коммуникативные умения.

Форма проведения урока: самостоятельная
познавательная деятельность обучаемых, работа в
парах.

Метод обучения: исследовательский,
словесный.

Оборудование и реактивы

: (на каждом столе)
учебник Г.Е. Рудзитис и Ф.Г. Фельдман “Химия 11” М.
2010, таблица растворимости, индикаторная шкала,
универсальная индикаторная бумага, планшетки
для работы с малыми количествами вещества,
капельницы с растворами хлорида натрия,
карбоната калия, нитрата цинка.

Ход урока: инструктивная

карта (на каждого
обучаемого).

Организация рефлексивного самоанализа урока
обучающимися.

Этапы урока “Гидролиз”. 11 класс

1. Организационный момент. (1 мин.)

Приветствие, проверка готовности класса к
уроку, создание доброжелательной обстановки.

2. Актуализация знаний.

(7-8 мин.)

Учитель.

Урок мы начнем с повторения
вопросов, необходимых для понимания сегодняшней
темы. Работа будет проводиться по инструктивным
картам.

Выполните задание № 1

(4 мин.).

Выбрать из перечня формул кислот и оснований слабые
электролиты.

Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Двое учащихся выполняют задание у доски с
обратной стороны. Проводится самопроверка и
обсуждение результатов.

Учитель.

Давайте подытожим результаты
(устные ответы):

- Какие основания относятся к слабым?
(нерастворимые, кроме гидроксида аммония)

- Какие кислоты относятся к слабым?
(нерастворимые, летучие, неустойчивые,
органические).

Выполните задание № 2

(3 мин.).

Написать реакцию между гидроксидом натрия и
соляной кислотой в молекулярном и ионном виде.

Учащиеся выполняют задание. Один ученик
выполняет задание у доски с обратной стороны.
Проводится самопроверка.

Учитель.

- Назовите тип реакции по составу и количеству
участвующих веществ. (реакция обмена)

- Каков тип реакции по обратимости?
(необратимая)

- Как еще называются реакции между кислотой и
основанием? (реакция нейтрализации)

3. Целеполагание. (2 мин.)

Сообщаются цели и задачи урока, а также,
значение темы.

-

Процесс гидролиза играет важную роль в
пищеварении и тканевом обмене веществ всех живых
организмов, способствует поддержанию в
организме кислотно-щелочного равновесия.
Гидролиз широко используется в промышленности и
лабораторной практике для получения жирных
кислот, аминокислот, простых сахаров и других
продуктов из природных высокомолекулярных
полимеров.

- Вместе с тем, вопросы по гидролизу входят в
задания ЕГЭ, диагностические и мониторинговые
работы.

4. Изучение нового материала (фронтальная
беседа, самостоятельная работа, лабораторные
опыты в парах, работа с учебником и таблицами).

(20
мин.)

Учитель.

Что же называется гидролизом?

“Гидро” — вода, “лизис” — разложение.

Следовательно, гидролиз солей – это
разложение (взаимодействие) некоторых солей
водой.

То есть, можно сказать, что это процесс,
обратный реакции нейтрализации.

Обратимся к заданию № 2: мы с вами определили,
что реакция необратима, слабым электролитом
является только вода, то есть, соль в данном
случае не взаимодействует с водой. Концентрация
ионов водорода и гидроксила одинакова.

Соль можно рассматривать как продукт
взаимодействия кислоты и основания. Какими, в
данном случае электролитами образован хлорид
натрия? (сильной кислотой и сильным основанием).
Что можно сказать о гидролизе? (гидролиз не
происходит).

Выполните задание № 3 — лабораторный опыт.

Определение реакции среды растворов хлорида
натрия, карбоната калия и нитрата цинка.

Занесите результаты опыта в таблицу № 2
инструктивной карты (Приложение № 1).

Сделайте заключение о реакции среды раствора и
соотношении концентрации ионов водорода и
гидроксила. Запишите свои умозаключения в
таблицу.

В последней графе таблицы запишите вывод о ходе
гидролиза, с учетом того, что гидролиз
протекает по слабому иону.

Проводится обсуждение результатов.

Какой еще может быть случай образования солей? (Соль
может быть образована слабым основанием и слабой
кислотой).

Обратимся к учебнику на стр. 73 пункт IV. (Учащиеся
читают текст учебника и заносят данные в
таблицу). Реакция среды зависит от константы
диссоциации соответствующего реактива. Если
образуется нерастворимое основание и летучая
кислота, то соль полностью разлагается водой,
гидролиз протекает необратимо.

Выполните задание № 4.

Составление уравнений реакций гидролиза.

Следуя алгоритму и примерам, приведенным в
учебнике (стр. 72-73), составьте уравнения реакций
гидролиза для карбоната калия, нитрата цинка и
сульфида алюминия. (Сильные учащиеся выполняют
задание на доске).

Проводится обсуждение и самопроверка.

5. Закрепление, контроль и коррекция знаний.

(10
мин.)

Выполнение теста (Приложение № 2)
(один ученик выполняет тест на доске).

Учитель комментирует и дает методические
рекомендации по рациональному выполнению
тестов.

- Тестовые задания необходимо выполнять не
только верно, но и быстро.

- В заданиях соли могут быть даны в виде формул
или названий, поэтому необходимо хорошо знать
номенклатуру солей.

- Необходимы знания об изменении окраски
различных индикаторов, в зависимости от среды
(см. таблицу на стенде).

- Часто для ответа не нужно составлять
уравнения гидролиза, достаточно
проанализировать состав соли (какими кислотой и
основанием она образована) и использовать
выведенные нами на уроке правила гидролиза.

- В части “В” даются задания на установление
соответствия. Соли нужно соотнести: по типу
гидролиза; по способности к гидролизу; по
определению среды раствора или рН; по продуктам
гидролиза. Достаточно, хорошо усвоить данные
из составленной нами таблицы.

Проверка и обсуждение результатов теста.
Пояснения учителя.

6. Информация о домашнем задании и выставление
оценок наиболее активным учащимся.

(2 мин.)

Внимательно прочитайте рекомендации.
Выполните тест (Приложение № 3). При
выполнении задания зафиксируйте время
выполнения.

7. Организация рефлексивного самоанализа урока
обучаемыми.

(2 мин.)

Учащиеся заполняют таблицу самоанализа в
инструктивной карте.

Следующий: