Урок химии Физические и химические явления

Цели:

Дидактическая:

  • способствовать формированию знаний учащихся о
    физических и химических явлениях;
  • расширить понятие “химическая реакция”;
    обратить внимание учащихся на разнообразный
    характер явлений окружающего мира;
  • продолжить формирование представлений о
    признаках и условиях протекания химических
    реакций;
  • содействовать формированию у учащихся знаний,
    позволяющим выявить чёткие различия между
    физическими и химическими явлениями.

Развивающая

:

  • способствовать развитию умений учащихся
    обращаться с лабораторным оборудованием,
    соблюдая ТБ;
  • продолжить развивать общеучебные умения и
    навыки, логическое мышление, умение
    анализировать, делать вывод;
  • создать условия для развития умений работать в
    группе;

Воспитывающая

:

  • содействовать воспитанию у учащихся
    организованности, аккуратности при проведении
    эксперимента, умения организовывать
    взаимопомощь при проведении групповой работы.

Оборудование и реактивы:

  • Алюминиевая проволока, медная проволока
    свёрнутая в спираль, химический стакан с водой,
    пробирки, держатель пробирок, спиртовка, спички,
    шарик пластилина, кусочек мела, пинцет, ступка и
    пестик, новый и ржавый гвоздь, иодид калия, нитрат
    свинца, хлорид аммония, гидроксид натрия,
    железные стружки, серная кислота
    концентрированная, фарфоровая чаша, спирт
    этиловый, лист картона, химическая ложечка,
    цинковый порошок, соляная кислота, хлорид натрия,
    нитрат серебра, сульфат меди,
  • Дидактический материал:

  • Знаки химических элементов, задание “установи
    соответствие” (Приложение 2), ключ
    ответов к заданиям, карточки с именами учащихся,
    рисунки с изображением физических и химических
    явлений (Приложение 1).
  • Тип урока:

    комбинированный. Основная часть –
    формирование новых знаний и умений.


    Этап урока

    Содержание деятельности
    учителя

    Содержание деятельности
    учащихся

    I. Мобилизующее начало урока 1. Упражнение
    организационно–психологического характера.


    Здравствуйте, уважаемые ребята и гости нашего
    урока.

    – Ребята, я предлагаю вам начать урок с задания,
    которое позволит вам сконцентрироваться и быть
    более внимательными. Откройте, пожалуйста, свои
    тетради и посмотрите на доску.

    На доске написаны знаки химических элементов:

    K Na S O N Fe

    Через несколько секунд учитель закрывает
    доску и просит учащихся воспроизвести эти знаки
    у себя в тетради, затем происходит проверка
    написанного.

    Учащиеся запоминают знаки химических
    элементов, написанных на доске и, воспроизводят
    их в своих тетрадях.

    II. Актуализация знаний 1. Актуализация знаний по теме
    “Химический элемент”.

    – Ребята, для того, чтобы
    изучать химию и понимать химический язык, что мы
    должны знать обязательно и учили это на самых
    первых уроках?

    (– Знаки химических элементов).

    – Правильно, так давайте же вспомним
    химические элементы.

    Учитель показывает знаки химических элементов,
    а учащиеся называют их друг за другом по цепочке.

    2. Актуализация знаний по теме “Сложные
    вещества”.

    – Совсем недавно мы говорили о сложных
    веществах, скажите, какие вещества называют
    сложными?

    – Какие классы веществ относятся к сложным
    веществам?

    – Ребята, сейчас выполните задание в своей
    тетради “установи соответствие”:

    (задание написано на обратной стороне доски)

    – Проверьте свои ответы по ключу ответов 1 в, 2 а, 3 б, 4 д, 5 г и поставьте сами
    себе оценку в тетрадь.

    Ребята друг за другом называют знаки
    химических элементов, которые показывает
    учитель

    Учащиеся говорят определение сложных
    веществ и приводят примеры.

    В своих тетрадях ребята выполняют упражнение
    “установи соответствие”, а затем сами проверяют
    его по ключу ответов и ставят себе оценку.

    III. Целеполагание и планирование – Сейчас я попрошу вас записать число и
    тему урока “Физические и химические явления” в
    тетрадь.

    – Ребята, подумайте и предположите, о
    чём мы будем сегодня говорить, а затем выскажите
    свои предположения.

    (отличие физических явлений от химических,
    посмотреть эти явления, выполнить задания на
    закрепление изученного материала)

    Учитель на доске фиксирует ответы учащихся:

    – физические явления;

    – химические явления;

    – посмотреть;

    – закрепить.

    – Не забудьте про карточки с вашими именами,
    которые лежат у меня на столе. В конце урока
    учащийся, чьё имя написано на верхней карточке
    попытается пересказать то, что он узнал нового на
    уроке.

    Учащиеся пытаются сформулировать цели
    урока и свою деятельность на уроке.

    Ребята
    осознают, что необходимо быть внимательными, т.к.
    в конце урока ученик, чьё имя окажется на верхней
    карточке, должен будет передать основное
    содержание урока.

    IV. Изучение нового материала 1. Физические явления.

    – Начнём
    изучение нового материала с физических явлений,
    запишите определение в тетрадь:

    Физическое явление – явление, которое не
    сопровождается образованием новых веществ, оно
    проявляется в изменении формы тела или
    агрегатного состояния вещества.

    Учитель приглашает к демонстрационному столу
    по одному школьнику и просит продемонстрировать
    следующие явления, прокомментировав увиденное:

    – согнуть алюминиевую проволоку (изменилась
    форма
    );

    – вскипятить 1 мл воды в пробирке (изменилось
    агрегатное состояние
    );

    – расплющить шарик пластилина (изменилась
    форма
    );

    – выпрямить спираль медной проволоки (изменилась
    форма
    );

    – растереть кусочек мела в порошок в ступке (изменилась
    форма
    ).

    Таким образом, в проделанных опытах изменяется
    форма тела или же его агрегатное состояние, но не
    произошло образование новых веществ.

    – Запишите в тетрадь любой пример физического
    явления.

    (можно показать опыты, а детям предложить
    самим сформулировать определение физического
    явления)

    2. Химические явления.

    Химическое явление – явление, в результате
    которого происходит образование нового
    вещества.

    – Ребята, на прошлом уроке мы говорили о
    признаках протекания химических реакций.
    Попытайтесь вспомнить их и назовите.

    Дети называют, а учитель записывает эти
    признаки на доске:

    1. Изменение окраски;
    2. Образование осадка;
    3. Появление запаха;
    4. Выделение газа;
    5. Поглощение или выделение теплоты (иногда со
      светом).

    Учитель приглашает к демонстрационному столу
    по одному школьнику и просит провести
    лабораторный опыт, соблюдая технику
    безопасности, а учащиеся из класса объясняют,
    какие изменения указывают на протекание
    химической реакции:

    1. Продемонстрировать классу нормальный и ржавый
      гвоздь, блестящую и тусклую мельхиоровую ложки (изменилась
      окраска предмета);
    2. Взаимодействие иодида калия KI и нитрата свинца
      Pb(NO3)2 (выпадает жёлтый осадок иодида
      свинца PbI2);
    3. Взаимодействие хлорида аммония NH4Cl и
      гидроксида натрия NaOH (появляется запах аммиака
      NH3);
    4. Взаимодействие железных стружек Fe с серной
      кислотой H2SO4 (выделяются пузырьки
      газа – водорода H2);
    5. Горение спирта в фарфоровой чаше (выделение
      теплоты и света).

    Особое внимание учитель обращает на технику безопасности при проведении
    опытов.

    Записывают определение физического
    явления в тетрадь.

    Ребята сами демонстрируют
    физические явления и комментируют увиденное.

    Записывают определение химического явления в
    тетрадь.

    Называют признаки химических реакций.

    Ребята демонстрируют некоторые химические
    явления и комментируют увиденное.

    V. Закрепление изученного материала Учитель делит класс на 4 группы. Каждая
    группа получает по 4 рисунка (Приложение
    1), на которых изображены физические и
    химические явления. Ребята должны определить, на
    каком рисунке изображено физическое явление, а
    на каком – химическое.

    Обсудив это в группах,
    ребята из каждой группы демонстрируют рисунки и
    называют изображённые явления. По одному
    химическому явлению демонстрирую у
    демонстрационного стола.

    1-я группа – взаимодействие цинка с соляной
    кислотой с выделением газообразного водорода;

    2-я группа – взаимодействие хлорида натрия с
    нитратом серебра с выпадением белого
    творожистого осадка хлорида серебра;

    3-я группа – взаимодействие сульфата меди с
    гидроксидом натрия с выпадением осадка синего
    цвета.

    4-я группа – взаимодействие мела с серной
    кислотой с выделением углекислого газа.

    Работают в группах по выявлению
    физического и химического явления среди
    изображённых рисунков.

    Демонстрируют классу
    химические явления.

    VI. Валеологическая пауза Учитель предлагает классу выполнить
    несколько упражнений для пальчиковой
    гимнастики; упражнения для снятия усталости
    глаз; упражнения, активизирующие кровообращение
    головного мозга. Выполняют упражнения, предложенные
    учителем.

    VII. Закрепление изученного материала Учитель раздает индивидуально
    распечатки с заданием “Установи соответствие” (Приложение 2) и просит его выполнить.

    После
    его выполнения происходит взаимопроверка по
    ключу ответов и выставление друг другу оценок в
    тетрадь.

    Вариант I.

    Физические явления: 1, 3, 5, 6, 8,10

    Химические явления: 2, 4, 7, 9

    Вариант II.

    Физические явления: 1, 3, 5, 7, 9

    Химические явления: 2, 4, 6, 8, 10

    Ребята выполняют упражнение
    индивидуально, а затем производят
    взаимопроверку по ключу ответов, выставляют
    оценки друг другу в тетрадь.

    VIII. Рефлексия Учитель совместно с учащимися
    оценивает урок и принимает их предложения и
    пожелания:

    – ребята, чему каждый из вас научился
    на сегодняшнем уроке?

    – освоены ли понятия: физическое явление,
    химическое явление?

    – были ли моменты непонимания?

    – смогли ли мы их разрешить в ходе разговора?

    – что вам понравилось или не понравилось на
    уроке и почему?

    – какой результат вы получили?

    * * *

    учитель обращает внимание на карточки с
    именами детей, положенные на стол в начале урока.
    Далее заслушивает краткое изложение изученного
    материала от ученика, чьё имя написано на верхней
    карточке.

    * * *

    Если есть резерв времени, можно провести
    задание на развитие зрительной и слуховой
    памяти.

    Слова из столбика “видел” учащиеся читают с
    доски, другие слова слышат от учителя. И те, и
    другие слова они записывают по памяти в тетрадь в
    два столбика.

    “видел” – “слышал”

    О2 – дыхание;

    Н2О – вода;

    Fe – металл;

    S – порошок.

    Ребята отвечают на вопросы, оценивают
    полноту полученных знаний, проводят самооценку
    своей работы.

    Ученик выступает с резюме.

    Ребята выполняют упражнения для развития
    зрительной и слуховой памяти.

    IX. Домашнее задание – Ребята, что необходимо сделать для
    более полного усвоения темы?

    – Изучите конспект
    урока и попытайтесь сами написать по пять
    физических и химических явлений, используя свой
    собственный опыт.

    – Попытайтесь составить тест по теме
    “Физические и химические явления”;

    – Прочитайте текст параграфа 3 по учебнику /1/

    Урок завершён, всем спасибо.

    Предполагаемые ответы детей

    Записывают
    домашнее задание.

    Литература

    1. Кузнецова Н.Е., Титова И.М. Химия учебник для 8
      класса. – М.: Вентана-Граф, 2004.
    2. Интернет-ресурсы.

    Следующий: