Урок: Химические свойства солей

Цель: Систематизировать знания о химических свойствах солей, типах химических реакций, в которые могут вступать соли, условиях протекания реакций ионного обмена.

Задачи:

Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с характеристикой химических свойств солей, с помощью уравнений реакции;
  2. Способствовать умению записывать уравнения реакций, отражающие химические свойства солей, в молекулярном, ионном и окислительно–восстановительном виде.

Воспитательные:

  1. Воспитание активности, аккуратности, умения работать в сотрудничестве с другими;
  2. Активизация внимательности, настойчивости, упорства в достижении поставленной цели, заинтересованности в получении знаний.

Коррекционно–развивающие:

  1. Формировать речь;
  2. Развивать наблюдательность, умение делать выводы на основании химического эксперимента;
  3. Развивать практические навыки обращения с лабораторным оборудованием.

Оборудование: растворы FeCI3, NaOH, BaCI2, Na2SO4, HCI, мел, штатив для пробирок, пробирки, мультимедиа средства, технологическая карта.

Словарь: химические свойства солей, реакция обмена, реакция окислительно–восстановительная.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Проверка готовности учащихся к уроку. (Обращает внимание на дежурный звук)

Учитель. Встаньте, хорошо слушайте. Здравствуйте!

Дети. Здравствуйте.

II. Работа по формированию произносительных навыков и развитию слухового восприятия (работа над внятностью, темпом, словесным ударением, развитием слухового восприятия).

Работа ведется фронтально.

По ходу работы на доске вывешиваются таблички со словарем.

Послушайте знакомые словосочетания (за экраном учитель произносить речевой материал, бывший в слуховой тренировке на прошлых уроках).

Химические свойства

Реакции

Учащиеся повторяют слова и словосочетания по одному, вместе с учителем.

Послушайте новое.

Химические свойства солей (учитель произносит словосочетание).

  1. за экраном,
  2. слухо — зрительно,
  3. за экраном после того, как его повторят учащиеся.

III. Сообщение темы и цели урока.

Прочитаем план урока. (Обращает внимание на дежурный звук)

План урока.

  1. Проверка домашнего задания.
  2. Повторение пройденного материала.
  3. Изучение нового материала.
  4. Лабораторная работа.
  5. Вопросы для закрепления.
  6. Текущая проверка.
  7. Домашнее задание.
  8. Оценка проделанной работы.
  9. Уборка рабочих мест.

Дети читают и проговаривают предложения                 

IV. Проверка домашнего задания.

Проверить химические термины.

Назвать реакции и условия их протекания.

V. Актуализация прежних знаний.

Вопросы:

  1. Что называется химической реакцией?
    Химическая реакция – это превращение одних веществ в другие.
  2. Какие типы химических реакций известны?
    Реакции соединения, разложения, замещения и обмена.
  3. Дайте определение класса солей. (Обращает внимание на дежурный звук и поправляет детей)

Учитель: Соли – сложные неорганические соединения, состоящие из атомов металлов и кислотных остатков. Соли — самый распространенный, многочисленный и разнообразный по свойствам класс неорганических соединений. С некоторыми из них вы уже познакомились. В жизни вы постоянно встречаетесь с поваренной солью — NaCl, питьевой содой – NaHCO3, кальцинированной содой – Nа2CO3, мелом, известняком и мрамором – CaCO3 Сегодня мы познакомимся с «химическими свойствами солей».



VI. Работа над содержанием темы. урока

1. Взаимодействие с металлами. Каждый левее стоящий металл в ряду напряжений вытесняет последующий из раствора его соли.

Fe+CuCI2=Cu+FeCI2
Fe°+Cu²++2CI=Cu°+Fe²++2CI
Fe°+Cu²+=Cu°+Fe²+

или Fe°–2e→ Fe²+ │ окисляется (восстановитель)
Cu²++2e→ Cu° │ восстанавливается (окислитель)

- При каких условиях протекает эта реакция?
- Определите тип реакции.

2. Взаимодействие со щелочами. В результате обязательно должно образоваться нерастворимое основание. А сейчас сами напишите реакцию и определите тип реакции.

CuCI2+2NaOH=

3. Взаимодействие с кислотами. Два случая, когда реакция идет до конца. Первый случай: получение нерастворимой кислоты – кремниевой.

NaSiO3+2HNO3=

(ребята записывают уравнение реакции и определяют тип реакции)

Второй случай – соли карбонаты или сульфаты реагируют с растворами кислот. Результат – выделение газов CO2 или SO2

K2CO3+2HCI=

(ребята записывают уравнение реакции и определяют тип реакции)

С третьим свойством вы познакомитесь самостоятельно.

4. Взаимодействие растворимых солей между собой с образованием осадка. Рассмотрим алгоритм составления уравнения реакций

NaCI+AgNO3=

ребята записывают уравнение реакции и определяют тип реакции)

VII. Лабораторная работа.

Итак, сейчас мы проделаем опыты и в технологической карте запишите уравнение реакции и выводы. (Приложение1)

Ребята проделывают опыты под руководством учителя, записывают полученные результаты в технологические карты, проговаривая каждый шаг, обмениваются технологическими картами и проверяют уравнения реакций, определяют баллы.

Кто мне сейчас прочитает общий вывод по теме: «Химические свойства солей»?

Ученик читает: Соли способны взаимодействовать со щелочами, кислотами и другими солями.

Учитель: Правильно и в результате этих взаимодействий выпадает осадок или выделяется газ. Все реакции идут по типу ионного обмена.

Итак, сегодня мы познакомились со свойствами солей. А знаете ли вы, что применение солей началось с незапамятных времен. Большинство солей широко используются в промышленности и в быту. Например, всем известно применение поваренной соли, т.е. хлорида натрия в быту. В промышленности он используется для получения гидроксида натрия, соды, хлора, натрия и т.д. Соли азотной и ортофосфорной кислот в основном являются минеральными удобрениями. Многие средства защиты растений от болезней, вредителей, некоторые лекарственные вещества тоже относятся к классу солей.

VIII. Итог занятия.

Какую тему изучали?

Чем занимались на уроке?

IX. Домашнее задание.

§17, упражнения 2,3, стр. 102.




Следующий: