Урок-встреча в 7-м классе Климатические особенности Сахары

Цели:

  • Повторить климатические особенности Африки;
  • применить имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций;
  • развивать географическое мышление, устную речь, познавательный интерес и
    кругозор учащихся.

Оборудование :

  • Физическая карта Африки,
  • климатическая карта мира,
  • карточки с заданием,
  • дополнительная литература, атласы, плакат “Сахара”, карточки с образными выражениями, финики, бутылочка воды.

Организационный момент

Учитель объявляет о начале урока. Ученики записывают число и тему в тетради.

Ход урока

Учитель: Сегодня, мы будем говорить на уроке о самой необычной пустыне
мира. Представьте относительно прохладное утро и огромный огненный шар
поднимающегося над пустыней солнца. Поднимается солнце – и раскаляется все
вокруг : воздух такой, что кажется вырвавшимся из раскаленной печи, к тому же
настолько сух, что обжигает губы, и они начинают трескаться ; песок становится
так горяч, что лишь мозолистые ноги верблюдов выдерживают его жар ; до камней
едва можно дотронуться.

Словом, Сахара не самое удобное на Земле место для жилья. Хотя, смотря для
кого : кочевники-туареги вряд ли променяют контрастность своей пустыни,
например, на умеренность нашего климата. Кочевников Сахары называют “синими
призраками”. И, сегодня, у нас состоится встреча с туарегом.

(Входит кочевник, замотанный в синее покрывало. Класс приветствует гостя.
Учащиеся задают первый вопрос о том, почему жителей пустыни называют “синими
призраками” ? Роль кочевника выполняет старшеклассник).

Туарег: Несмотря на жару, кочевники закутываются плотной материей. Это
спасает от обжигающих лучей солнца и от песка, поднимаемого в воздухе ветром.
Синее покрывало, закрывающее лицо так, что остается лишь узкая полоска для глаз,
юноша получает на семейном празднике, когда ему исполняется 18 лет. С этого
момента он становится мужчиной. Внешне мы похожи на призраков в таком
виде.(Гостю предлагают присесть за столик перед учениками.)

Учитель: Наш уважаемый гость поможет нам разобраться в климатических
особенностях Сахары. Поскольку туарег “плохо” знает русский язык, часть рассказа
будет представлена в виде карточек – образных выражений. Прежде, чем перейти к
изложению новой темы, повторим пройденный материал по Африке, показав тем самым,
что мы знаем о родном материке кочевника.

2. Повторение

а) “Третий лишний”

(Учитель поднимает карточки с 3 наименованиями географических объектов.
Необходимо указать лишнее слово и объяснить свой выбор. Все географические
объекты затем показать на карте.)

1. Гвинейский
Гибралтарский (лишнее – залив, остальные проливы)
Мозамбикский

2. Калахари
Сахара (Сахара в северном полушарии, остальные в южном)
Намиб

3. Килиманджаро
Атлас (вулкан, далее – горы )
Капские

4. Сомали
Мадагаскар (остров у берегов Ю. Америки, остальные – Африканские территории)
Огненная Земля

5. Игольный
Альмади (лишнее – нагорье, остальные – крайние точки )
Эфиопское

б) Устный вопрос.

  1. Докажите, что Африка – самый жаркий материк ?
  2. Где выпадает наибольшее количество осадков и почему ?
  3. Где выпадает минимальное количество осадков и почему ?
  4. Где и почему зафиксированы самые высокие и самые низкие температуры ?
  5. Почему пустыня Намиб расположена на побережье океана ?
  6. Почему в Южной Африке в январе теплее, чем в июле ?
  7. В каких климатических поясах расположена Африка ?

(Все ответы сопровождаются работой по климатической карте )

3. Новая тема.

Учитель: Климат Сахары будет изложен через образные выражения, которые
нам поможет объяснить гость. Все карточки будут постепенно закреплены на доске.
Выражения необходимо записывать в рабочие тетради. Предлагаю сделать первую
запись.

“СИНИЕ ПРИЗРАКИ”.

(Далее туарег подает учителю следующую карточку.)

“СУХОЙ ДОЖДЬ”.

Учитель задает вопрос ученикам : “Почему в пустыне выпадает очень мало
осадков?”

Ответы учащихся: Сахара расположена в тропическом поясе, в области
высокого атмосферного давления.

Учитель: Во внутренних частях пустыни есть районы, где дождя не бывает
годы, а то и десятилетия, при всем при этом дождь часто не достигает поверхности
земли. Почему ?

Ответы учащихся: Раскаленный воздух от поверхности Сахары быстро
поднимается, и то незначительное количество осадков, которое направлялось к
пустыне, просто испаряется. Поэтому такой дождь образно называют “сухим”.

“В САХАРЕ ВЕТЕР ВСТАЕТ И ЛОЖИТСЯ ВМЕСТЕ С СОЛНЦЕМ”.

(Учитель закрепляет карточку на доске. Данное выражение объясняет туарег.)

Туарег: В Сахаре очень часто возникают пыльные и песчаные бури,
которые похожи на быстро охватывающие все вокруг пожары. Бури в пустыне обладают необычайной силой. Образно говоря, ветер начинается с
восходом и заканчивается с закатом Солнца.

Учитель: Несколько примеров о силе ветра:

  1. Однажды ветер отбросил верблюжьи седла на 200 метров, а камни величиной
    с куриное яйцо, катил по земле, как горох.
  2. Бывает, что ветер переносит сахарскую пыль через Средиземное море, в
    Европу.
  3. Большой урон бури наносят посевам в оазисах.

“ПЕСНЯ ПЕСКОВ – САМУМ”

(В тетрадях, кроме образного выражения, ученики записывают определение
урагана. САМУМ – ураган пустыни.)

Учитель: Горе каравану, застигнутому самумом. Караванщики говорят, что
вместе с ним в пустыню приходит смерть. (Предлагаю одному из учеников прочесть
отрывок из книги “По материкам и странам”. Издательство “Просвещение”, 1981 г. )

Ученик: “… В раскаленном воздухе чувствовалось приближение чего-то
ужасного. Огромная дюна перед нашими глазами была еще неподвижной, но вершина ее
уже ожила. Закурились и другие дюны. Горизонт померкнул, исчезла прозрачность
воздуха, небо как будто приблизилось к земле. Через несколько минут пыль закрыла
солнце, и среди красноватой мглы оно казалось красно-огненным шаром. Стало
нестерпимо душно. Нечем было дышать, люди и животные задыхались. В воздухе
слышался какой-то глухой шум, а иногда даже рев. Со всех сторон, от земли до
самого неба, неслось нечто колоссальное, готовое поглотить все живое.
Приближался самум – страшнейший ураган пустыни. Он несся необычайно быстро, а
через какие-нибудь полчаса, прошедшие с того момента, как послышался первый
звук поющих песков, мы были уже в самом центре этого ужаснейшего явления
природы. Ветер завывал на разные голоса, всхлипывал, гудел, громыхал. Порой
чудилось, что находишься возле огромной топки, лицо облизывает пламя и ты вот-вот вспыхнешь и сгоришь. Рыжее мессиво песчаной пыли клубится, вьется,
рассыпается. А когда закрученный в тугие извивающиеся жгуты горячий песок бьет
по лицу и по рукам, то кажется, что с тебя сдирают кожу наждачной бумагой. ‹…› И
мы сами, и верблюды лежали, распростертые на песке. Люди накрылись с головой
плащами и заткнули уши. Сердце мучительно болело и громко стучало, дыхание
ускорилось до предела, голова болела немилосердно. Рот и глотка высохли до того,
что казались покрытыми какой-то коркой или струпьями, нечем было дышать, и мне
казалось, что еще немного и страшная смерть неизбежна от удушья и от того, что
рот, уши, нос, глаза – все забито песком…”

Дополнение туарега: Французский путешественник Тибо пережил страшный
самум. Ветер свирепствовал 2 дня. Вода в бурдюках высохла. Несколько человек и
половина верблюдов погибли. Тибо с оставшимися в живых все – таки пересек
пустыню, но его черные как смоль волосы, за эти два страшных дня совершенно
поседели.

“СУХОЙ ТУМАН”.

(По данному выражению проводится беседа с учениками.)

Ответы учащихся: После пыльных бурь, когда наступает штиль, видимость
пропадает потому, что песок постепенно оседает, не сразу. Определенное время
видимость плохая, как во время тумана.

Учитель: Животные перестают ориентироваться. Бывали случаи, когда
газели во время “сухого” тумана спокойно шли вместе с караваном.

“МИРАЖ”.

Учитель: Мираж может ввести в заблуждение и опытных людей. Иногда даже
очень бывалые путешественники оказывались их жертвами.

Однажды 60 человек и 90 верблюдов погибли в пустыне, следуя за миражом,
который увлек их на 60 км. в сторону.

(Предлагаю ученикам в тетрадях записать логическую цепочку причины
возникновения миражей.)

Причина:

Температура темной поверхности камней 70100°
С



сильное
нагревание приземного слоя



разграничение воздушных масс



преломление
солнечных лучей



отражение местности



озеро, горы, оазис



мираж

(Ученики задают вопрос гостю о том, как распознать мираж.)

Туарег: В давние времена разжигали костер. Если в пустыне было хотя бы
небольшое движение воздуха, то стелющийся по земле дым, быстро разгонял мираж.

Учитель: Для многих караванных путей есть карты, на которых обозначены
места часто встречающихся миражей.

“СОЛНЦЕ В НАШЕЙ СТРАНЕ ЗАСТАВЛЯЕТ КРИЧАТЬ ДАЖЕ КАМНИ”.

Учитель: На этой раскаленной земле человек страдает не столько от
жары, сколько от холода. Да – да, нестерпимый зной сменяется пронизывающей
ночной прохладой.

(Предлагаю ученикам рассчитать суточную амплитуду и объяснить данное
выражение.)

День ночь амплитуда
+ 50º + 20º 30º

Вариант ответа: Суточные колебания достигают 30 градусов, таких резких
перепадов не выдерживают даже камни. Они лопаются и разлетаются на куски. Резкие
перепады температуры объясняются отсутствием облаков. Днем поверхность сильно
беспрепятственно нагревается, ночью же быстро охлаждается.

Учитель: Таковы условия пустыни, поэтому Сахара практически не
заселена.

“В ПУСТЫНЕ ПРИЯТНО ВСТРЕТИТЬ ДАЖЕ РАЗБОЙНИКА”.

(На эту тему туарег беседует с учениками, а учитель в это время раздает
карточки для закрепления. )

4. Закрепление

Учитель: В качестве проверки и закрепления климатических особенностей
не только Сахары, но и всей Африки, проведем цифровой диктант. (У каждого
ученика карточка с названием климатических поясов.)

Пояс

Экваториальный
Субэкваториальный
Тропический
Субтропический

Ответы

1, 4
3
2, 6, 7
5

(Учащиеся подписывают карточки. Учитель задает вопрос, школьники находят
ответ среди названий климатических поясов и напротив ставят цифру – номер
вопроса. Ответы отделяют запятой.)

Вопросы:

  1. В каком климатическом поясе выпадает от 1000 до 2000 мм. Осадков ?
  2. В этом климатическом поясе поверхность камней нагревается от
    70º до
    100º.
  3. Для какого климатического пояса характерны сухая зима и влажное лето ?
  4. В каком климатическом поясе одно время года – жаркое И дождливое лето?
  5. Жаркое и сухое лето, умеренно – теплая зима. Определить климатический
    пояс.
  6. В этом климатическом поясе расположены пустыни.
  7. В каком климатическом поясе выпадает самое малое количество осадков ?

5.
Заключение.

Учитель: Сегодня, у нас прошел очень интересный урок, урок-встреча с
кочевником-туарегом. Наш уважаемый гость желает преподнести вам подарок.

Туарег: Ребята, я хочу угостить вас плодами самого необыкновенного
дерева пустыни. Об этой красавице у нас говорят, что она “держит голову в огне,
а ноги в воде”. На следующих уроках вы подробнее узнаете о “королеве пустыни” –
финиковой пальме.

(Гость вручает в красивом пакете финики. Ребята в свою очередь, в качестве
подарка, преподносят бутылочку минеральной воды, как самого дефицитного товара в
пустыне.)

Урок заканчивается выставлением оценок, подведением итогов и получением
домашнего задания.

Список литературы

  1. Бенькович Т. М., Бенькович Д. Л. Опорные конспекты в обучении
    географии. 7 класс. Москва “Просвещение”, 1995 г.
  2. География. Материки и океаны. 7 класс. Поурочные планы. ∕ Автор–
    составитель : С. А. Костина – Волгоград : Учитель, 2005 г.
  3. География. 7 класс. Поурочные планы. ∕ Автор – составитель : И. И.
    Нагорная.
    – Волгоград : Учитель, 2004 г.
  4. Кондратьев Б. А., Метревели П. М. Уроки географии. 6 класс.
    Москва “Просвещение”, 1985 г.
  5. Коринская В. А., Душина И. В., Щенев В. А. География материков и
    океанов. 7 класс. Москва “Дрофа”, 2004 г.
  6. Крылова О. В., Герасимова Т. П. География материков и океанов. 7
    класс. Москва “Просвещение”, 1995 г.
  7. Крылова О. В. Уроки географии. 7 класс. Москва “Просвещение”,
    1990 г.
  8. Морозова И. В. Урок на тему “Пустыня Африки” ⁄⁄ География в
    школе, № 2 – 2001 г, с. 53.
  9. Смирнова Н. П., Шибанова А. А. По материкам и странам. Москва
    “Просвещение, 1981 г.

Следующий: