Урок-встреча с Афанасием Фетом — выдающимся поэтом-лириком, переводчиком и публицистом

Оформление: фотографии поэта,
поэтические сборники Фета (выставка), записи
романсов: «На заре ты ее не буди…», «Я тебе ничего
не скажу…».

Цели урока:

  • познакомиться с поэтической судьбой А.А.Фета;
  • выделить основные темы и особенности фетовской
    лирики;
  • на примере стихотворений показать, что
    произведения Фета, отображая природу в ее
    тончайших переливах и нюансах, несут в себе
    огромный заряд жизнеутверждающей силы;
  • помочь старшеклассникам почувствовать
    поэтическое обаяние;
  • певучесть и музыкальность большинства текстов
    Фета;
  • выяснить, что поражало современников в
    характере поэта, почему стихи Фета вызвали
    большое количество споров, пародий, насмешек.

Предварительное домашнее задание:

  • Индивидуальные сообщения:
  • Начало жизненного пути А.А. Фета.
  • Основные этапы творческой биографии.
  • Цикл стихотворений о любви. (Выучить наизусть
    2-3 стихотворения).
  • Стихи о природе. (Выучить наизусть
    стихотворение).
  • Прозаические произведения Фета.
  • Переводческая деятельность.
  • А.А. Фет – поэт-музыкант.
  • Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…»
    (наизусть).
  • Подобрать стихотворные пародии на это
    стихотворение Фета.
  • Почему оно (стихотворение) вызывало споры?

Эпиграф к уроку:

Стихи пленительные Фета.

А. Жемчужников

ХОД УРОКА

1. Вступительное слово учителя

– Кто
автор стихотворения?

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой…

Или вот еще строки:

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!

Да, автор стихотворений Афанасий
Афанасьевич Фет
– выдающийся лирик XIX
века, талантливый публицист и переводчик. Его
стихами восхищались Н. Некрасов и И. Тургенев, Л.
Толстой и М. Салтыков-Щедрин; А. Блок считал Фета
своим учителем. П.И. Чайковский высоко ценил
поэта, который «сумел шагнуть в область музыки».
На стихи Фета крупнейшие русские композиторы
написали много великолепных романсов: «Сад весь
в цвету» (А. Аренский), «Свеж и душист твой
роскошный венок» (Н. Римский-Корсаков), «В дымке –
невидимке» (С. Танеев), «Я тебе ничего не скажу…»
(П. Чайковский), «На заре ты ее не буди…» (А.
Варламов) и другие.
Очень точно сказал о значении творчества А.А.
Фета его современник – поэт А. Жемчужников:

Памяти Шеншина – Фета

Он в мире грезы и мечты,
Любя игру лучей и тени,
Подметил беглые черты
Неуловимых ощущений,
Невоплотимой красоты.
И пусть он в старческие лета
Менял капризно имена
То публициста, то поэта –
Искупят прозу Шеншина
Стихи пленительные Фета.

– В чем же «пленительность» стихов Фета? Почему
его судьбу называют одновременно и счастливой , и
печальной? Обо всем этом мы поговорим на уроке.

2. Выступления учащихся с индивидуальными
сообщениями

Краткое содержание.

Начало жизненного пути

А.А. Фет (1820-1892 гг.). Мать Фета, Каролина Шарлота
Фёт, в 1820 г. Покинула Германию с русским
дворянином Афанасием Неофитовичем Шеншиным.
Вскоре родился Афанасий, которого Шеншин
усыновил. Настоящий же отец будущего поэта –
Иоганн Фёт – чиновник, служивший в суде
Дармштадта. По этим причинам Орловская духовная
консистория отлучила будущего поэта от рода
Шеншиных. Отнята была фамилия и дворянское
звание. Короткая фамилия Фёт принесла ее в
владельцу «жесточайшие нравственные пытки»
(фамилия Фёт обрусела и стала звучать как Фет).

Поэт ставит цель – вернуться в дворянское лоно
Шеншиных – и с фантастическим упорством
добивается ее. (с 1873 года по разрешению
Александра II Фет становится дворянином
Шеншиным.)

Образование

Учился в немецком городе Верро в пансионе,
начал сочинять стихи.
Осенью 1838 года Фет стал студентом словесного
отделения Московского университета.
Восемнадцатилетний Афанасий начал неудержимо
писать стихи и познакомился с Аполлоном
Григорьевым, тоже студентом, горевшим страстью к
стихотворству. Друзья вместе готовили к печати
первый «студенческий» сборник стихов Фета,
который вышел под инициалами «А. Ф.». уже
следующий сборник появился в журнале под именем
«А. Фет».
Литературоведы считают, что буква «ё»
превратилась в «е» в фамилии поэта по вине
наборщика.
Университет Фет окончил в 1844 г. Свою поэтическую
увлеченность не скрывал, наоборот, стремился
обрести популярность.

3. Основные этапы творческой биографии А. А.
Фета

Творческий дебют – сборник
«лирический пантеон» (1840).
Стихи на страницах журналов «Москвитянин» и «
Отечественные записки». Поэт, по утверждению
Фета, – есть сумасшедший и никуда не годный
человек, лепечущий « божественный вздор» Но
стихи Фета, этот «божественный вздор», произвели
неизгладимое впечатление на Н. В. Гоголя и В. Г.
Белинского.

Военная служба. (Цель – вернуть
дворянское звание и фамилию). Военную службу в
Херсонской губернии поэт использует для
тренировки воли и выработки непоколебимого
упорства к достижению цели кратчайшим путем.
Служит твердо и последовательно.

4. Цикл стихотворений о любви

Большинство стихотворений о любви поэт
посвятил своей возлюбленной Марии Лазич, с
которой встретился в 1848 году. Но Фет не женился на
девушке, так как в браке видел «существенное
препятствие в продвижении по службе». Совсем не
подозревал поэт, что после смерти Марии, когда он
достигнет известности и всех высот благополучия,
произойдет непредвиденное: он станет рваться из
счастливого настоящего в прошлое, в котором
навсегда осталась его любимая девушка.
Преобладающая тональность любовной лирики и
Фета – трагическая.

5. Чтение выученных стихотворений (« В
душе, измученной годами…», «Ты отстрадала, я еще
страдаю…», «Солнца луч промеж лип был и жгуч и
высок…», «Не вижу ни красы твоей нетленной…»,
«Долго снились мне вопли рыданий твоих…» и
другие.)

6Стихи
о природе

Сборник «Вечерние огни» – необычайный
творческий взлет А.А.Фета.
Цикл стихотворений «о природе», «Весна», «Лето»,
«Осень», «Море». Растворяясь в природном мире,
погружаясь в самые таинственные его глубины,
лирический герой Фета обретает способность
видеть прекрасную душу природы.
Выразительное чтение стихотворений о природе.
Фета влечет природа в ее изменчивости,
постоянной смене состояний, и он радуется
каждому малому, «сиюминутному» проявлению жизни,
которая через мгновение окажется уже иной. Его
привлекает неповторимость и трепетность этих
мгновений.

7. Прозаические произведения Фета.

С 1862 по 1871 гг. в журналах «Русский вестник»,
«Заря» и других были опубликованы два самых
крупных прозаических цикла Фета: «Из деревни»,
«Записки о вольнонаемном труде». Это
«деревенская проза»: циклы состоят из рассказов,
очерков, новелл. Главный смысл прозы – «защита»
своего помещичьего хозяйства и утверждение
мысли о преимуществе вольнонаемного труда. (Фет
купил имение Степановка Орловской губернии,
затем имение Воробьевка Курской губернии,
приобрел большой дом в Москве, стал расчетливым
хозяином и коммерсантом.)

Поэзия и проза Фета – художественные
антиподы. По мнению Фета, проза – язык жизни
обыденной, а поэзия – жизнь человеческой души и
природы.

8. Заключительный этап поэтического
творчества Фета (1870 – 1892).

Если
раньше поэт в своих стихах находил «душевное
успокоение и усладу, то теперь она его тревожит и
мучит».
Четыре сборника «Вечерние огни» (1883, 1885, 1888, 1891).
Вся лирика этих сборников пронизана ощущением
того, что мир как бы «распадается на части»,
потеряв «стройность». Все больше тревоги, боли и
смятения появляется в стихах Фета.

9. Чтение стихотворений.

«В вечер такой золотистый и ясный» (1886), «Одним
толчком согнуть ладью живую» (1887), «Никогда» (1879),
«Ночь лазурная смотрит на скошенный луг…» (1892).

10. Переводческая деятельность

Фет переводит античных поэтов, а также
произведения Гете, Шиллера, Гейне, Байрона,
трагедии Шекспира и других. В переводах
стремится к точности. «Конечно, перевожу
буквально», – пишет Фет в письме В.С. Соловьеву.

11. А.А. Фет – поэт «чистого искусства»

Фет постоянно подчеркивал, что поэзия не должна
быть связана с жизнью, а поэту не следует
«рассуждать», вмешиваться в житейские дела, по
его выражению, «бедного мира».

Таким образом, вопросов общественной жизни в
своих стихотворениях он не касался. Фет «никогда
не мог понять, чтобы искусство интересовалось
чем-либо, помимо красоты», и выступал защитником
«чистого искусства»(как и его единомышленники по
взглядам на искусство: В.П. Боткин, А.В. Дружинин,
Я.П. Полонский, А.Н. Майков и другие). Поэт
стремился противопоставить искусство
действительности. Отворачиваясь от трагических
сторон действительности, от тех вопросов,
которые мучительно волновали его современников,
Фет ограничил свою поэзию темами:
а) родина; б) природа; в) любовь; г) искусство.

Поэт писал:

Неизбежно,
В мир стремлений,
Страстно,
нежно
Преклонений
Уповать,
И молитв;
Без
усилий
Радость чуя,
С плеском
крылий
Не хочу я
Залетать
Ваших
битв.

Слово учителя. Поэзия Фета – поэзия
намеков, догадок, умолчаний. Стихи – это
лирические миниатюры, с помощью которых поэт
передает «едва уловимые переживания человека,
органически связанного с природой».

12. Размышления над фактами биографии Фета. (Беседа
с учащимися.)

Вопросы (ответы записывать в
тетрадях):

– В чем суть теории «чистого искусства»? (Фет
считал, что искусство не должно быть связано с
жизнью. Истинная поэзия, по его мнению, доступна
только избранным. Фету были чужды душевные бури и
тревоги. Свое творчество он пытался отделить от
общественной жизни.)

– Что поражало современников в поступках и
характере Фета? (Двойственность: Фет –
проникновенный лирик и поклонник красоты во всех
ее проявлениях, и Фет – жестокий и расчетливый
хозяин, яростный защитник помещичьих интересов.)

– Выделите основные темы и мотивы лирики Фета. (Основные
темы и мотивы лирики: а) родина; б) природа; в)
любовь; г) поэт и поэзия. Темы родины и природы
«нераздельны». Фет умел «очеловечить» русскую
природу, найти в ней отзвук своим настроениям.
Любовь в изображении Фета – олицетворение и
печали, и треволнений, и легкой радости. Любовная
лирика отличается богатством оттенков,
нежностью и душевной теплотой. У Фета много
стихотворений об искусстве, о роли поэта и
поэзии: « Одним толчком согнать ладью живую…»,
«На стоге сена ночью южной…» и другие. Искусство,
по мнению поэта, не должно быть связано с жизнью.)

13. «Визитная карточка А.А. Фета –
стихотворение «Шепот, робкое дыханье…».
(Выразительное
чтение стихотворения и анализ).

Вопросы:

– О чем стихотворение? (О природе. О любви. О
свидании. Но ничто не составляет цельного
образа…Описать (стихотворение) нельзя, но можно
передать впечатление от него, пока оно живо, пока
оно не остыло…»)

– Каковы особенности поэтического языка?
стихотворении ничто не изображается целиком.
Какие – то смутные очертания да неясные звуки…
Поэт передает неповторимость происходящего. Все
стихотворение – одно большое сложное
предложение, состоящее из цепочки назывных. Нет
ни одного глагола! По словам великого Л. Толстова,
«каждое выражение – картина».)

– Почему стихотворение «Шепот, робкое
дыханье…» вызвало большое количество споров и
насмешек? Какие стихотворные пародии вы знаете? (Критике
подвергалось содержание стихотворения, а не
поэтическое мастерство Фета.)

Вот одна из пародий.

Сатира «Беседа с Музой» (1863)

– Стой!– прервала Муза, –
Вникнет
В эту песнь сонм важных лиц,
И как раз тебе он крикнет:
Цыц! Цыц! Цыц!
Скажут: песня не из лестных…
Навлечешь как раз их гнев,
Лучше пой, брат, про прелестных
Дев! Дев! Дев!
Обратись к луне, природе,
Пой утехи юных лет –
Ведь поэт же в этом роде
Фет! Фет! Фет!
Василий Богданов

14. Индивидуальное сообщение: «А.А. Фет
– поэт-музыкант»

15. Прослушивание романсов на стихи Фета («На
заре ты ее не буди…», «Я тебе ничего не скажу…»).

Вопрос:

– Ваше впечатление от романсов?
Одним из первых было положено на музыку
композитором Варламовым стихотворение «На заре
ты ее не буди…». Чувства женщины переданы Фетом с
исключительной художественной
выразительностью.

Выводы.

Муза Фета служила идеалом красоты и любви. Поэт
«умел подмечать тонкие, едва уловимые проявления
жизни природы и человеческих переживаний».
Необычные сочетания простых русских слов,
пронизанные музыкой ритма, заставляли читателей
проникнуться настроениями поэта. Поэтические
смелость и простоту Фета в изображении природы и
человека высоко оценили передовые читатели.

16. Домашнее задание.

1. Сообщение по группам:

1-я группа. Русская природа в лирике А. Фета.
2-я группа. Как понимает А. Фет назначение поэзии.
3-я группа. Характерные особенности лирики А.
Фета. (На основе анализа 2-3 стихотворений.)

2. Стихотворение наизусть (по выбору).

Литература.

  1. Афанасий Фет. Стихотворения / Вступит.
    Статья А. Тархова. М.: Правда, 1983.
  2. В мире литературы: Учеб. для 10кл./ Под общ. ред. А.
    Г. Кутузова. М.: Дрофа, 2002.
  3. История русской литературы (вторая половина) /
    Под ред. проф. Н. Н. Скатова. М.: Просвещение,1991.
  4. Лебедев Ю.В., Кузнецов М.Б. Литература. 10кл.:
    Метод. советы. М.: Просвещение,2000.
  5. Ревякин А.И.История русской литературы. XIX

Следующий: