Урок-встреча с А. П. Чеховым, писателем-юмористом и человеком. Рассказ Хамелеон. Анализ произведения 7-й класс

Цели:

  • опираясь на элемент драматизации, на ранее
    полученные знания о Чехове-писателе, помочь
    учащимся самостоятельно сформулировать тему
    урока, определить форму урока;
  • исходя из темы, подвести семиклассников к
    целеполаганию;
  • используя задания креативного и когнитивного
    типов (выразительное чтение в лицах, сообщение
    учащегося о писателе, иллюстрации, диалог и
    полилог, включающие в себя вопросы поискового и
    проблемного характера), помочь ребятам увидеть
    характеры героев;
  • углубить понятия о юморе и сатире, о жанре
    произведения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Формулируем тему урока. Ставим цели.

- Вы, ребята, обратили внимание на то, что тема
урока сформулирована не полно. Какова наша
первоочередная задача? (полно сформулировать
тему).

- В этом пусть нам поможет инсценировка (отрывок
из рассказа «Лошадиная фамилия»)

- О каком писателе пойдет речь, согласно
инсценировке? Знаком ли он вам? (Чехов, знаком).

- Какая же форма урока приемлема?

На доске

:

  • Урок-представление
  • Урок-встреча
  • Урок-концерт (урок-встреча)

- Можно ли о Чехове сказать, что он просто
писатель? Используйте подсказку.

На доске:

  • юморист
  • критик
  • фантаст (юморист)

- Исходя из вышепроделанной работы,
сформулируйте тему урока и запишите ее в тетрадь.

- Опираясь на тему, сформулируйте свои цели
(идет целеполагание).

III. Работа по теме.

1.

- Сегодня на урок я пригласила биографа А. П.
Чехова. Он расскажет нам о личной жизни писателя,
о его творчестве, а вы после прослушивания будьте
готовы ответить на вопрос:

- В чем необычность Чехова-писателя и
Чехова-человека? (слово о Чехове
подготовленного ученика).

Дополнение учителя.

- Свои ранние рассказы Чехов подписывал,
прибегая к псевдониму Антоша Чехонте. Что такое
псевдоним? (запись термина в тетрадь)

- Как вы думаете, почему Чехов прибегает к
псевдониму?

- Каким именем подписан рассказ «Хамелеон»?

2. Знакомство с рассказом Чехова. Выразительное
чтение по ролям подготовленными учениками.

Задание классу:

- Какими вы увидели героев рассказа?

- Сумели ли ребята через выразительное чтение
передать характеры героев?

- Чье чтение особенно вам понравилось?

3. Анализ рассказа. Теория литературы.

- Докажите, что это рассказ.

- Кто герой рассказа?

- Что вы можете сказать об Очумелове, Елдырине,
Хрюкине? Обратите внимание на иллюстрации,
приготовленные группой художников (иллюстрации
на доске).
Кто есть кто?

- Кто из «художников» наиболее ярко сумел
передать характер героя?

- Кого из героев можно назвать «хамелеоном»?
Кто такой «хамелеон»? В чем проявляется
хамелеонство Очумелова?

- Юмор или сатиру автор применяет в этом
рассказе? Вспомните о видах смеха.

На доске:

- Вспомните, что характерно для сатиры? (говорящие
фамилии)

- О чем вам говорят фамилии Очумелов, Елдырин,
Хрюкин?

- Итак, говорящие фамилии есть один из приемов
художественной детали. Запишите значение этого
термина в тетрадь.

- Какие еще художественные детали имеют место в
рассказе? Пусть подсказкой вам послужат рисунки.

- Прокомментируйте каждую из деталей. Что они
помогают понять?

- Есть ли другие детали в рассказе? (речь
героев)

- Перечитайте реплики Очумелова. Что вы можете
сказать о нем, исходя из речи героя?

- Есть ли хоть один положительный герой в
рассказе, которому сочувствует автор? (это
собака, в ее глазах была «человеческая» тоска)

- Как относятся к собаке разные герои? Например:
люди из толпы? Хрюкин? Очумелов? Выпишите ряд
слов, которые применяет Очумелов к собаке. О чем
они говорят?

IV. Делаем выводы.

- Над кем и над чем смеется автор? Какой это смех?

- В чем проявилось мастерство писателя?

V. Рефлексия.

- Понравился ли вам урок?

- Чем остались недовольны?

- Добились ли своих целей?

- Кто из ребят заслуживает особой похвалы?

(комментируются оценки)

VI. Домашнее задание (на выбор).

Письменный ответ — размышление «Почему
рассказ Чехова называется «Хамелеон»?»

Написать письмо одному из героев, выразив в нем
отношение к нему.

Следующий: