Урок-встреча по рассказу К. Паустовского Снег

Людям хотелось бы все сохранить – и
розы, и снег.

А.И.Герцен.

Всегда следует стремиться к
прекрасному.

О. Бальзак.

1. Вступительное слово.

К. Паустовский. Мы произносим эту фамилию, и нам
сразу представляется средняя полоса России:
Волга, Кама, Ока, Мещера. Это самый счастливый
край для писателя. Он писал об этом так: “Я не
променяю Среднюю Россию на самые прославленные и
потрясающие красоты земного шара. Всю нарядность
Неаполитанского залива с его пиршеством красок я
отдам за мокрый от дождя ивовый куст на песчаном
берегу Оки”.

- Каким вам человеком представляется К.
Паустовский?

(Романтик, любил природу, много путешествовал.)

- О чём писал? (О жизни, о том, что видел.)

Да, он любил писать о том, что видел, о людях, с
которыми встречался. “Каждая минута, каждое
брошенное слово и взгляд, каждая глубокая или
шутливая мысль, — писал Паустовский, — каждое
незаметное движение человеческого сердца, так же
как и летучий пух тополя или огонь звезды в
ночной луже, — всё это крупинки золотой пыли. Мы,
литераторы, извлекаем их десятилетиями эти
миллионы песчинок, собираем их из этого сплава,
выковываем свою золотую розу”.

-Что за розу имел в виду писатель? (Произведения)

2. А сейчас перенесёмся в зиму.
Представим себе зимнюю картину. Снег…

  1. Какие ассоциации вызывает у вас слово “снег”?
  2. Какие зимние строчки вспоминаются?

(Под голубыми небесами великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит)

(Чудная картина, как ты мне родна.
Белая равнина, полная луна.)

(Мороз и солнце! День чудесный!)

- Что же такое снег? (Что-то необычное)

3. У Паустовского снег разный. Посмотрим
какой.

- “Летел густой, медленный снег. Глядя на
торжественное падание снега, вдыхая запахи
лесов, подступающих к Петербургу, Кипренский
думал, как он счастлив, что родился в России”.
(Повесть “Орест Кипренский”) (Патриотическое
чувство)

- “Не будем говорить о любви, потому что мы до
сих пор не знаем, что это такое. Может быть, это
густой снег, падающий всю ночь”. (Рассказ “Ручьи,
где плещется форель”)

(Снег – любовь)

- Рассказ “Стекольный мастер”. “Все гуще падал
снег, засыпая могилу бабки Гани. И всё сильнее
зима завладевала лесами, нашим садом, всей
жизнью. И вся рязанская земля казалась мне теперь
особенно милой”. (Снег – память).

4. Рассказ “Снег”

- Ваши мысли после прочтения рассказа?

- О чём рассказ?

- Сюжет рассказа?

- Разбирая произведение, остановимся на пяти
фрагментах. Работать будем в пяти группах.

1 группа – первый фрагмент.

“Однажды ночью она проснулась. Снега светили в
окно”.

- Что необычного показалось во фразе? В каком
числе стоит слово “снег”?

Что видится за этим? Как светили окна? Какая
была жизнь у Татьяны Петровны? Найдите детали,
подтверждающие это?

(Снега светили – огромное пространство
холодной военной зимы, окна светят тускло –
жизнь мрачная, даже язычок свечи вздрагивал)

2 группа – чтение письма Потапова к отцу.

- Какие воспоминания у Николая? Что для него
Родина?

(Вспоминает зимний пейзаж: сад, беседка)

- А что для вас малая Родина?

3 группа – мысли и действия Татьяны Петровны
после прочтения письма?

(Нужно что-то менять: повесила колокольчик,
расчистила дорожку, настроила рояль, поставила
подсвечник, зажгла свечи и заиграла на рояле)

- Чем наполнилась жизнь героини?

(Верой, надеждой, ожиданием)

4 фрагмент – рассказать о Николае Потапове.

- Где находится? Чем занимается? Обратить
внимание на картины природы. Что оживило картину
природы, когда приехал домой?

(Воевал, был ранен, получил отпуск, едет домой,
узнал ,что отца нет, а в доме живут чужие люди.
Природа в тон: небо сизое, ветер выдувал из глаз
слёзы. Оглянулся: дом, сад и … дым!)

5 фрагмент – дальнейшие его действия.

- Что удивило, когда подошел к дому? Какие
картины природы рисует Паустовский? Какой снег?

(Подошел к дому, сад как бы вздрогнул: узнал его.
Удивило, что во дворе всё, как было раньше: значит,
люди добрые живут. На улице идёт снежок.)

5. Итак, снег.

- Что же такое снег? Почему рассказ назван так?

(Снег – главный герой, малая Родина, отчий дом,
суровость войны, одиночество, радость встречи)

Что вы думаете о дальнейшей жизни героев?

6. Слово учителя.

Всегда нужно верить, стремиться к прекрасному и
учиться видеть мир вокруг себя. Воспитать же
душевную чуткость, деликатность к прекрасному в
природе, людях призван мир Паустовского, который
каждому напоминает о том, что всё это вечно.

7. Рефлексия.

1. Есть французское выражение, что великие мысли
исходят из сердца. Какие мысли возникли

У вас? Составим акростих или синквейн.

(Учащиеся составляют индивидуально или в
парах.)

Снова мысли бегут вперёд,
Нужно всегда верить в лучшее,
Если даже на сердце трудно,
Голову вверх подними.

Снег.
Необычный, разный.
Манит, вызывает воспоминания, раздумья.
Это всегда что-то родное.
Отчий дом.

2. Заполнить лист самооценки.

Лист самооценки моей работы

ФИ_____________________________________________

Критерии оценки:

1 – совсем не присутствует;

2 – присутствует, но редко;

3 – часто;

4 – всегда.

- Я активно участвую в обсуждении _____________
- Я предлагаю ценные идеи _____________
- Я слушаю внимательно, обобщаю _____________
- Я делал всё самостоятельно _____________

Сумма баллов

_____________

7. Итог (на фоне музыки)

Паустовский писал: “Мне хочется хотя бы
маленькой, но светлой памяти о себе”. Лучшей
памятью о нём стали его произведения. Они
оставили добрый след в вашей памяти. Писатель
обращается к вам: “Сделай и ты свою жизнь
мелодичной, похожей на музыку”. Пусть это
свидание со снегом напоминает вам о добром и
светлом.

Следующий: