Урок Возрождение казачества в нашей стране и в р. п. Иловля


Цель:

  • - проследить процесс возрождения казачества в
    нашей стране и в р.п. Иловля.
  • - продолжить формирование умения учащихся
    работать в группах.

Задачи:

  • выяснить происхождение слов “казак”,
    “казачество”,основные версии происхождения
    казачества, особенности характера казаков,
    образа жизни. С чего началось забвение казаков?
  • выяснить отношение общества к проблеме
    возрождения казачества в нашей стране и крае;
  • узнать, как и кем данная проблема решается на
    государственном, областном, районном уровнях;
  • продолжить формирование умений планирования
    совместной работы, постановки целей,
    распределения обязанностей; умения
    анализировать СМИ, законодательную и
    нормативно-правовую базу проблемы; проводить
    социологические опросы разных групп населения;
    организовывать встречи и брать интервью с
    компетентными специалистами, экспертами.

Оборудование: папки со
скоросшивателем, фото-,видео камеры, телевизор,DVD,
магнитофон.

Этапы работы:

  • Подготовка проекта
  • Подготовка к презентации.
  • Презентация.
  • 1. Подготовка проекта

    Для выполнения проекта класс необходимо
    разделить на группы ( в соответствии с желанием
    самих ребят): историки, журналисты, юристы,
    социологи. На уроке, предшествующем собственно
    проектной работе ( лучше если задание будет дано
    за 2-3 недели до презентации), каждой группе
    необходимо определить направление в работе,
    результат которой они должны представить классу,
    а также наметить план работы, распределить
    обязанности, составить анкеты, сформулировать
    вопросы для интервью и т д. (в случае недостатка
    учебного времени, данную работу можно перенести
    на классный час).

    Историки должны выяснить:

    • происхождение слов “казак”, “казачество”.
    • основные версии происхождения казачества,
      особенности характера казаков, образа жизни.
    • С чего началось забвение казаков?

    Им предлагаются памятки:



    Форма анализа информации из печатных
    источников

    Ваша
    фамилия______________________________________________________________________
    Дата______________________________________________________________________________

    Проблема___________________________________________________________________________

    Название/дата
    публикации_____________________________________________________________

    Заголовок
    статьи_____________________________________________________________________

    Позиция, занимаемая в статье по данной
    проблеме________________________________________

    Основные пункты этой
    позиции________________________________________________________

    Ваше отношение к этой
    позиции(аргументировать)_______________________________________

    Форма обзора радио- и телевизионных
    передач

    Ваша
    фамилия______________________________________________________________________
    Дата______________________________________________________________________________

    Проблема___________________________________________________________________________

    Источник информации.(Это может быть
    телевизионная или радиопрограмма новостей,
    документальная программа, интервью или какая –
    либо другая программа по проблеме)_______

    ___________________________________________________________________________________

    Основные вопросы, обсуждаемые в рамках
    проблемы_____________________________________

    Позиции
    участников__________________________________________________________________



    Принятые решения, сделанные
    выводы__________________________________________________

    Какова ваша
    позиция_________________________________________________________________

    Ваши предложения по решению
    проблемы______________________________________________

    Юристы

    должны изучить законодательную и
    нормативно- правовую базу проблемы, различные
    письменные источники и на их основе выделить
    основные этапы возрождения казачества в нашей
    стране.

    Журналисты должны провести встречи,
    интервью с компетентными специалистами,
    экспертами и выяснить, как решается проблема
    возрождения казачества в нашем посёлке.

    ( Необходимо помочь учащимся определить круг
    специалистов. Объяснить, как правильно
    договориться о встрече. Прежде чем отпустить их
    на встречу, проверить составленные ими вопросы.
    Посоветовать ученикам взять фото- и видео-
    камеры, и с разрешения чиновника провести фото- и
    видео- съёмки.).

    Социологи

    должны провести социологические
    опросы разных групп населения с целью выяснения
    актуальности данной проблемы в обществе,
    отношения общества к политике проводимой
    государством по решению проблемы возрождения
    казачества, какие пути решения проблемы могут
    предложить опрашиваемые. Для этого необходимо
    разработать анкеты, в которых указать следующие
    данные: пол, возраст ( дети, молодёжь, средний
    возраст, пожилые люди), образование.

    Каждой группе выдаётся папка со
    скоросшивателем, в которую будет собираться
    материал. Первый лист в папку вкладывает учитель,
    в котором указаны:

    1. Основные направления работы группы;
    2. Задания:
      1. Собрать, систематизировать, оформить материал,
        к оформлению отнестись творчески;
      2. Наметить план выступления на презентации (
        время выступления — 5 мин.)
      3. Сформулировать ответ на вопрос: чему нас
        научила работа в группе;
      4. Оценить работу каждого члена группы по
        критериям, приведённым в таблице;
      5. Все материалы работы группы сложить в папку с
        надписью ( исследователи СМИ, юристы, журналисты,
        социологи).

    Критерии оценки работы группы

    ______________(название
    группы)


    Имя, фамилия

    Вклад в работу группы

    Готовность идти на
    уступки, принимать чужое мнение

    Умение наилучшим
    образом представить работу группы

    +

    -

    0

    +

    -

    0

    +

    -

    0

    Лист самооценки работы в группе_______________(имя,
    фамилия)


    критерии

    Сбор информации

    Работа в
    команде(готовность идти на контакт, умение
    договариваться)

    Умение выступать перед
    классом

    Выполнение инструкции

    оценка

    +

    -

    0

    +



    -

    0

    +

    -

    0

    +

    -

    0

    Чему мне нужно научиться, чтобы
    моя группа получила самые высокие оценки:

    Памятка “ Как говорить”

    Представиться.

  • Кратко пояснить, о чём вы будете говорить.
  • Говорить по существу, не отклоняться от темы.
  • Стараться приводить интересные факты, примеры.
  • Если нужно использовать иллюстрации, фото-,
    видео- материалы.
  • Говорить достаточно громко, но не кричать.
  • Стараться говорить, а не читать( в крайнем
    случае, использовать краткие записи: цифры, даты,
    имена…)
  • 2.Подготовка к презентации.

    На данном этапе (урок или кл. час) каждая группа
    должна получить возможность обсудить с
    товарищами , как организовать презентацию своего
    задания. Учащиеся обсуждают, систематизируют
    собранный материал, оформляют демонстрационные
    плакаты.

    3. Презентация.

    Тема: “Возрождение казачества в
    нашей стране и в р. п. Иловля”

    Класс рассаживается по группам. На столах стоят
    таблички: историки, журналисты, юристы,
    социологи.

    Вступительное слово учителя:

    “Мы приехали к Дону и ему поклонились,
    Покрестились, как водится, и умылись водой.
    И сердца казаков от волненья забились,
    И казацкая песня полилась над волной…
    ( звучит казачья песня)

    В этом году, 15 сентября, мы отмечали День
    рождение нашего посёлка. Сколько лет исполнилось
    Иловле? (335 лет). Иловля – это древнейшая казачья
    станица, в которой из покон веков жили казаки. И
    сейчас здесь продолжают жить потомки казаков. С
    самого рождения каждый из вас слышит слова
    “казак”, “казачка”, “казачество”. Что
    означают эти понятия? С чего началось забвение
    казаков? Как проходит процесс возрождения
    казачества в нашей стране и крае?

    В течение двух последних недель вы,
    разделившись на группы, искали ответы на эти
    вопросы, самостоятельно работали по 4 основным
    направлениям: выясняли, кто такие казаки и с чего
    началось их забвение, изучали законодательную и
    нормативно-правовую базу вопроса, проводили
    социологические опросы, встречались с
    компетентными специалистами, брали у них
    интервью. Сегодня нам предстоит, опираясь на
    знания, полученные на уроках, классных часах, а
    также в ходе вашей самостоятельной работы
    ответить на вопрос:

    - Как проходит возрождение казачества в нашей
    стране и в р.п. Иловля и насколько данная проблема
    сегодня актуальна?

    Группам предоставляется время для выступлений
    в соответствии с установленным регламентом. Пять
    минут отводится на выступление и ещё 2-3 минуты –
    на обсуждение: вопросы слушателей, мнения об
    услышанном, дополнения и уточнения.
    Последовательность выступления групп: историки,
    юристы, журналисты, социологи.

    В конце урока ученики должны сделать основные
    выводы ( учитель может помочь учащимся, задав
    наводящие вопросы):

    Процесс возрождения казачества начался в 90-е
    годы 20 века и продолжается по сей день,
    постепенно набирая силу. Были приняты
    законодательные акты, способствующие процессу
    возрождения. Во многих местностях эта проблема
    является актуальной, но возродить казачество в
    том виде, в котором оно было раньше уже нельзя, да
    и не нужно. Необходимо сохранять память о
    культурных традициях казаков, об их роли ,
    которую они играли в истории нашего Отечества, и
    передавать эту память своим потомкам.

    В заключение урока 2 минуты необходимо отвести
    на письменные ответы учащихся на следующие
    вопросы:

    • Чему я научился, работая над проектом?
    • Чем эта работа была мне интересна?
    • Чем она была полезна?
    • Хочу ли я работать таким образом на других
      уроках?



    Следующий: