Урок Внутреннее положение России в середине ХVII века


Цель:

Охарактеризовать сложное внутреннее
положение России в середине XVII века и раскрыть
суть проводимых реформ.

Задачи:

  • доказать что период позднего феодализма
    обостряется классовая борьба.
  • систематизировать знания учащихся о процессе
    закрепощения крестьян в XV-XVII веках.

План урока

:

  1. Городские восстания
  2. Работа с документом
  3. Соборное Уложение 1649г.
  4. Закрепление темы
Основные понятия и даты Даты:
  • Крепостное право
  • “Белые слободы”
  • Соборное Уложение
  • Старообрядцы
  • Раскол
  • 1648 г. Соляной бунт
  • 1649 г. Соборное Уложение

Оборудование

:

  • документы,
  • таблица “Этапы закрепощения крестьян”

Ход урока

Вступительное слово учителя:

XVII век вошел в российскую историю как
“бунташный век”. Этот период отмечен активным
сопротивлением народных масс законодательному
оформлению крепостного права и усилению
феодального гнета. Сегодня мы будим говорить о
сложном внутреннем положении России в середине
XVII века, и увидим, что внутренняя политика
Алексея Михайловича была направлена на
укрепление царской власти и усиление
крепостного права – записываем тему урока.

1. В 1646г. ближайшие к царю, боярин
Морозов и дьяк Чистой стали проводить налоговую
реформу. Были снижены основные налоги, но
повышена пошлина на соль. Соль была важнейшим
продуктом, единственным консервантом и стоила
достаточно дорого. За счет этого налога
реформаторы хотели пополнить казну. Но вышло
наоборот. Люди стали отказываться от покупки
очень дорогой соли. Казна пустела. В 1648г. власти
отменили пошлину на соль, но чтобы возместить
убытки вернули прежние налоги, заставив людей
выплатить их за два прошедших года 1646-1648гг.

Это решение вызвало бунт; начались погромы
боярских домов в Москве. По стране прокатилась
волна восстаний. Особое недовольство вызывали

  • судья Земского приказа Плещеев
  • глава Пушкарского приказа Траханиотов
  • боярин Морозов
  • дьяк Чистой

Дома этих советников царя были сожжены, их
самих убили. Уцелел только Морозов , за него , как
за родственника царь просил лично. Позже его
отправили в Кирилло-Белозерский монастырь.
Восстание вышло за пределы Москвы. К царю стали
обращаться с жалобами на бояр, должностных лиц-
начальников уделов, обвиняя их во взяточничестве
и злоупотреблениях. Во всех жалобах требовали
реформ. Огромную роль в городских восстаниях
играли стрельца, недовольные задержкой
жалования.

Вопрос классу:

  • вспомните, кто такие стрельцы, когда они
    появились, какую роль играли?

Самое большое восстание произошло в 1650г. в
Пскове и Новгороде

2. Работа с документом

Вопросы:

  • какие причины привели к восстанию в Москве 1648г.
  • в каких городах еще прошли восстания?
  • против кого выступили восставшие?
  • подумайте, могло ли правительство только
    военной силой и расправами подавить восстания и
    укрепить свою власть?

3. В 1648 г царь срочно созвал Земской
собор, где встал вопрос о необходимости создания
новых законов. Каждое сословие представило свои
требования. На соборе не было крестьян, их
интересы никто не представлял.

  • какие же требования были высказаны:

Выходят два ученика в костюмах – один
представляет дворян второй посадских людей

Зачитывают требования, класс выписывает их в
тетрадь:


Требования дворян Требования посадских людей
- отмена сыска беглых крестьян - отмена “белых слобод” и передача их в
тягло

“белые слободы” – в тетрадь определение

Вывод: мы видим, что дворяне хотели решить свои
проблемы за счет крепостных крестьян, а
правительство стремилось юридически оформить
крепостное право.



В 1649г. под председательством графа Одоевского
был составлен документ – Соборное Уложение (25
глав 967 статей). В нем было зафиксировано
установление крепостного право:

  • бессрочный сыск беглых крестьян и наказание для
    дворян укрывающих их.
  • стиралась грань между вотчинниками и
    помещиками.

Чтобы понять значение этого документа давайте
проследим весь процесс закрепощения крестьян. Мы
должны увидеть, как кирпичик за кирпичиком
строилась большая и толстая крепостная стена.

Вывешивается таблица: (Приложение)

Вывод:

Соборное Уложение завершило процесс
закрепощения крестьян, закрепило его
законодательно. Усилило царскую власть.
Способствовало установлению порядка в стране.

Просуществовало Уложение до середины XIX века.
Оно резко разделило население России на
господствующий класс и бесправную угнетенную
массу горожан и крестьян. Крестьяне в 1649 г. стали
фактически собственностью феодалов. Удерживать
в повиновении народ помогала церковь, призывая
людей к повиновению покорности.



Работа с документом в учебнике.



4. Вопросы:

  • почему XVII век называют “бунташным”?
  • причина Соляного бунта?
  • значение Соборного Уложения?

Во второй половине XVII в. начинается новый
период русской истории.

В экономике – зарождаются капиталистический
отношения.

В политике – укрепляется государственный
аппарат, и появляются первые черты абсолютизма.

Домашнее задание & 8 закончить таблицу.




Следующий: