Урок внеклассного чтения по повести А. Приставкина Ночевала тучка золотая

Урок рассчитан на учащихся старших классов (9-11
кл.)

Урок внеклассного чтения поднимает актуальную
в наше время нравственную проблему
межнациональных отношений. Основная задача
урока – подвести детей к пониманию того, что не
бывает плохих народов, а межнациональные
конфликты основаны на ложных идеях
превосходства одних людей над другими,
межнациональная рознь неминуемо ведёт к насилию
и жертвам.

Решая воспитательную задачу, учитель
совершенствует литературоведческие навыки
учащихся по анализу художественного текста
(определение основной мысли отрывка через подбор
эпиграфа, повторение понятий положительный и
отрицательный вопрос, время и пространство
художественного произведения).

Для актуализации темы проводится
микроисследование мнений в коллективе,
исследуются исторические документы, для
активизации мышления учащихся используются
проблемные вопросы и обращение к личной эмпатии
учащихся.

Итогом размышлений учащихся на уроке станет
творческая работа, предполагающая осмысление
нравственной проблемы, поднятой писателем в
произведении, и обращение к культурным традициям
других народов.

Цели:

  • Общая – подвести детей к пониманию того, что
    не бывает плохих народов, а межнациональные
    конфликты основаны на ложных идеях
    превосходства одних людей над другими,
    межнациональная рознь неминуемо ведет к насилию
    и жертвам.
  • Частная – совершенствовать навыки анализа
    художественного произведения (определение
    основной мысли отрывка через подбор эпиграфа,
    повторение понятий положительный и
    отрицательный герой, время и пространство
    художественного произведения)

План:

  1. Актуализация темы. Микроисследование.
  2. Проверка индивидуального домашнего задания.
    Историческая справка.
  3. Чтение эпизодов о депортации населения Кавказа.
    Анализ эпизода
  4. Положительный и отрицательный герой.
  5. Время и пространство художественного
    произведения.
  6. Определение основной мысли отрывка через
    подбор эпиграфа
  7. Творческая работа.

Ход урока

1. Актуализация темы. Микроисследование.

Национальная рознь, национальная вражда…
Нетерпимость к человеку с другим языком, цветом
кожи, другой культурой. То в одной стране, то в
другой вспыхивают межнациональные конфликты.
Что стоит за этим? Что питает это чувство?
Попробуем провести небольшое микроисследование
по этой теме:

На чем держится национальная вражда?

A) личная неприязнь

Б) превосходство одних народов над другими

B) идея, объединяющая людей

Г) собственный вариант

(Подведение итогов анкетирования и
социализация результатов)

Вывод: действительно, редко межнациональная
вражда держится на личной неприязни, тем более,
нельзя утверждать, что какой-то один народ
превосходит другой, нет плохих народов, есть
плохие люди; скорее всего, национальные
конфликты вспыхивают из-за идей, культивируемых
теми, кто рвется к власти любой ценой.

Сегодня в центре нашего внимания эта тема,
рассматриваемая сквозь призму детских судеб
повести А. Приставкина» Ночевала тучка
золотая».

2. Проверка индивидуального домашнего задания.

1). Историческая справка о переселении народов
Кавказа в 30-40 г.

В конце 30-х годов – начале 40-х в нашей стране
произошли трагические события: насильственно
переселялись с Кавказа целые народы по личному
указанию Сталина. Воспроизвести эти события
помогут некоторые документы, сохранившиеся в
архивах государства.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ

Товарищу Сталину

«Докладываю об итогах операции по выселению
чеченцев и ингушей. Выселение было 23 февраля в
большинстве районов, за исключением
высокогорных населенных пунктов.

По 28 февраля выселены и погружены в
железнодорожные эшелоны 478479 человек, в том числе
91250 ингушей. Погружены 180 эшелонов, из которых 159
уже отправлены к месту нового поселения…

Л.Берия. 1.03.1944 г».

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ

Товарищу Сталину

«…В проведении операции принимали участие 19
тысяч оперативных работников НКВД_ГКГБ и Смерш и
до 100 тысяч офицеров и бойцов НКВД, стянутых с
различных областей. В результате проведенных 3-х
операций выселено в восточные районы СССР 650
тысяч чеченцев, ингушей, калмыков и карачаевцев.

7.03.44 г. Нарком Внутренних дел Союза ССР
Лаврентий Берия».

Лаврентий Берия был награжден за эту операцию
орденом Суворова 1-й степени, орденом, которым по
статусу должны награждаться командующие фронтов
и армий за победу в боях в масштабе фронтовой
или армейской операции.

Из записки заведующего сектором отдела
административных органов ЦК КПСС В. Текунова и
сотрудника Главной прокуратуры Т. Дорофеева от
31.10 1956 г.:

«По заявлению товарища Мальсагова и других
жителей Галанчжогского района, необходимых
средств для перевозки через горы детей, больных и
престарелых людей подготовлено не было, а
имеющиеся у населения лошади и буйволов в день
переселения были изъяты. В связи с этим жители
должны были совершить двух-трехсуточный переход
по заснеженным горным тропам. Собранным на
хуторе Хайбхой жителям Сельсовет, представители
НКВД предъявили, что все больные и престарелые
должны остаться на месте для лечения и перевозки
в плоскостные района. По свидетельству
очевидцев, значительное число граждан, в
основном женщины с детьми, больные и старики были
отделены от общей колонны.

После увода переселяемых солдаты завели
оставленных жителей в большой колхозный сарай и
подожгли его, а находившихся там людей стали
расстреливать из автоматов и пулеметов».

За скупыми строчками документов кроются судьбы
миллионов людей, тысячи из которых так и не
доехали до своей новой родины, умирая в пути от
тифа и голода.

После 20 съезда КПСС кавказская акция будет
названа своим именем: беззаконие, произвол.

Репрессированным народам будет разрешено
вернуться на земли отцов, вновь будет
восстановлена их автономия. Это будет только в 1957
году.

2) Чтение эпизодов о депортации населения.



Зачитайте эпизоды, в которых автор изображает
высылаемых с Кавказа людей. (гл. 6).

– Почему встреча главного героя со »
странным вагоном» изображена задолго до
трагических событий в жизни детей на Кавказе?

(«Об одном, что видел тут, на станции, он
промолчал. О странных вагонах на дальнем тупике
за водокачкой… И забылась, стерлась странная
такая встреча на станции Кубань с эшелоном, из
которого к нам тянули руки наши сверстники:
«Хи! Хи!» Наши поезда постояли бок о бок, как
два брата-близнеца, не узнавшие друг друга, и
разошлись навсегда, и вовсе ничего не значило,
что ехали они – одни на север, другие – на юг. Мы
были связаны одной судьбой»).

Так задолго до трагических событий в жизни
детей Кавказа автор намечает будущий конфликт
повести.

3. Анализ эпизода ( гл. 29).

Обратимся к эпизоду «Колька и Алхузур».
Почему один из Кузьменышей, потеряв свою вторую
половинку, принял Алхузура, который, ничем не был
похож на брата? Что это, может, просто привычка,
что рядом есть кто-то?

У детей все определяется гораздо проще:
главное не национальность, а нравственные
качества человека.

Проследите по тексту, приведите примеры, как
крепнет дружба детей. (Алхузур выкармливает
Кольку во время болезни. Колька раскрывает тайну
» заначки». Спасение солдата.. Клятва на
крови.)

Почему Кольку в отличие от Алхузура не трогает
разорение кладбища? Воспитывавшийся в детдоме,
он был оторван от семьи, лишен корней, поэтому
страх Алхузура ему не понятен.

4. Положительный и отрицательный герой (гл. 29-30).

– Рассматривая главы повести, мы встретимся и с
эпизодическими героями. Дети-сироты, русский
мальчишка Колька и чеченец Алхузур, спасаясь от
бесплодной ненависти взрослых, скрываются в
полуразрушенном доме и от солдат, и от чеченцев.
Найдите и зачитайте эти эпизоды.

– Ваше мнение, почему Алхузур так панически
боится солдата, прячется от него, скрывая лицо?

Для чего советские солдаты выламывают огромные
каменные плиты, могильные камни, и вывозят их,
сбрасывая в ущелье?

Почему чеченец хотел убить Кольку?

Можно ли солдата и чеченца считать
отрицательными героями?

В повести прослежен механизм разжигания
национальной вражды, взаимного ожесточения.

Солдатам внушается мысль, что все чеченцы–
предатели, враги, к ним не может быть никакой
жалости. Жестокость к ним была как бы
санкционирована, оправдана. А чеченцы видят
врагов во всех, кто оказался на их земле, поэтому
жгут дома, убивают мирных жителей, даже детей.

Солдат и чеченец, которые повстречались детям,
озлоблены кровавым противостоянием, но еще
способны на сострадание: солдат, возможно, поняв,
что дрожащий мальчишка – чеченец, не трогает его,
а горец, уступив мольбам Алхузура, оставил в
живых русского ребенка.

5. Время и художественное пространство
произведения.

А.Приставкин, внезапно раздвигая временное
пространство произведения, в 30 главе рисует
ветеранов тех событий, собравшихся в бане за
кружкой пива. – Найдите эпизод, зачитайте.
(«Встали, Виктор Иванович выходил первым и
продолжал рассказывать:

Помню, по Аргуни шли… Речка такая… На ишачках,
значит, одиннадцать ишачков, я второй… Он как
полоснет с горки из пулемета! Двое упали, а мы,
остальные, отползли за выступ! Настроили миномет
и по той горке, где он засел, как дали… Горку ту
срезали, ни пулеметчика, ни пулемета! Клочка
одежды не нашли. У нас ведь как положено: голову
тащишь в штаб, а там кто-нибудь из них опоздает и
вычеркнет из списков: Ахмет или еще кто… Ну, там
до весны орден не дали, а потом татар из Крыма
переселял… Больше на тот свет… Калмыков,
литовцев… Тоже злодеи фашисты, сволочи такие…

И вдруг я услыхал что-то уже знакомое, слышанное
давным-давно. Наверное там, на Кавказе.

– Всех, всех их надо к стенке! Не добили мы их
тогда, вот теперь хлебаем.»)

Как вы думаете, для чего нужно изменение
времени повествования, перенесение из 40-х в 80-е
годы, для чего необходим разрыв художественного
пространства?

Автор намеренно использует этот прием, чтобы
показать, что прошли годы, но пламя
межнациональной вражды не погасло, оно тлеет и в
любую минуту может вспыхнуть с новой силой. Эти
слова звучат как предупреждение всем нам, ныне
живущим.

б.Определение основной мысли урока путем
подбора эпиграфа.

Какие строчки из стихотворений могли бы стать,
по вашему мнению, эпиграфом к уроку? Объясните
свой выбор.

Я думал: «Жалкий человек.
Чего он хочет»…
Небо ясно,
Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?»
М.Ю. Лермонтов «Валерик»

Двадцатый век сурово хмурит брови.
Мы – дети века, стыд нам и позор.
Ведь никогда так много лжи и крови
Не проливалось до сих пор.
Расул Гамзатов

Ни голос памяти правдивой
Сулит беспамятность, беду…
Кто прячет прошлое ревниво,
Тот вряд ли с будущим в ладу.
А.Т. Твардовский

– Каждое из этих четверостиший по–своему
перекликается с темой урока.

Действительно, зачем же враждуют люди? На
вопрос Алхузура: » А зачем они стреляют? Ты
понимаешь?», Колька отвечает просто: «Я
думаю, что никто не понимает». И как горький
упрек всем взрослым, по чьей вине страдают дети,
Алхузуром задумчиво произнесены слова:» Но они
же большие… Они же умные… «.

Человечество стремительно движется вперед , XXI
век знаменуется все новыми и новыми открытиями,
единственное, что не меняется и не поддается
объяснению, – это людское самоистребление. Нет
ответа на наивный детский вопрос героя повести:
«Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не
мешал, а все люди были живые?»

Только память о трагических ошибках прошлого
может спасти нас от повторения их в настоящем и
будущем.

7. Творческая работа.

(Выполняется одно задание по выбору учащихся)

1. Можно ли произведение А.Приставкина назвать
повестью-предупреждением? Дайте развернутый
письменный ответ.

2. Есть ли среди ваших знакомых люди других
национальностей? Что вы знаете о традициях и
культуре этих народов?




Следующий: