Урок внеклассного чтения по повести А. Приставкина Ночевала тучка золотая в 8-м классе


Тип урока: Комбинированный, с использованием ИКТ.

Цели и задачи урока:

  • Знакомство с краткой биографией А. Приставкина.
  • Проникновение в глубину мировосприятия писателя;
  • Воспитание чувства сострадания, милосердия, терпимости к людям;
  • Раскрытие драмы гонимых войной детишек, втянутых в трагические обстоятельства насильственного переселения целых народов.
  • Развитие навыков комментированного аналитического чтения.
  • подвести учащихся к размышлению об уроках истории, о культуре межчеловеческих отношений.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы:

  • Формы организации работы детей: индивидуальная, в группах сменного состава
  • Формы организации работы учителя: объяснительно-иллюстративная с элементами диалога, проблемности, творчества.

Время реализации урока: 2 академических часа (90 мин.)

Приобретаемые навыки детей:

  • развитие навыков комментированного, аналитического чтения;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • развитие навыков публичного выступления.

На данном уроке перед детьми ставятся серьезные вопросы о гражданской ответственности каждого за то, что происходит вокруг него, об истинном сострадании и милосердии, т.к. в современном мире ситуация очень неспокойная: межнациональные войны, межэтническая рознь. И наша задача подтолкнуть учащихся к размышлению об уроках истории, о культуре межчеловеческих отношений, о роли личности в истории. Повесть А. Приставкина “Ночевала тучка золотая”, как никакая другая, подходит для этого.

Оборудование:

  1. портрет писателя, картины с видами Кавказа, иллюстрации детей к повести;
  2. презентация к уроку;
  3. видеозапись интервью писателя 1 каналу ОРТ;
  4. компьютер,проектор.
  5. видеомагнитофон, телевизор.

Фоном к уроку звучит красивая и грустная мелодия гор (зурна и дудук).

Ход урока

I. Слово о писателе

(рассказывает заранее подготовленный учащийся)

Анатолий Игнатьевич Приставкин родился в г. Люберцы Московской области в 1931 году. Потерял родителей во время войны, воспитывался в детском доме.

До войны семья Приставкиных с родственниками жила в деревянной коммуналке – 8 человек на 8 квадратных метрах. У родителей стояла кровать, у Анатолия – диванчик, у сестры – колясочка, остальные взрослые спали на полу – ногами под кровать, а головой под стол, и тот, кто вставал на работу первым, перешагивал через остальных.

И все-таки Анатолий Приставкин считает детство самым счастливым периодом жизни – еще не началась война, была жива мама, хотя в то время она уже смертельно болела.

Когда началась война, А.Приставкину шел 10-й год. Отец ушел на фронт, а мать вскоре умерла от туберкулеза. Многочисленные смоленские родственники Приставкиных также показали свои личные качества, когда в 1941 году ушли в партизаны, гибли от рук карателей под пулями и на виселицах, но нещадно били врага до прихода Советской армии.

Мальчик всю войну бродяжничал, и все, что досталось бездомным детям во время войны, в полной мере выпало и на его долю. В детских домах жили дети репрессированных, военнослужащих, сироты, среди них встречались начитанные мальчики, которые за корочку хлеба рассказывали романы с продолжением, растянутые на много вечеров, – так Анатолий познакомился с произведениями В. Гюго. Некоторые ребята изображали кино в лицах – фильм «Цирк» Приставкин знал наизусть еще с тех времен. А картину «Багдадский вор», которая произвела на мальчишку огромное впечатление, он сам пересказывал много раз и всегда как будто переносился в совершенно другой, сверкающий и далекий мир.

С детства Анатолия Приставкина носило по разным частям огромной страны – Подмосковье, Сибирь, Северный Кавказ, куда в 1944 году, в момент депортации чеченцев, направили для заселения территорий, ставших пустыми, московских беспризорников. До сих пор у Анатолия Игнатьевича хранится предмет, оставшийся с тех времен, – финка, сделанная для детской руки. К счастью, она не стала его оружием, скорее всего, чеховское, толстовское, горьковское начало не дало Анатолию пойти по иному пути. О том времени Приставкин через некоторое время скажет: «В самой середке войны тыл представлял собой фантастическую картину: военные и беженцы, спекулянты и инвалиды, женщины и подростки, выстоявшие по нескольку смен у станков, беспризорные и жулики… Мы были детьми войны и в этой пестрой среде чувствовали себя как мальки в воде. Мы всё умели, всё понимали и, в общем-то, ничего не боялись, особенно когда нас было много».

Однако смелость этих «мальков» имела совсем иные корни и не походила на обычную мальчишескую бесшабашность – это была смелость отчаяния, которую волей-неволей должен был развить в себе ребенок, попавший в крайние обстоятельства и бедствующий на последнем пределе. В свои беспризорные годы мальчишки становились сочинителями собственной жизни – частично это объяснялось любовью детей к фантазиям, частично – попыткой защититься, потому что в годы раскулачивания, различных политических процессов и репрессий стало опасно рассказывать о себе правду. Позже, в романе «Голубка», автор нашел удивительно точные слова, чтобы выразить эту взаимосвязь: «Война прошибла нас насквозь, как бомба прошибает многоэтажный дом».

К писательскому ремеслу Приставкина подтолкнул случай… Детей почти месяц везли в вагонах товарняка, в день выдавали по кусочку хлеба. В Челябинске, куда их привезли, на станции находилась столовая, которую осаждали беженцы, и ребята не могли пробиться через эту толпу взрослых. Тогда их воспитатель Николай Петрович стал кричать людям, чтобы они пропустили детей. И произошло чудо: они прошли сквозь толпу по освободившемуся пространству, как по коридору, – дети не видели лиц, просто чувствовали, что защищены, что их никто не раздавит. Эта тема легла в основу первого рассказа Анатолия Приставкина – «Человеческий коридор». Впоследствии этот символ «человеческого коридора» сопутствовал писателю на протяжении всей жизни, и он не переставал идти по нему, ощущая поддержку людей, готовых вывести его в будущее.

Работать Приставкин начал в 12 лет.

У детдомовцев путь в жизнь лежал через ремесленное училище, завод, вечернюю школу или техникум, и Анатолий не миновал его. В 14 лет, когда судьба забросила его на Кавказ, под Серноводск, Приставкин мыл банки на консервном заводе в станице Асиновской, а с 15 лет устроился в радиолабораторию при авиационном заводе, и это место на многие годы стало для него прибежищем, почти домом. С 1946 по 1951 год будущий писатель учился в авиационном техникуме на вечернем отделении. Все это время главную надежду на то, что когда-нибудь жизнь станет светлее, лучше и интереснее, давали Анатолию книги. Приставкин любил их, доставал, где возможно, иногда чтением пытаясь заглушить чувство голода, а потом много думал о прочитанном, стихи запоминал целыми страницами. Уже после войны Анатолий начал читать стихи с самодеятельной сцены, играть в любительских спектаклях, и это увлечение осталось на долгие годы. «Василий Теркин» в его исполнении пользовался большой популярностью, а в период, когда Приставкин проходил военную службу, армейское начальство возило его из части в часть, относя его выступления к важным «воспитательным мероприятиям».

Тогда же ему захотелось самому попробовать силы в сочинительстве. Анатолий написал пьесу – несколько прозаических фрагментов трудно определяемого жанра, а потом пошли стихи. Сначала он читал их с эстрады, позже решился предложить для печати, и несколько стихотворений действительно опубликовали. Когда молодой автор впервые увидел свои строки, набранные типографским шрифтом, почувствовал себя окрыленным.



В 1959 г. окончил Литературный институт им. М. Горького. Студентом работал на строительстве Братской ГЭС, полученные впечатления легли в основу его первых очерков о молодых покорителях Сибири. В 60-70-е гг. вышли в свет «сибирские» произведения писателя: «Записки моего современника»(1964), «Ангара-река»(1971), «На Ангаре»(1975). Тогда же, в 70-х г., Приставкин обратился к теме детдомовского детства в повести «Солдат и мальчик»(1977). Автобиографичная в своей основе, она стала шагом к созданию самого известного произведения автора – повести «Ночевала тучка золотая…», впервые опубликованной в журнале «Знамя»(1987, 3-4). Горькая правда об искалеченном детстве в нравственно и физически искалеченной стране прозвучала именно тогда, когда общество нуждалось в осмыслении пережитого и покаянии. Тему сиротства продолжила повесть «Кукушата, или Жалобная песнь для успокоения сердца»( журн. «Юность», 1989, 11-12). В 1991 г.вышел в свет автобиографический роман «Рязанка (Человек из предместья)». Проза Приставкина, выходившая многотысячными тиражами в начале 90-х годов, с началом войны в Чечне приобрела неожиданную актуальность. С этого времени писатель выступает как публицист и общественный деятель, работал в комиссии по вопросам помилования при Президенте РФ. За десять лет — с 1992 по 2001 год, что просуществовала руководимая А. Приставкиным Комиссия по помилованию, 57 тысячам заключенных был смягчен приговор, а почти 13 тысячам смертная казнь была заменена пожизненным заключением (слайд 2).

А.И. Приставкин – лауреат Государственной премии СССР, лауреат литературных премий в России и за рубежом, в частности национальной германской премии за юношескую литературу.

II. Просмотр фрагментов видеозаписи интервью А. Приставкина 1 каналу ОРТ (тезисы)

  • “… Бродяжничал.Из резиновых шин делал обувь, научился попрошайничать, курить, торговать, собирать бычки. Ел собственную руку, жуков. Когда нашли, кусался, рвался, рычал. На берегу Терека в детдоме нашел счастье…”
  • «…Чтобы не умереть с голоду — воровали. Мы прятали друг друга и защищали. А кто нас защитил бы еще? Я защищал татарина Мусу. Муса защищал меня. Еще у меня был близкий друг чеченец. И армянин Кристик. Я дружил с ногайцем, дружил с девочкой — немкой по фамилии Гросс. В Томилинском детдоме моим лучшим другом был еврей Мотя. И я не придумал объединение моих героев. Вот так же и мы в детстве объединялись и выручали друг друга, чтобы выжить…».
  • “… Был в шайке, в банде, но мы не убивали, мы крали пропитание. Я тоже мог быть в числе тех, кто был расстрелян за “колосок”. Мне было 10-11 лет. Но с 14 лет я ничего чужого не взял. Люди не рождаются ворами. Я не верю, что от воров рождаются воры, от дворян дворяне. Я верю в судьбу человека. Иногда жизнь складывается не так как человек хочет, а так как предрешено. Рыба видит мир в перевернутом ракурсе, и я увидел мир, как рыба на крючке, с криминальной стороны. Это страшно…”
  • “…Народ убивает друг друга. Мы потеряли разум. Любим, признаемся в любви и в то же время творим ужасное. Мы все смертны, мы все встанем перед Всевышним. И спросит Он, что я сделал хорошего. И расскажу, что люблю жену, дочь, посадил сад. А еще я скажу, что столько-то человек спас от смерти. И Он скажет : “Вот это да!”

III. История создания повести “Ночевала тучка золотая”

(сообщение заранее подготовившегося ученика).

В начале 1980-х годов А.Приставкин написал повесть «Ночевала тучка золотая» (1987). Создавалась она для себя, так как самый прозорливый сочинитель тех лет не поверил бы, что такая работа сможет увидеть свет. В своем произведении автор попытался откровенно сказать о том, что пережил сам и что больно обожгло его нервы, – мир не достоин существования, если он убивает детей. После первого коллективного чтения повести в кругу друзей начались странные вещи: сначала к Приставкину зашел товарищ и попросил рукопись, чтобы почитать дома, другой знакомый попросил для сына, третий – для коллеги. Ко времени публикации в журнале «Знамя» повесть прочитали как минимум 500 человек. Однажды домой к Анатолию Игнатьевичу приехал совершенно незнакомый человек из Ленинграда и сказал, что по просьбе своих товарищей должен обязательно прочесть повесть, чтобы рассказать о ней у себя дома. Рукопись каким-то образом без участия автора дошла до Белоруссии, и на VIII съезде писателей СССР Алесь Адамович в своем выступлении сказал несколько слов в ее поддержку. Читали ее и многие известные писатели, поэты, критики – все это стало для Приставкина колоссальной поддержкой. Тогда он поверил, что повесть надо печатать…



Повесть напечатал Георгий Бакланов – писатель-фронтовик, незадолго перед тем назначенный главным редактором журнала «Знамя». И хотя в тот момент многие рукописи, годами прятавшиеся в столах, предстали перед читателем, работа Анатолия Приставкина сразу заняла прочное место в отечественной литературе.

И дело не только в том, что автор первым показал, как происходила насильственная депортация целого народа, – будучи свидетелем тех трагических событий, он сумел создать мудрое и доброе произведение. Анатолий Игнатьевич рассказал о том, что чувствовал сам, когда его послали на Кавказ, известный мальчишке лишь по рисунку на коробке папирос «Казбек» – горец на коне, в бурке и снежные вершины за его мощными плечами. Война против целого народа, увиденная глазами ребенка, который не понимает ни смысла, ни цели происходящего. Главное достоинство повести в том, что именно детское сознание и поступки детдомовского ребенка, над которым издевалась целая когорта всякого рода «воспитателей», оказываются чище, благороднее, мудрее сознания и поступков тысяч взрослых людей, ослепленных яростью и безжалостно уничтожающих друг друга. Золотая тучка – это душа ребенка, чистота и незащищенность. Это феерическое видение, согревающее сердце и заставляющее его биться в тревоге – не разобьется ли эта тучка о горные вершины?

Повесть «Ночевала тучка золотая» экранизирована на Киностудии имени Горького режиссером СуламбекомМамиловым – ингушом, который в реальной жизни пережил все события, описанные автором, эта картина стала его судьбой и болью. Повесть «Ночевала тучка золотая» получила мировое признание – в течение нескольких лет после выхода она была переведена более чем на 30 языков, ее общий тираж составил 4,5 миллиона экземпляров только в России, а Анатолий Приставкин стал лауреатом Государственной премии СССР (1987). (слайд 3)



IV. Осмысление первых впечатлений о повести

  • Кто из героев повести представляется вам самым прекрасным и самым отвратительным? Кому из них вы более всего сочувствуете?
  • Чей портрет вам легче всего нарисовать словами? Попробуйте это сделать.
  • Какими вы представляете себе Регину Петровну и Кольку во время последнего прощания?
  • Какие страницы повести вы читали с большим волнением? Как связаны эти страницы событиями, героями, мыслями и чем отличаются друг от друга?
  • Кто и за что осужден и кто и почему спасен?
  • Какие произведения вы вспоминали, читая повесть?
  • Какие вопросы возникают при чтении произведения?
  • Почему повесть называется «Ночевала тучка золотая…»

V. Работа в группах

  • Первая группа. Меж верой и сомнением. Найти в тексте места, где вера помогает героям выжить. Добро или зло наделено в повести всемогуществом?
  • Вторая группа. Добро или зло правит миром? Подобрать зпизоды и цитаты, аргументирующие «за» и «против» в его решении.
  • Третья группа. Любовь – это путь к …? Докончить фразу. Примерами из текста доказать свою мысль.
  • Четвертая группа. Сила духа и предательство. Можно ли простить предательство? Почему Регина Петровна не выдала Алхузура? Простит ли ее Колька?

Размышления над поступками героев должны подвести учащихся к осмыслению истинного сострадания и милосердия.

VI. Словарная работа

(заранее подготовившийся учащийся)

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые несчастьем другого человека. (Со – с кем-то).

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания или человеколюбия.

VII. Вывод

  • Почему мальчик, на долю которого выпало столько горя, оказался сильнее, мудрее и честнее взрослых? (слайд 4-5)
  • Кто виноват в трагедии целого народа? (слайд 6-7)
  • Где черпать силы для сопротивления злу? (слайд 8-9)
  • Где же Автор видит тот спасительный для человека, для России «животворный» родник? (слайд 10)

VIII. Рефлексия.

Письменная работа. Мини-сочинение «След чьей слезы остался в морщинах старого утеса?»

Использованная литература:

  1. Анатолий Приставкин. Ночевала тучка золотая. – М.: Правда, 1990.

Ссылки в Интернете:

  1. www.help-rus-student.ru/pictures_fail/22/875_9.htm
  2. www.rostov-gorod.ru/forum/?PAGE_NAME=read&FID=20&TID=5671
  3. www.surbor.su/shortinfo.php?id_romance=1631
  4. www.russofile.ru/

Приложение.




Следующий: