Урок внеклассного чтения по повести А. Приставкина Ночевала тучка золотая. 9-й класс

Цель: вырабатывать у учащихся умение делать полный
анализ произведения, самостоятельно работать с историческим и литературоведческим
материалом и готовить по ним сообщения; развивать умение давать сравнительную
характеристику героев, выделять и раскрывать основные темы произведения;
донести до учащихся гуманистическую идею книги А.Приставкина: все люди –
братья.

Ход урока

I. Оформление доски

Анатолий Игнатьевич Приставкин

«Ночевала тучка золотая»

«Правда – это единственное,
что вылечит наше общество»
«Эта книга – моё пережитое.
Я ничего не придумал».
А.Приставкин

Рисунки учащихся к повести

II. А Приставкин – современный
сов. писатель.
Автор повестей «Рязанка», «Судный день», «Солдат и мальчик»,
«Ночевала тучка золотая». За последнюю А.Приставкину присуждена Государственная
премия СССР.

Сообщение учащихся о Приставкине

III. Беседа по тексту повести

- О чём эта книга? (Каков сюжет повести?)

1. О жизни детдомовцев во время войны

2. О лишении прав, уничтожении сталинским режимом целых
народов.

- Какова композиция повести?

- Как показана в повести жизнь ребят в подмосковном детском
доме? Что вас особенно поразило в этом описании? (Томилино) «Вся напряжённая
жизнь ребят складывалась вокруг мёрзлой картофелинки, картофельных очистков,
как верха желаний и мечты, — корочки хлеба, чтобы просуществовать, чтобы выжить
один только лишний военный день»

- Как выживали Кузьмёныши? Как дополняли они друг друга? «В
четыре руки тащить легче, чем в две, в четыре ноги удирать быстрей. А уж четыре
глаза куда вострей, когда надо ухватить где что плохо лежит».

«Две головы Кузьмёнышей варили по-разному. Сашка, как
человек миросозерцательный, спокойный, тихий, извлекал из себя идеи. Как, каким
образом они возникали в нём, он и сам не знал.

Колька, оборотистый, хваткий, практичный, со скоростью
молнии соображал, как эти идеи воплотить в жизнь. Извлечь, то бишь, доход».

- Каково было самое большое желание Кузьмёнышей во время
жизни в Томилино? Чем оно было вызвано? (голод)

- Чем была для них хлеборезка? Почему Кузьмёныши решили
украсть 3 буханки (бухарика) хлеба?

- Когда в повести впервые возникают строчки «Ночевала тучка
золотая»?

- Как получилось, что братья оказались в числе отправленных
на Кавказ?

- Что можно сказать о количестве детприёмников и положении в
них, если судить по поезду, отправленному на Кавказ?

- Жалко ли детям уезжать из Москвы? (…люди – железные…)

- Как по дороге на Кавказ проявилась изобретательность
Кузьмёнышей? (тридцатка, батон)

- Кто такая Регина Петровна? (жена лётчика). Рассказать о
встрече с ней? (…по-инострански…)

IV. 1. Сообщения учащихся

1) Историческая справка о Чечне

2) Чтение учителем заметки в журнале «Огонёк» № 42 за 1990г.

2. Беседа по вопросам:

- Что за странные вагоны увидел Колька на станции Кубань?



Что подумал при этом? «…переварить башкой надо…» Переварили
ли до сих пор?

 « Наши поезда постояли бок о бок, как два
брата-близнеца, не узнавшие друг друга, и разошлись навсегда, и вовсе ничего не
значило, что ехали они – одни на север, другие – на юг. Мы были связаны одной
судьбой»

- Куда привезли ребят из московских детских домов? Прочтите
описание этих мест. Что странного в нём? Какое чувство оно вызывает?

«Кавказские воды», «Пусто было кругом», «неосознанная
тревога», «ужасная догадка»

- Прав ли директор, утверждая, что взрывают мины, оставшиеся
после фашистов?

Станица Березовская- Дей Чурт (Могила отцов)

- Какими путями, как попадали люди на Кавказ?

Детдомовцы «Берёзовская 500ч.»

Илья Зверев (Зверёк), проводник, бежит от ответственности за
преступление, сторожиха т. Зина (фашисты изнасиловали дочь, страх
ответственности)

Демьян Иванович – надежда на новую жизнь, нет никого,
инвалид войны

- Что помешало братьям уехать? Почему они откладывают свой
отъезд несколько раз? Р.П.

- Почему чеченцы нападают на переселенцев? О чём говорит
эпизод с Региной Петровной?

- Рассказать, как погибает Сашка.

Несколько раз автор пишет фразу: «Мы хотели жить»

17.04.44, когда Регина Петровна устраивает день рождения
братьям, ребята чувствуют себя счастливыми и опять звучит фраза: Как не
хотелось никогда умирать, боже мой!»

- Почему не боится Колька идти открыто в деревню после
гибели брата?

«Всё худшее, что могло бы с ним случиться, он знал, уже
случилось»

Сашку не просто убили, его распяли. Наверное, это
символично.

- Придумывает ли Колька способ мести тому чеченцу, который
убил его брата?

«А вот если бы он мне попался, я…не стал бы его губить. Я
только в глаза посмотрел бы: зверь он или человек?….Я бы сказал: «Слушай,
чечен, ослеп ты, что ли? Разве ты не видишь, что мы с Сашкой против тебя не
воюем?»

- Почему мальчик-чеченец Алхузур и Колька спасают друг
друга? О чём говорит тот факт, что Алхузур и Колька стали братьями?

- Когда вновь возникают строчки «Ночевала тучка золотая»?
Почему теперь Колька их понимает? (опустошающее чувство одиночества)

V. Выводы

- Итак, какие темы раскрыты в повести?

Какая из них, по-вашему, основная? Что хочет сказать автор,
раскрывая эту тему?

Какой нравственный выбор мы должны запомнить?

«Разве нельзя сделать, чтобы никто никому не мешал, а все
люди были живы?»

«Плохих народов не бывает, бывают лишь плохие люди»

Д/З: ответить письменно на любой из предложенных
вопросов:

1. Почему Регина Петровна путала Кузьмёнышей, а тётя Зина,
сторожиха с консервного завода, различила их сразу и никогда не путала. («Но
корову, как тётю Зину, обмануть оказалось невозможно»
)

2. Можно ли назвать Петра Анисимовича Мешкова, директора
колонии, мужественным человеком? Докажите свою точку зрения.

3. Почему Колька не сказал Регине Петровне, что Сашка погиб?




Следующий: