Урок внеклассного чтения по повести А. Грина Алые паруса для 7-го класса по теме: Алые паруса – сказка, которая сбывается

Задачи:

  • познакомить учащихся с удивительными героями
    повести;
  • научить выделять в произведении сказочное и
    реальное;
  • ввести понятия из теории литературы: феерия,
    феерическая повесть, портрет, сказочное,
    реальное;
  • развивать навыки выразительного чтения
    художественного текста, в том числе наизусть;
  • развитие коммуникативных навыков при работе в
    группе.

Оборудование:

  • портрет писателя, аудиозапись морского прибоя и
    песни “Аве Мария”,
  • портрет Ю.Масютина “Ассоль” и фотография
    А.Вертинской в роли Ассоль,
  • зеленая лампа (для инсценировки),
  • рисунки учащихся.

Оформление доски:

  • портрет А.Грина,

Он бесконечно рассказывал о кораблях,
капитанах, парусах, дальних городах. Но знал
больше: о человеческой душе, о преодолении
одиночества, о вечном поиске понимания и добра”
(В.Амлинский)

В ходе урока используются эпиграфы:

Если отнять у человека способность
мечтать, то отпадет одна из самых мощных
побудительных причин, рождающих культуру,
искусство, науку и желание жить.

… Я понял одну нехитрую истину. Она в том,
чтобы делать так называемые чудеса своими
руками.

Стоит только показать человеку, как он плох
и каким хорошим может быть, как человек захочет
стать лучше”

В кабинете размещен стенд с рисунками учащихся.

Ход урока

Класс делится на три группы.

Представляются цели и задачи урока.

1. Слово учителя.

- Каждый урок по изучению того или иного
художественного произведения традиционно
начинается с биографии писателя. Сегодня на
уроке, прежде чем начать разговор об А.Грине, мы
посмотрим сценку, подготовленную ребятами, из
его рассказа-притчи “Зеленая лампа”, чтобы
потом сравнить с биографией писателя.

Инсценировка рассказа “Зеленая лампа”

- Почему А. Грин назвал свой рассказ “Зеленая
лампа”?

Это рассказ-притча о зеленой лампе, которая для
двух разных людей сослужила разную службу.
Стильтон при помощи этой лампы решил
позабавиться над беднягой Ивом, превратив его в
игрушку. А для Джона Ив эта лампа стала
источником света, проложившим путь в будущее.
Основная мысль рассказа: тот, кто имеет перед
собой высокую цель, может стать хозяином своей
судьбы.

2. Представление классу биографии А.Грина.

Выступление учащегося с индивидуальным
опережающим заданием

Задача для членов группы:

- сравнить факты биографии писателя с рассказом
“Зеленая лампа”;

- записать в тетрадь главные, по мнению каждого,
качества писателя,

- сравнить выделенные качества, выбрать общее.

Представление результатов работы группы.

Обсуждение.

3. Организация работы с повестью “Алые
паруса”.

Задача групп:

- найти сказочное и реальное в повести;

- ответить на вопрос: почему “Алые паруса” — это
сказка, которая сбывается?

Работа в группах. Выбор эпиграфа, из
приведенных на доске, который, по мнению группы,
больше всего подходит к теме урока.

Беседа по проделанной работе:

1. Обсуждение жанра произведения.

- Ваше понимание сказочного и реального.

- Что такое феерия?

- Почему Грин назвал “Алые паруса” феерической
повестью?

Ответы ребят уточняются и комментируются
учителем.

Основные понятия записываются в тетрадь.

2. Представление группами героев повести, их
характеристика.

Группам предлагают вопросы, на которые они
должны постараться ответить, представляя
результаты свой работы.

ЭГЛЬ

- Чем Эгль похож на сказочного героя?

- Как автор изображает Эгля? Найдите в тексте
его описание.

- Как происходит встреча Эгля с Ассоль? Похожа
ли эта встреча на сказку? (Учащиеся находят в
тексте изобразительно-выразительные средства,
используемые автором и подтверждающие точку
зрения группы)

- Какую роль в судьбе героев сыграла эта
встреча?

АССОЛЬ

- Почему Ассоль растет без подруг?

- Почему умерла мать Ассоль?

- Виноват ли Лонгрен в смерти Меннерса?

- Похожа ли жизнь героини на сказку? (Учащиеся
выясняют, что жизнь Ассоль до встречи с Грэем
вряд ли похожа на сказочную. Безрадостное,
полуголодное существование, неприятие
окружающих. Единственный лучик счастья для
Ассоль – это добрый, немногословный Лонгрен, с
которым любила она проводить долгие вечера,
слушая рассказы о морских путешествиях).

- Рассмотрите портрет героини художника
Ю.Масютина (Ученик читает наизусть отрывок
“Ассоль перед зеркалом”)

- Какие качества героини подчеркивает автор?

- Какой метод использует, чтобы нарисовать ее
портрет?

Дополнительное задание: сравнить
портрет художника и фотографию актрисы,
сыгравшей роль Ассоль.

ГРЭЙ

- Как герой воспринял сказку об алых парусах?

- История Грэя (Выразительное чтение отрывка о
детстве героя)

- Почему Грэй решает стать капитаном?

- Случайно ли название шхуны “Секрет”?

- В чем секрет Грэя?

Группы сообщают результаты своей работы.

Участники других групп задают уточняющие
вопросы.

4. Обсуждение эпиграфов.

Каждая группа приводит доказательства, что
эпиграф, выбранный ее участниками, отражает тему
урока, а значит, и основную мысль повести.

Подведение итогов урока

Человек в порыве к счастью способен своими
руками совершать чудеса.

Выразительное чтение эпизода

“Появление “Секрета” в Каперне” по ролям.

Звучит музыка “Аве Мария”.

Рефлексия.

- Нужна ли волшебная палочка, чтобы сотворить
чудо?

- Почему “Алые паруса” называют сказкой,
которая сбывается?

Литература

  1. Краснова Т. В ладу со сказкой. – Иркутск, 1993.
  2. Турьянская Б.И. Уроки литературы. 5-7 кл. – М.:
    Русское слово, 1996.

Следующий: