Урок внеклассного чтения по литературе Родная природа и мы

Цель:

  • развитие бережного и внимательного отношения к
    природе родного края;
  • показать единство человека и природы, роль
    пейзажа в художественном произведении.

Оборудование урока:

  • репродукции картин — пейзажей русских
    художников,
  • рисунки-пейзажи учеников,
  • музыкальные произведения,
  • видеоролик «Традиции Кузбасса».

Методические приемы:

  • рассказ учителя,
  • выразительное чтение стихотворений,
  • монологический ответ учащихся,
  • работа с текстом произведения,
  • комментированное чтение,
  • беседа по вопросам.

Ход урока

I. Вступление

Счастье — это быть с природой, видеть ее,
говорить с ней.
Л.Н. Толстой.

Учитель:

Ребята, мы сегодня поговорим о
природе, которая нас окружает. Лес, поле, горы,
море — все это природа. Но больше всего, если мы
говорим о природе, мы имеем в виду лес, журчащий
ручеек, протекающий в лесу. Люди любят и берегут
родные леса. Там, где нет лесов, сажают
лесополосы. Лес — хранитель влаги. Зеленый мир -
такой мы хотим видеть нашу планету, а не
почерневшей от военных пожарищ, не потерявшей
свои живые краски от пыльных бурь, которые
возникают то тут, то там из-за неразумной
деятельности человека. Почему сегодня, оставив
свои привычные дела, многие писатели обратились
к защите природы? Думаю, иначе и не может быть, раз
речь идет, в прямом смысле слова, о проблеме жизни
и смерти. Ученые доказывают, что через 30-50 лет мы
сами погибнем безо всякого оружия, без всякой
войны, если не спасем сейчас нашу природу.
Вдумайтесь, ребята, внимательно в слова эпиграфа,
который взяли сегодня к уроку: «Счастье — это
быть с природой, видеть ее, говорить с ней». Так
писал более ста лет тому назад Лев Николаевич
Толстой. Вот только природа во времена Толстого и
даже гораздо позже, когда детьми были наши
бабушки и дедушки, окружала людей совсем другая,
чем та, среди которой мы сейчас живем. Реки тогда
спокойно несли в моря и океаны свою прозрачную
воду, леса стояли такие дремучие, что в их ветвях
запутывались сказки, а в голубом небе ничто,
кроме птичьих песен, не нарушало тишину. А совсем
недавно мы поняли, что всего этого: чистых рек и
озер, дикого леса, нераспаханных степей, зверей и
птиц — становится все меньше и меньше. Безумный
XXI век принес человечеству вместе с потоком
открытий и множество проблем. Среди них очень и
очень важная — охрана окружающей среды. Вот и
давайте сегодня поговорим о нашей природе, о том,
как неразрывно мы связаны с ней. Ведь любить
природу — это, значит, любить свою Родину.

Монтаж


- Что мы сажаем, сажая леса?
- Мачты и реи держать паруса,
Рыбку и палубу, ребра и киль,
Странствовать по морю
В бурю и штиль.

- Что мы сажаем, сажая леса?
- Радиомачты — ловить голоса,
Стол, за которым ты будешь сидеть.
Ручку, линейку,
Пенал и тетрадь!

- Что мы сажаем, сажая леса?
- Легкие крылья летать в небеса.
Дом и качели, челнок и скамью
И деревянную лошадь твою.

- Что мы сажаем, сажая леса?
- Чащу, где бродит барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где утром вороны кричат.

- Что мы сажаем, сажая леса?
- Лист, на который ложится роса,
Воздух для легких и влагу и тень.

Все:

Вот, что сажаем в сегодняшний день!!!

II. Писатели, поэты, композиторы и художники о
нашей природе


Учитель:

Прекрасна, ребята, окружающая нас
природа. Все радует нас: высокое небо, гомон птиц,
запах родной земли, появление разных цветов.
Природа хороша в любое время года: весной, летом,
осенью, зимой. Родная природа всегда являлась
источником вдохновения русских художников.
Многие замечательные художники посвятили свою
жизнь изображению русской природы. Подлинными
мастерами пейзажа являются И.И. Шишкин, И.И.
Левитан, В.Д. Поленов и многие другие. Вот
некоторые картины мы сейчас с вами посмотрим.

Звучит произведение П.И. Чайковского «Времена
года. Осень»

Сообщение ученика по картине И.И. Левитана
«Золотая осень»

Сообщение:

Перед вами картина художника И.И.
Левитана «Золотая осень». На ней изображен
типичный уголок русской природы. Мы видим синюю
узенькую речку с зеленой травой по берегам. На
первом плане — березы в ярком наряде, вдали -
деревья, лес, деревенские огороды, сараи, дома и
сине-голубое, бездонное небо.

Звучит произведение П.И. Чайковского «Времена
года. Весна»

Сообщение ученика по картине И.И. Левитана
«Весна — большая вода»

Сообщение: На картине «Весна — большая
вода» мы видим реку, которая вышла из берегов. На
деревьях вот-вот распустятся набухшие почки и
появится первая зеленая травка. Все наполнено
светом, солнцем, теплом, радостным весенним
настроением. Вся картина написана очень ярко,
празднично.

Звучит произведение П.И. Чайковского «Времена
года. Лето»

Сообщение ученика по картине И.И. Шишкина
«Рожь»


Сообщение:

А сейчас посмотрим на картину И.И.
Шишкина «Рожь». Здесь мы видим бескрайние
просторы русской земли, море ржи. На переднем
плане — спелые, сочные колосья, которые гнутся
под тяжестью зерен. Вдали мы видим красивые ели.
Глядя на эту картину, думаешь, как богата и
обильна русская земля.

Учитель:

Мы прослушали с вами краткое
описание каждой картины. Но не только в
творчестве художников раскрывается красота
природы. Много красок, ярких и теплых слов
находит поэт А.А. Прокофьев в
стихотворении «Береза».

Ученик:


Люблю березу русскую,
То светлую, то грустную.
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчике.
С красивыми застежками.
Люблю ее заречную,
С нарядными оплечьями.
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую:
Люблю березу русскую.
Она всегда с подружками
Весною хороводится.
Целуется, как водится.
Идет, где не горожено,
Поет, где не положено,
Под ветром делу клонится
И гнется, но не ломится.

Ученик:


Н. А. Некрасов.

Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед, не окрепший на речке студеной,
Словно как тающий сахар, лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор! -
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи, лежат, как ковер.
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни:
Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни -
Все хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю:

Ученик:

А.С. Пушкин.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы.

Учитель:

Красота природы вдохновляла не
только поэтов, но и композиторов. Рисуя звуками
картину природы, композитор выражает чувства,
которые эта картина в нем вызывает.

Сообщение:

Петр Ильич Чайковский очень любил
природу, любил гулять в поле, в лесу, слушать
пение птиц. В одной из пьес П.И. Чайковский
изобразил жаворонка, который весело щебечет, то
как будто взлетает вверх, то сразу опускается
вниз. Вот и прослушаем сейчас песню жаворонка
Петра Ильича Чайковского.

Звучит произведение П.И. Чайковского «Песня
жаворонка»



Учитель:

И не только Петр Ильич Чайковский
любил природу и выражал ее в музыке, мы можем
назвать и Моцарта. Его песня «Весенняя»
пронизана солнечным светом и радостью жизни.
Слушая ее, ясно представляешь себе весну -
прекрасное «утро года».

Звучит произведение В.А. Моцарта «Весенняя»


III. Беседа с учащимися

Учитель:

Ребята, часто ли вы бываете в лесу?
Что вас приводит туда?

Учитель:

Рассказывают ли вам родители,
взрослые о том, что надо любить и беречь природу,
о ее красоте?

Учитель:

Замечали ли вы следы варварского
отношения к природе?

Ученик:


Все так изранено в лесу, как после дней войны.
Здесь уцелевшей не найти ни ели, ни сосны.
Березу ножиком пырнул какой-то живоглот.
Мне кажется, из-под коры моя слеза течет.
От этой черствости людской болит душа моя.
Под искалеченным дубком не ветер стонет — Я.

Учитель:

Ребята, а какие рассказы о природе вы
читали?

Учащиеся делают сообщения по прочитанным
произведениям С.Аксакова «Сенокос», Н. Никонова
«Черноглазка», М.Пришвина «Лесной хозяин»

IV. Работа с текстом В. Бианки «Она»

Учитель: Более подробно мы остановимся на
произведении Виталия Бианки «Она».

Ученик передает краткое содержание
произведения В. Бианки «Она»


Учитель:

Как видите: природа может быть
человеку и другом, если он понимает и бережно
относится к ней, и врагом, если пренебрежительно
относиться к ней, к познанию ее «законов».

Какие картины природы вам больше всего
понравились? (чтение фрагментов текста)

В начале природа описывается тихой: «вечер был
на редкость тих: даже птицы приумолкли», » и все-
таки главная оставалась тишина». Прошел ураган,
но тишина опять остается: «опять была тишина — и
такая, что я подумал: уж не оглох ли я?». И только,
когда солнце встало уже над горами вчерашняя
тишина прошла: «тайга шумела».

Учитель:

Прочитайте эпизод, повествующий о
приближении урагана.

Учитель:

Почему надо жить в согласии с
природой?

Природа помогает человеку, который уважает ее
«законы». Она всячески ему подсказывает о беде:
«чудился в тишине какой-то легкий призрачный
звон. Казалось, звенит воздух»; на темной туче
казался красный огонек, который молодой ученый
принял за маяк; густая трава ночью была
совершенно суха. Все эти явления природы, которые
не объясняются, навевают суеверный страх.

Учитель: Расскажите о поведении молодого
ученого и девушки — проводника до горного
урагана и после?

Девушка-ойротка предчувствовала опасность:
«Колокола звонят — быть празднику». Под
«праздником» подразумевалось значительное
событие, которое имело название «Она». ОНА -
местные жители называли какую-то неведомую силу,
какое-то непонятное им явление природы. Молодой
ученый стал прислушиваться.

После урагана ученый не испугался тайги, той
тишины, которая царила в лесу. Он был рад, что жив
его конь, что он уцелел. Но от пережитого так
ослабел, что решил переночевать на опушке тайги.
Нашел сумку. На утро им овладел страх за своих
спутников и за девушку. Ему вспомнились слова
ойротки: «Колокола звонят — быть празднику». Он
направился в лагерь, который находился на белке
(это гора с вечным снегом). Все живы. Он увидел
ойротку: «Вплетенные в ее длинные черные косы,
теперь откинутые на спину, звенели маленькие
серебряные колокольчики: таков обычай у дев
Алтая».

Учитель: Как вы понимаете слова (о девушке)
«:такие люди приводят меня в восхищение»?

Девушка заранее знала то, что не мог
предугадать даже мудрый ученый. Она
предчувствовала стихию всем своим телом и — сама
стихия — вслушивалась в зловещую тишину и
понимала ее. Поэтому она осталась жива. Она жила в
природе, любила и уважала ее.

V. Моя родина — Кузбасс

Учитель: Итак, любить природу — значит любить
свою Родину, свой малый край. Ребятам было дано
задание написать сочинение на тему «За что я
люблю свой край». Каждый выразил свое мнение.
Давайте послушаем некоторые из них:

Чтение сочинений учащихся

Учитель:

Посмотрим видеоролик «Традиции
Кузбасса». И попытаемся ответить на этот вопрос
еще раз: «За что я люблю свой край?»

Просмотр видеоролика «Традиции Кузбасса»

Учитель: Итак, за что можно любить свой родной
край?

Кузбасс сегодня — крупный промышленный центр,
это шахты и заводы, это наши сибирские кедры и
красавицы березки: Синяя лента Томи искусно
вплетена в зеленые косы лугов, лесов и полей. А
какие у нас полезные ископаемые! Чего стоит наша
тайга! Почти вся ягода, многочисленные виды
грибов, орех. Это все есть в недрах тайги и наших
лесов. В наших лесах цветы есть всегда, начиная с
апреля, когда поднимаются подснежники и огоньки,
и кончая октябрьскими голубоватыми ромашками.
Нам всем надо все это беречь, ведь это наше
богатство!


Ученица 10 класса

читает стихотворение
собственного сочинения
:

Милая малая Родина -
Это просторы лугов,
Это тропинки, что пройдены,
Речка в тени берегов.
Лес, что манит к себе ягодой,
Шишкой, грибами манит.
Летом, зимою и осенью
Тянет к себе, как магнит.
В кронах деревьев здесь белочки
На зиму сушат грибы,
А у корней друг за дружкою
Бегают бурундуки.
Милая малая Родина -
Это цветы на лугу,
Голос кукушки из рощицы,
Трель соловья поутру.
Запах и речки, и солнышка,
Запах клубники в лесу.
Хочется выпить до донышка
Всю эту чудо-красу.
Сколько дорог и тропинок
Мне не пришлось бы пройти,
Милая малая Родина,
Краше тебя не найти.

VI. Итог урока

Учитель:

Итак, ребята, давайте подведем итог.
Чему вас научил сегодняшний урок?

Ответы учащихся.

Обращение к выставке рисунков детей о природе

Учитель:

Закончить сегодняшний урок мне
хочется стихотворением Юлии Пожогиной о зиме,
ведь сейчас какое время года? Правильно. Зима!!!

Ученица 10 класса

читает стихотворение
собственного сочинения:

Как прекрасен лес зимой
В снежной шапке меховой!
Он от солнечных лучей
Стал такой загадочный.

В белой шапке снеговой
Елки, кедры, сосенки.
В белоснежной кисее
Белые березоньки.

Все в лесу, и дремлет лес
До весны, до солнышка.
Лишь не спится в этот час
Новогодней елочке.

Встрепенулась ото сна
Елочка-красавица.
В гости к нам пришла она,
Хочет всем понравиться.

Учитель:

Ребята, берегите лес! Не засоряйте
природу! Пусть эти слова будут девизом в вашей
жизни по отношению к природе.

Звучит песня С. Безрукова «Береза» из
кинофильма «Участок»




Следующий: