Урок внеклассного чтения по литературе Необыкновенное в обыкновенном по повести-сказке А. де Сент-Экзюпери Маленький принц. 8-й класс

Цели урока:

  • Образовательная: учить анализировать
    художественное произведение с точки зрения его
    идейного содержания;
  • Воспитательная: воспитывать чуткость,
    восприимчивость к окружающему миру; чувство
    ответственности за тех, кто рядом.
  • Развивающая: развивать устную и письменную
    речь; воспитывать культуру речи
    учащихся; развивать эмоционально-образное и
    аналитическое мышление.

Эпиграф:

  • «Зорко одно лишь сердце. Самого главного
    глазами не увидишь»;
  • «Все взрослые сначала были детьми, только
    мало кто об этом помнит».

Ход урока

(Звучит песня М.Таривердиева на слова
Н.Добронравова «Маленький принц»).

I. Индуктор

- «Послушайте!
Ведь, если звёзды зажигают -
значит — это кому-нибудь нужно?
Значит — это необходимо,
чтобы каждый вечер
над крышами
загоралась хоть одна звезда?!»

Этот вопрос задавали сотни мудрецов. А вы,
ребята, когда последний раз смотрели на звёзды? А
когда говорили друг с другом по душам? И есть ли
такой человек, которому вы можете всё про себя
рассказать, всё до донышка, ничего не утаивая?

Как часто мы в суматохе дел и забот не замечаем,
что в простых и обыкновенных вещах, событиях и
людях, окружающих нас, заключён особый, скрытый
от посторонних глаз смысл. И этот смысл может
понять только сам человек, но для этого что-то
вокруг него должно измениться:

Начнём мы наш сегодняшний урок не совсем
обычно.

- Внимание, черный ящик!

Я предлагаю вам,
работая в группах, угадать, какой предмет
находится внутри. Вы сможете это понять,
проанализировав смысловые ассоциации, возникшие
у меня в связи с этими предметами. На работу — 2-3
минуты.

I. Красавица с трудным характером,
непоследовательна, горда, «родилась вместе с
солнцем», боится сквозняков ( роза).

II. Сначала, пока не вырастет, он может быть
совсем маленький, но если его ростки вовремя не
выпалывать, то он и ему подобные завладеют всей
планетой, пронзят её насквозь своими корнями, и
тогда беды не миновать (баобаб).

III. Красивый, не ест хлеба, он — единственный в
целом свете для Маленького принца, открыл ему
простую истину: «Мы в ответе за тех, кого
приручили» (лис).

IV. Совершил вынужденную посадку в Сахаре,
думает, что не умеет рисовать, снисходительно
относится к взрослым, друг Маленького принца, с
которым встретился в пустыне (лётчик).

Через 3 минуты ребята по очереди озвучивают
свои ответы.

- Вы не только правильно угадали предметы, но и
определили слова — ключевые символы нашего урока.
В этих обыкновенных предметах французский
писатель А.де С.-Экзюпери и его герой Маленький
принц увидели то, что изменило их представление о
мире. И я предлагаю вам, следуя за ними, открыть
мир заново.

Тема нашего урока: «Необыкновенное в
обыкновенном». Урок посвящен изучению
повести-сказки А.де С.- Экзюпери «Маленький
принц».

Мы познакомимся с некоторыми фактами из
жизни писателя, попытаемся выяснить, какие
ценности утверждает Сент-Экзюпери в своей
сказке, каким следует быть человеку на этой, еще
не очень-то устроенной, но любимой и
единственной планете Земля.

II. Индивидуальные сообщения

Краткий биографический очерк о писателе А. де
Сент-Экзюпери.

Антуан де Сент-Экзюпери родился в 1900 году в
Лионе. Детство его прошло в старинном родовом
замке Сен-Морис. Род Экзюпери происходил от
рыцарей Грааля.

Романтичность и чувство единения с природой с
детства отличали будущего писателя. По вечерам
дети забирались на чердак и, тесно прижавшись
друг к другу, усаживались на старый сундук,
слушали сказки матери, любуясь звездным небом.

Экзюпери вырос удивительно одаренным
человеком: он рисовал, играл на скрипке, сочинял,
увлекался техникой и архитектурой. У него было
много друзей, так как он умел дружить. В школе
прозвище «Достань-ка луну», которое указывало
не только на вздернутый нос, но и на веселый
характер.

Все замечательные свойства души писателя
проявлялись по отношению к детям. Однажды
Экзюпери увидел плачущую девочку, которая
мечтала о детском зонтике. Писатель обошел все
магазины и подарил малышке разноцветный зонтик.

Экзюпери стал летчиком, которого отличали
бесстрашие, готовность всегда прийти на помощь
товарищу и удивительное жизнелюбие. Его самолет
15 раз терпел крушение, врачи не допускали его к
полетам, но он не мог жить без неба, не мог не
помогать людям. В тяжелые годы войны писатель
создает светлую сказку «Маленький принц»,
которая стала рождественским подарком всем
людям, подарив надежду на счастье. Он долго
вынашивал замысел такого произведения, где
выразил бы свои мечты.

В 1944 г. он погиб, производя разведывательную
аэрофотосъёмку в труднейших фронтовых условиях.

Он поднимался в небо, чтобы ещё сильнее
полюбить Землю. Поэтому и герои его также летают
с одной планеты на другую.

Самым известным произведением писателя стала
сказка «Маленький принц». Давайте обратимся к
основной сюжетной линии.

Жил-был на маленькой планете величиной с дом
Маленький принц, необыкновенный мальчик с
золотыми волосами. Маленький принц каждый день
чистил вулканы, на которых разогревал завтрак,
выпалывал корни баобабов, чтобы они не завладели
планетой. У него было правило: встал поутру,
умылся, привёл себя в порядок — и сразу же
приведи в порядок свою планету.

Печальна и однообразна была жизнь Маленького
принца на этой планете. Долгое время у него было
лишь одно развлечение — любоваться закатом,
особенно когда ему было грустно.

Но однажды на его планете пророс из зерна,
занесённого неведомо откуда, прекрасный цветок.
Принц ухаживал за ним, поливал, закрывал от
сквозняков. Он полюбил Розу, однако страдал, не
догадываясь о её чувствах, и однажды решил
странствовать с перелётными птицами.

В своём путешествии принц встретил разных
людей на шести планетах, но не подружился ни с
одним из них, пока на Земле не познакомился с
Лисом, а потом с Лётчиком, которые стали его
друзьями. И тогда принц понял, что самое главное
можно увидеть только сердцем, научился любить и
затосковал по своей Розе. Он решил вернуться
домой. В этом ему помогает змея, у которой
«хороший яд».

Лётчик видит, как медленно падает Маленький
принц, ужаленный змеёй, но на утро его тела не
находит и верит, что принц оказался на своей
планете.

Я думаю, эта сказка о том, что жизнь требует от
человека каждодневных усилий, работы души, чтобы
придать жизни смысл, понять, как она прекрасна и
необыкновенна.

III. Групповая работа

Смысл жизни часто задаёт мечта. Каждой мечтает
о разном: Вот и герои сказки по-разному
определяют смысл жизни, по-разному приходят к
нему. Встречи Маленького принца с жителями
разных планет помогли ему это понять.

Предлагаю вам в качестве проблемного задания
урока вопрос: Какие обыкновенные, но истинные
ценности задают смысл человеческого
существования, наполняют его содержанием, делая
необыкновенно прекрасной саму жизнь?

Понять это нам поможет анализ образов-символов
сказки, которые вам уже известны.

Работая в группе, обсудите и подготовьте
творческий отчёт по теме, соответствующей вашему
отгаданному символу. На обсуждение и подготовку
ответа предлагаю вам 5-7минут.

История 1. Баобабы (гл. 5).

Рассказ о сюжетной линии;

ответ на вопросы:

  • что символизируют баобабы?
  • почему борьбу с баобабами Принц считал
    «страшно важным и неотложным делом»?
  • от чего предостерегает нас автор?

Есть вопросы и дополнения?

История 2. Принц и Роза (главы 7-9, 20,
конец 26 гл.).

Рассказ о сюжетной линии;

ответ на вопросы:

  • подберите эпитеты, которые характеризуют Розу;
  • как она вела себя по отношению к принцу?
  • как Маленький принц относился к ней?

Есть ли вопросы и дополнения?

Пустые слова Розы принц принимал близко к
сердцу и вскоре почувствовал себя несчастным.
Поэтому он решил отправиться в странствие по
другим планетам.

История 3. Принц и Лис (главы 20, 21, 24).

Рассказ о сюжетной линии;

ответ на вопросы:

  • как объяснил Лис принцу слово «приручить»?
  • что, по мнению Лиса, в дружбе и любви самое
    главное?
  • как Лис помог принцу изменить отношение к Розе?
  • какие «секреты» открыл Лис принцу?

Есть вопросы и дополнения?

История 4. Принц и Лётчик (гл. 2, 3, 8, 24-27).

Рассказ о сюжетной линии;

ответ на вопросы:

  • почему смогли подружиться летчик и Маленький
    принц?
  • Люди планеты Земля похожи на обитателей планет?
    Похож ли на них летчик, которого встретил
    Маленький принц?
  • Почему летчик не похож на тех взрослых, которые
    обитают на маленьких планетах?
  • Лётчик и автор: это один человек или это разные
    герои?

Есть вопросы и дополнения?



У Лётчика и Маленького принца есть ещё одно
общее качество: страсть к путешествиям. Именно
поэтому, разочаровавшись в Розе, Принц
отправляется в странствие.

IV. Маленький принц посещает планеты
(актуализация)

Сейчас мы вместе с Маленьким принцем совершим
путешествие по планетам, где он побывал. Каждую
планету населяет один человек. Но сначала вы
должны отгадать, о какой планете идет речь. Я
называю только ключевые слова. Вы отгадываете
планету и рассказываете о ней.

1) пурпур, горностай, восседать, подданный,
мантия (планета Короля)

На первом астероиде Маленький принц
познакомился со старым королем, который был один
на всей планете и считал, что правит всем. В
каждом видит подданного и не может прожить
минуты, не издавая приказов. Король хочет
назначить Маленького принца министром юстиции -
а судить некого.

2) забавная шляпа, восхищаться, хлопать в ладоши,
тщеславные люди (планета Честолюбца),

Честолюбец — человек, который стремится к
почетному положению, жаждет известности.

Тщеславие — высокомерное стремление к славе, к
почитанию.

На второй планете жил честолюбец, который
хотел, чтобы им все восхищались. Он хочет быть
признанным самым красивым, нарядным, богатым и
умным на планете. Но на этой планете всего один
человек — он сам. Маленький принц удивляется
самолюбованию честолюбца. Очень глупо выглядит
тщеславный человек.

3) пустые, полные, хочу забыть, совестно,
бедняга (планета Пьяницы).

Житель третьей планеты поверг маленького
путешественника в уныние. Ему становится жаль
горького пьяницу, который не может найти в себе
силы вырваться из порочного круга болезненного
пристрастия.

4) пятьсот миллионов, серьезный, считаю и
пересчитываю, запираю на ключ (планета Делового
человека).

Деловой человек на своей планете занят
бессмысленным подсчетом звезд.

5) меньше всех, рождаться, засыпать, уговор,
быстрее (планета Фонарщика).

На пятой, самой Маленькой планете, фонарщик то
зажигал, то гасил фонарь, потому что такой уговор.
Маленькому принцу он понравился тем, что был
верен своему слову.

6) толстенный, путешественник, счет, кабинет,
справки, учебник (планета Географа).

Обитающий на шестой планете географ сначала
кажется малышу настоящим, но очень скоро принц
разочаровывается в нем, потому что тот никогда
«не выходит из кабинета» и обо всем
интересном вокруг знает лишь понаслышке. Его не
интересует даже собственная планета, так как он
считает себя «важным лицом и ему некогда
разгуливать». Но именно географ, размышляющий о
вечном, заставляет задуматься и пожалеть ее.

В своей сказке писатель поднимает проблему
общечеловеческих ценностей.

Ценности — это значимые, важные предметы,
явления или понятия для человека.

Задание для групп

1. Что ценно для обитателей астероидов? Соотнеси
ценности с персонажами сказки.

Проверим полученные результаты:

  1. Для короля — власть.
  2. Для честолюбца — тщеславие.
  3. Для пьяницы — употребление спиртных
    напитков.
  4. Для делового человека — богатство.
  5. Для фонарщика — верность своему слову, работа.
  6. Для географа — накопление знаний.

2. Можно ли считать эти ценности настоящими?

* Каждый из обитателей астероидов считает
ценностью что-то одно: власть, деньги, работу и
т.д. Эти взрослые совсем забыли об истинных
ценностях, не могут восторгаться красотой,
забыли о своей планете.

3. Как оценивает обитателей планет, взрослых,
Маленький принц?

«Взрослые очень, очень странный
народ:взрослые:поразительный народ».

4. Принимает или отвергает Маленький принц
ценности обитателей астероидов?

* Посетив эти шесть планет, Маленький принц
отвергает ложные представления о счастье, о
долге, о могуществе, о богатстве.

V. Разрыв

Обитатели планет, Лис и Лётчик научили
Маленького принца отличать истинное от ложного,
в обыкновенном видеть необыкновенное. «Зорко
одно лишь сердце. Самого главного глазами не
увидишь».

Эти слова Экзюпери, взятые в качестве эпиграфа
нашего урока, стали известным афоризмом. Повесть-сказка
«Маленький принц» содержит много афоризмов.
Давайте поработаем с ними. Задание группам:
закончите афоризм, подобрав к началу фразы
окончание.

  • Если идти всё прямо да прямо, далеко (не уйдёшь).
  • Надо судить не по словам, а (по делам).
  • Себя судить куда трудней, (чем других).
  • Ты навсегда в ответе за тех, (кого приручил).
  • Светильники надо беречь, порыв ветра может
    (погасить их).
  • Глаза слепы. Искать надо (сердцем).
  • Когда даёшь себя приручить, потом случается и
    (плакать).

Молодцы! Удивительно, но во всех афоризмах
Экзюпери говорится о ценностях, определяющих
смысл человеческого существования.

Все в жизни непростое, необыкновенное, даже то,
что кажется простым — роза, звезды, смех… — всё
это нужно видеть сердцем.

Обратимся к вопросу проблемного задания: »
Какие обыкновенные, но истинные ценности задают
смысл человеческого существования, наполняя его
содержанием?» (дети отвечают)

Молодцы! Вы абсолютно правильно уловили
главное: несмотря на различные жизненные
установки, нас, людей планеты Земля, объединяют
доброта, любовь, верность, сочувствие, нежность.
Понять и осмыслить это Маленькому принцу помогли
персонажи сказки: роза, баобабы, лис, лётчик — это
те образы-символы, которые вы так успешно угадали
в начале урока.

VI. Социализация

1. А теперь нам нужно разгадать загадку ещё
одного образа сказки. Внимание, черный ящик!
(повторяем приём).

Это было первое существо, с которым Маленький
принц встретился на Земле, оно напоминает
колечко цвета лунного луча, утверждает, что
решает все загадки и может унести принца дальше,
чем любой корабль.

Образ змеи — самый сложный в повести-сказке.
Исследователи спорят о том, что олицетворяет
данный образ. Существует 2 точки зрения:

1. Змея — символ мудрости. Проблема взросления и
выбора: формирование личности.

2. Змея — символ боли и смерти. Проблема
определения смысла жизни через преодоление
препятствий, преград, страданий.

- Как вы считаете, кто прав?

Змея, наверное, была права в том, что и среди
людей человек может быть одинок, но она
ошибалась, когда говорила обо всех людях. Ведь на
Земле принц познакомился с Лисом и Лётчиком,
которые стали для него лучшими друзьями.

Маленький принц гибнет, обратившись за
помощью к Змее (за «хорошим ядом»). Ценою его
возвращения на свою планету для того, чтобы
защищать Розу, стал отказ от земного
существования, смерть. И в этом его подвиг.
Несмотря на «хороший яд», Маленькому принцу
всё равно больно и страшно. В этом месте
сказки автор расстается с Принцем.

2. «Это:самое красивое и самое печальное место
на свете: Здесь Маленький принц впервые
появился на Земле, а потом исчез. Всмотритесь
внимательней, чтобы непременно узнать это место,
если когда-нибудь вы попадете в Африку, в пустыню.
Если вам случится тут проезжать, заклинаю вас, не
спешите, помедлите немного под этой звездой. И
если к вам подойдет маленький мальчик с золотыми
волосами, если он будет звонко смеяться и ничего
не ответит на ваши вопросы, вы уж, конечно,
догадаетесь, кто он такой. Тогда — очень прошу
вас! — не забудьте утешить меня в моей печали,
скорей напишите мне, что он вернулся…».

VII. Домашнее задание

Построено по принципу дифференциации:

репродуктивный уровень (пересказ любого
понравившегося эпизода из сказки-повести
«Маленький принц»); конструктивный (составление
кроссворда по сказке-повести (10-15 слов);

творческий (сочинение на тему «Маленький принц
возвращается к своей Розе»).

Любая сказка должна хорошо заканчиваться.
Вместе с автором мы надеемся, что сбылась
необыкновенная мечта Маленького принца, он
вернулся к своей розе. Как произошла эта встреча?
С какими словами он мог бы обратиться к ней?
Напишите об этом в сочинении «Маленький
принц возвращается к своей Розе».

VIII. Рефлексия (закончи фразу)

Маленький принц научил меня:




Следующий: