Урок внеклассного чтения на тему Уроки нравственности на страницах повести В. П. Астафьева Кража. 9-й класс


Тип урока:

урок внеклассного чтения.

Цели урока:

подвести учащихся к пониманию
того, что человек должен отвечать за свои слова и
поступки; помочь понять, какие же уроки
нравственности получили герои повести и что
вынесли из них во взрослую жизнь.

Задачи:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ.

  • Познакомить учащихся с жизнью и творчеством
    В.П.Астафьева.
  • Продолжить обучение детей анализу
    художественного текста, научить выделять в нём
    главное.

2. РАЗВИВАЮЩИЕ.

  • Развивать мышление учащихся, учить
    анализировать, сравнивать, обобщать, делать
    выводы.

3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ.

  • Воспитывать в детях отзывчивость, доброту,
    внимание к людям, любовь к родным и близким.

Оформление:

1. Эпиграф к уроку.

Если мир расколется — трещина прежде всего
пройдёт по судьбам детей.

В.П.Астафьев.

2. Астафьев В.П. Кража; Последний поклон. — М.:
Просвещение, 1990.

3. Портрет В.П.Астафьева.

4. Видеофрагмент встречи Н.С.Михалкова с
В.П.Астафьевым.

5. Иллюстрации к повести «Кража».

6. Л.Бетховен «Лунная соната».

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

«Память моя, память, что ты делаешь со мной?! Все
прямее, все уже, все морочней обрез земли, и
каждая дальняя вершина чудится часовенкой,
сулящей успокоение…

Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души
тревогу, тупой гнет усталости, пробудившей
угрюмость и отравляющую сладость одиночества. И
воскреси, — слышишь? — воскреси во мне мальчика,
дай успокоиться и очиститься возле него…

…Беру в свою большую ладонь руку мальчика и
мучительно долго всматриваюсь в него,
стриженого, конопатого, — неужто он был мною, а я
им?!..»

Урок я начала словами русского писателя В.П.
Астафьева из «Оды русскому огороду». Именно о
нем и об одной из его книг мы будем говорить
сегодня на уроке.

2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя
(обзорно).

- С творчеством В.П. Астафьева вы знакомы по его
детским рассказам. Вспомните и назовите их?

(«Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой»,
«Монах в новых штанах», «Фотография, на которой
меня нет»).

В основе своей все эти рассказы
автобиографичны. Герои рассказов о детстве
разные люди. Это и дядя Левонтий с теткой Васеней,
и озорные Левонтьевские ребятишки, и, конечно,
бабушка Катерина Петровна, мудрая, чуткая, самая
родная…

- Что же мы знаем об Астафьеве?

Сообщение ученика.

Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в
селе Овсянка Красноярского края. Семи лет
лишился матери (Лидия Ильинична — мать будущего
писателя — утонула в 1931 году в Енисее). И только
заботами бабушки Екатерины Петровны было
скрашено сиротское детство.

Но, как ни тяжело было детство, главные
трудности лежали впереди. А впереди ожидали
будущего писателя и беспризорность с ее голодной
и опасной вольницей, и детский дом, отпугивающий
своим казенным укладом, и интернат, и
железнодорожная школа ФЗО в Базаихе, и, наконец,
фронт. Весной 1943 года рабочий В. Астафьев уже на
передовой. Воинское звание — рядовой. И так до
самой победы: шофер, артразведчик, связист.

Пройдет много лет, и бывший беспризорник станет
«укладывать» слова на белые листы бумаги, чтобы
поведать тысячам незнакомых ему людей о
пережитом и перечувствованном им. В 1951 году в
газете «Чусовской рабочий» был опубликован
первый рассказ Астафьева «Гражданский человек»
(окончательное название «Сибиряк»), но
известность и признание к нему пришли не сразу. С
1951 года Астафьев становится литературным
сотрудником газеты «Чусовской рабочий»,
печатает на страницах ее многочисленные
рассказы, корреспонденции, очерки. В эти же годы
он начинает печататься в пермских газетах
«Звезда» и «Молодая гвардия». В Перми же вышла
его первая книга «До будущей весны» (1953) и книги
для детей: «Огоньки» (1955), «Васюткино озеро»
(1956), «Дядя Кузя, куры, лиса и кот» (1957), а в 1958 -
роман «Тают снега».

Переломным в творческой судьбе писателя можно
считать 1959 год, когда в альманахе «Прикамье»
(кн.27) была напечатана повесть «Стародуб», а в
журнале «Урал» (№5) повесть «Перевал»,
привлекшие внимание критиков.

Осенью того же года Астафьев поступает на
Высшие литературные курсы в Москве. С этого
времени его произведения широко печатаются в
центральных журналах и издательствах.

Произведения, созданные В.П. Астафьевым, хорошо
известны широкому кругу читателей. Это книги о
войне, о мире, о детстве. Среди них повести
«Кража», «Пастух и пастушка», «Где-то гремит
война», книга «Последний поклон»,
повествование в рассказах «Царь-рыба», роман
«Печальный детектив» и многие-многие другие.

3. Просмотр видеофрагмента встречи
Н.С.Михалкова и В.П. Астафьева в селе Овсянка.

Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни
несколько лет назад. Но остались его книги,
фотографии, записи, знакомясь с которыми мы можем
узнать о его жизни и творчестве, его мыслях и
чувствах.

Сейчас мы посмотрим видеофрагмент встречи
Н.С.Михалкова с писателем в его родной Овсянке. У
нас есть возможность увидеть Астафьева таким,
каким был он в жизни. (Просмотр видеофрагмента)

Таких людей, как В.П. Астафьев, называют
совестью нации. Восприимчивость и чуткость к
людям, ярость при встрече со злом, предельная
честность и способность по-новому видеть мир,
жесткая требовательность прежде всего к самому
себе и сентиментальность — лишь некоторые черты
его неординарной личности. И убедиться в этом нам
помогут его книги, об одной из которых мы будем
сегодня говорить.

4. Работа по теме урока. Беседа по повести.

Повесть «Кража» появилась впервые на
страницах журнала «Сибирские огни» (№8-9) в 1966
году. В общей сложности Астафьев работал над ней 4
года (1961-1965).

«Далекий порт Игарка. Далекое начало неуютных,
голодных 30-х годов. Трое ребят подозрительного
облика, озираясь по сторонам, пробираются по
заснеженному двору, чтобы потом забраться на
крышу сарая, открыть окно и под покровом густой
северной ночи пробраться в помещение. Все
продумано, все учтено: еще днем отперто окно,
приготовлены необходимые подручные средства.

Но вот страхи и опасения позади. Ребята
благополучно возвращаются в свою ночлежку,
стараясь ничем не вызвать еще не угасшего
волнения, — ведь только что они совершили кражу.
Наконец-то они у себя дома, если только так можно
назвать это случайное прибежище беспризорных
мальчишек, объединенных общей городской судьбой.
Усевшись в круг, они предвкушают сладостные
минуты: сейчас они станут читать и будут читать
долго-долго… Сегодня они забрались в местную
библиотеку.

Ребята завороженно смотрят на губы своего
товарища, с которых слетают слова. А теперь и слов
нет, есть волшебная музыка, погружающая ребят в
мир, полный красоты и таинственности. И этот мир,
чужой и далекий становится вдруг твоим
собственным. И ты уже там.



А поутру следы, протоптанные от сарая до
ночлежки, привели сюда участкового. Враз
обрываются разгоряченные необузданной
фантазией сны. Совсем короткий маршрут, и вот
тебя уже окружают казенные стены детского дома.
Здесь совсем другой мир, во всем тебе незнакомый,
но не таинственный…»

Это об Астафьеве. Но как похожи эти
беспризорные мальчишки на тех, о ком
рассказывает В.П. Астафьев в повести «Кража».

- Кто герои повести? (Воспитанники и
воспитатели краесветского детского дома)

- Как называется город, в котором происходит
действие повести?
(Краесветск)

- О чём говорит такое название? (Находится на
Крайнем Севере)

- Кто жители города? (Половина города -
ссыльные заключенные и раскулаченные
переселенцы, другая половина — жители вольные,
приехавшие по своему желанию обживать Север,
«оттаивать мерзлоту своим дыханием»)

- С какого события начинается повесть? (Смерть
Гошки Воробьёва)

- Как восприняли эту смерть в детдоме? (Чтение
отрывка)

А дальше В.П. Астафьев пишет: «… детдом, где
умер мальчик, где ходят злые и заплаканные
маленькие люди».

- Кто же они такие, эти маленькие люди, какой
злой рок привел их сюда, в стены Краесветского
детского дома?

(Рассказы о судьбах детей: Гошка Воробьев,
Паралитик, Попик, Малышок), Борька Клин-Голова,
Толя Мазов)

Сейчас мы говорим о судьбах воспитанников
Краесветского детского дома. А сколько таких
сирот было тогда разбросано по стране?! На память
приходят строки стихотворения Мусы Джалиля,
написанного в октябре 1925 года, которое так и
называется «Сироты». (Учитель читает отрывок
из стихотворения)

Кто же они такие — сироты?
Как стая голодных волчат, скулят-скулят,
Слезы льют,
Поют:
«Сирота, если даже не помрет,
в этом мире радости не найдет…»
что же это значит?
Почему они плачут? Почему так поют?
Почему они радости не найдут?!
Зима… Буран…
Как в старинной сказке,
Ветры свистят, ветры поют…
А в двухэтажном каменном доме -
Светло, как днем, тепло и уют.
В доме полно детей…
-Ты сирота?
-Я?
-Сирота…
-А ты?
-Сирота…
-Родителей нет, совсем один -
Не знаю, есть ли они…
-И у меня никакой родни,
С рождения — ни матери, ни отца,
Не знаю, есть ли они…
Что же их ждет — этих сирот?
Вот мальчуган…
Был он совсем малышом,
Когда земля молодую мать забрала.
С этого дня, босой, худой,
Живет сиротой…
Вся радость из жизни его ушла…
Еле бредет мальчуган,
А злой буран
Снегом его ослепляет,
Хлещет, сбивает с ног,
К чьим-то воротам бросает,
Запертым на замок.
Плачет малыш…
Жалкий дрожит голосок:
Пода-а-айте хлебушка … хоть кусочек!
Откройте …Впустите!..
Сил больше нет!..
Но тишина в ответ.
У зимних ночей,
долгих, холодных, черных,
Жалости нет…
Эй, сироте помогите -
совсем погибает малец!
Пожалейте!
Но тщетно помощи ждать
От жестоких людских сердец…

30-е годы XX столетия, годы трудные и страшные…
Это время сталинских репрессий, массового
раскулачивания крестьян. Именно в этом кроется
еще одна причина сиротства.

- Знакомы ли вам слова репрессии,
раскулачивание?

- Прочитаем лексическое значение слов в
словаре Ожегова.

Раскулачивание — лишение средств
производства, права пользоваться землёй и
политических прав.

Репрессия — карательная мера, исходящая от
государственных органов.

«Перепутало, разбросало людей по свету бурное
время», — пишет Астафьев.



Мир раскололся.

«Если мир расколется — трещина прежде всего
пройдет по судьбам детей», — считает писатель. (Это
эпиграф к уроку.)

Как никто другой понимает это директор
детского дома Валериан Иванович Репнин.

- Как вы думаете, почему именно он?

- Повесть называется «Кража». Почему?

- Когда и где произошла кража?

- Почему в доме появились Аркашка и Наташка?
Что изменилось с их появлением?

- Почему Толя Мазов чувствует угрызения
совести?

- Какое он принял решение, чтобы помочь
малышам?

- Опасное ли дело он затеял и почему?

- Как ребята добывали деньги?

- Толя Мазов ожидал чуда. Но произошло ли
оно? Вспомните тот момент, когда за Аркашкой и
Наташкой пришла мать. (Чтение эпизода)

- Что изменила кража в жизни многих
детдомовцев?

- Толя Мазов никогда не дружил с Гошкой
Воробьевым. Но в финале повести ноги сами
приведут Толю к Гошкиной могиле. Как вы думаете,
почему?



- Какие же уроки нравственности получили
воспитанники детского дома?

Читая повесть, мы увидели, как родилась
личность, вырос гражданин. Мы не знаем, что будет
с Толей Мазовым дальше. Ведь впереди еще страшная
война. Дойдет ли он до Берлина или погибнет в
первом же бою, защищая Москву? Но одно мы можем
сказать точно: не отступит он перед трудностями,
не спасует. И глядя на Мазова, Валериан Иванович
говорит: «С уверенностью могу сказать: пойдет
прямо, напролом, вилять и дешевить не станет!»

- Как заканчивается повесть В.П. Астафьева? (Северным
сиянием.)

- Почему? (Очищение, надежда на лучшее)

(Чтение наизусть отрывка с описанием северного
сияния. Читает ученица на фоне «Лунной сонаты»
Бетховена.)

Заканчивается урок, и я хотела бы вам еще раз
напомнить слова Валериана Ивановича, сказанные
им на Гошкиной могиле: «Ребята, когда вы станете
взрослыми и у вас будут дети — любите их! Любите!
Любимые дети не бывают сиротами. Не надо сирот!..»

5. Итоги урока.

- Какие выводы сделали вы, прочитав повесть
В.П.Астафьева? Чему она вас научила? О чём
заставила задуматься?

Домашнее задание.

Сочинение-миниатюра на тему: «Мои мысли и
чувства после прочтения повести В.П.Астафьева
«Кража».

Список использованной литературы.

  1. Астафьев В.П. Кража; Последний поклон: Для ст. шк.
    возраста. — М.: Просвещение, 1990. — С.5 — 227.
  2. Ланщиков А.П. Виктор Астафьев. — М.: Просвещение,
    1992. (Школьникам о современных сов. писателях).
  3. Муса Джалиль. Пылай, моя песня! Стихи и поэмы. -
    М.: Советская Россия, 1989. — С. 346 — 351.
  4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов/
    Под ред. Н.Ю.Шведовой. — М.: Рус. яз., 1989.
  5. 15 встреч в Останкине/ Сост. Т. Земскова. — М.:
    Политиздат, 1989. — С.7-26.



Следующий: