Урок внеклассного чтения на тему «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем Н. В. Гоголя». 7-й класс

Цели:

  • Знать сюжет, систему образов, идею произведения;
    смысл включения ее в сборник “Миргород” наряду
    с повестью “Тарас Бульба”.
  • Уметь сопоставлять и анализировать текст,
    обобщать и делать выводы, моделировать ситуацию.
  • Воспитать активную жизненную позицию.

Оборудование: текст, иллюстрации
художника Каневского.

Ход урока

1. Вступление:

Продолжаем знакомиться с творчеством Н.В.
Гоголя. В прошлом году мы читали повести из
сборника “Вечера…”, в этом году познакомились с
повестью Тарас Бульба из сборника “Миргород”,
куда вошла и “ Повесть о том, как поссорились
Иван Иванович с Иваном Никифоровичем”.

2. Аналитическая беседа по тексту

:

  • Чем объяснить, что Гоголь включил в сборник
    “Миргород” такие разные произведения?
  • Почему повесть так называется?
  • Ваши впечатления от повести? Какие вопросы
    возникли?
  • Почему повесть начинается с изображения Ивана
    Ивановича? Как рисуется этот образ? Какой
    художественный прием использует Гоголь? Какие
    эпитеты употребляет для характеристики? Продолжите
    этот ряд
    : “прекрасный”, “богомольный”…
    (праздный, черствый, эгоистичный)
  • А что говорит Гоголь об Иване Никифоровиче?
    Почему так подробно говорил об Иване Ивановиче, а
    об Иване Никифоровиче в двух словах?
  • Что говорит об их дружбе? Почему они дружат?
    Какие различия показывает Гоголь? Найдите
    примеры иронии.
  • Почему, сделав в конце вывод, что герои -
    “прекрасные люди”, автор не поставил
    восклицательный знак?

Инсценировка эпизода “Ссора”.

  • Ваши впечатления от чтения. Что смешного в
    поведении героев? Как вы считаете, почему Гоголь
    вводит как предмет обмена свинью? Когда это образ
    еще возникает? ( “Подложит свинью” Иван
    Иванович, свинья съест заявление.)
  • Найдите отношение автора к
    происходящему?(“Великолепный спектакль”)
  • Почему же так легко поссорились?

Чтение эпизода о хлеве.

Озаглавьте эпизод. Какую роль играет пейзаж?
Как относится автор к изображаемому? До чего
доходят они в мести друг к другу? Посмотрите
прошение в суд (клевета).

3. Миргород и его обитатели:

  • Почему автор не прекращает повествование о
    героях, а вводит новых персонажей?
  • Проанализируйте эпизоды ( задание по группам):
    • Миргород (гл.4);
    • Суд (гл.5);
    • Обитатели суда (гл.5);
    • Городничий;
    • Ассамблея;
    • Антон Прокофьевич;
  • Какие люди живут в городе? Случайно ли среди них
    наши герои?

4. Работа с иллюстрациями:

Узнаете героев и эпизоды? Ваши впечатления?
Насколько художнику удалось передать характер
гоголевских героев?

5. Заключение:

Однако повесть на этом не заканчивается.

  • Как связаны со всем содержанием повести
    заключительные слова Гоголя: “Скучно на этом
    свете, господа!”?
  • Хорошо ли жить, когда скучно? А как нужно жить,
    чтобы не было скучно?
  • Помогите героям жить лучше. Что им нужно для
    этого?
  • Почему же один становится Тарасом Бульбой, а
    другой — Иваном Никифоровичем?
  • Чем объяснить, что Гоголь поставил две повести в
    один сборник?
  • Как вы думаете, почему Гоголь назвал сборник
    “Миргород”, ведь действие в городе Миргород
    происходит только в “Повести о том…”?
  • Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к
    предисловию, которым сопроводил автор повесть,
    когда ее отказывались печатать: “Долгом почитаю
    предуведомить, что происшествие, описанное в
    этой повести, относится к очень давнему времени.
    Притом оно совершенная выдумка. Теперь Миргород
    совсем не то. Строения другие; лужа среди города
    давно уже высохла, и все сановники: судья,
    подсудок и городничий — люди почтенные и
    благонамеренные”.

Учите, что слово “мир” означает еще и
“общество”. Что же хотел сказать читателю
Гоголь в предисловии?

6. Итог урока:

Л.Толстой писал: “Когда я читаю рассказ… — я
всегда спрашиваю: “Что за человек ты, который
пишешь? Что ты можешь дать мне?”

Давайте ответим на вопрос великого человека.

Что же представляет собой писатель, человек,
создавший повести “Тарас Бульба” и “Повесть о
том, как поссорились Иван Иванович с Иваном
Никифоровичем”?

7. Домашнее задание

:

Напишите эссе “Что дал мне Гоголь?”

Следующий: