Урок внеклассного чтения на тему Образ Алеко в поэме А. С. Пушкина «Цыганы». 9-й класс

Цели:

познакомить с поэмой А.С.Пушкина «Цыганы»,

  • приобщить учащихся к великим творениям поэта,
  • вызвать искреннее желание читать и
    перечитывать произведения А.С. Пушкина.
  • Оборудование:

    портрет Пушкина,

  • книжная выставка,
  • иллюстрации к поэме.
  • Ход урока

    1. Орг. момент.

    Сегодня у нас урок внеклассного чтения по
    творчеству Пушкина. Этот урок будет последним,
    обобщающим. На этом мы завершаем изучение
    творчества Пушкина. В этом году мы с вами
    познакомились с лирикой Пушкина, с
    реалистическим романом «Евгений Онегин». Для
    того чтобы расширить знания по творчеству
    Пушкина сегодня рассмотрим поэму «Цыганы».

    Начинаем урок Пушкина! И все мы волнуемся,
    ощущаем торжественность, приподнятость, радость.
    Это потому, что урок Пушкина-один из самых
    ответственных уроков. Ведь его имя святое для
    всех нас имя, это наша гордость, солнце русской
    поэзии. И я хочу, чтобы в этот день каждому
    захотелось раскрыть книгу, на которой начертано
    имя «Пушкин». Вот это и является целью нашего
    урока.

    Эпиграфом к уроку я взяла слова Белинского : и
    строки из стихотворения Г. Тукая «Моя душа
    сходна с твоей, о Пушкин вдохновенный,
    неподражаемый поэт, единый во всей вселенной».

    Урок решила провести по такому плану:

    • Время создания поэмы.
    • Алеко-романтический герой.
    • Алеко и старик.
    • Композиция поэмы.
    • Поэма «Цыганы» в русской критике.

    2. Выступление подготовленного ученика
    на тему: «Романтические поэмы Пушкина».

    - Какое место занимают поэмы в творчестве поэта?

    - Когда создавалась поэма «Цыганы»?

    Я хочу вам прочитать отрывок из письма Пушкина
    к брату Льву.Это письмо было написано 24 сентября
    1820 года.

    Итак,природа Кавказа и Крыма, ощущение себя
    изгнанником усиливают романтический настрой в
    поэзии Пушкина. Пушкин начал писать «Цыганы» на
    юге, в конце 1823года, закончена она была в 1824 году в
    Михайловском. Пребывание поэта в Бессарабии,
    знакомство с бытом цыган, кочевавших там, дало
    ему материал для поэмы. По уверению поэта, какое-
    то время он бродил вместе с цыган. В «Эпилоге» к
    поэме он пишет:

    Чтение отрывка.

    3.

    — Как развивается сюжет поэмы?

    - Как Алеко оказался в цыганском таборе?

    Чтение по ролям отрывка «О чем жалеть?»

    - Алеко- главный герой поэмы.Пушкин стремился
    создать обобщенный характер молодого человека
    начала 19 века, к которому Пушкин причислял и себя
    самого. Этот герой все законы цивилизованного
    мира воспринимает как насилие над человеком.

    Алеко бросает городов, надоевший шум веселой
    столицы. Он удален в «дикую» свободу. Превыше
    всего герой ценит свободу и надеется обрести ее в
    естественной вольной жизни цыганского табора.
    Алеко изучает быт и нравы чужих племен.

    Но не мог он долго здесь жить. Героя преследует
    закон. Он восстал против власти. Алеко-
    протестант, вольнодумец. Он гневно рассказывает
    о жизни города.

    - Что за страсти кипели в душе молодого
    человека?

    Чтение отрывка «Подобно птичке беззаботной

    В это время в России кипели политические
    страсти. Декабристы призывали молодое поколение
    на борьбу за свободу человека.

    Алеко нет дела до судьбы отчизны.Они заняты
    собой, хлопочут о личной свободе. Эгоистические
    побуждения- вот источник их страстей.
    Пушкинтревожно нас предупреждает: «Погоди!» Его
    сердцем играет роковая страсть и эта страсть-
    эгоизм. Такие натуры в центре всего ставят свое
    «я».

    - Почему старик рассказывает Алеко о своей
    жизни?

    Чтение в лицах отрывка «Однаждыблиз
    кагульских вод:.»

    Жизненное кредо Алеко проясняет в повести
    старый отец Земфиры. Если Алеко защищает права
    отдельного лица, то старик цыган, покорно
    принимающий естественный порядок бытия,
    выступает от имени родовой жизни. Он понял закон
    жизни как закон свободы. В непредсказуемом
    поведении женщины-цыганки, в стихийности ее
    любви он видит только выплеск природных сил, не
    подлежащих человеческому суду. Старик, когда-то в
    молодости тоже испытавший муки любви, теперь
    хочет предостеречь Алеко, передать ему свой опыт.
    Рассказ о бегстве Мариулы с возлюбленным- это
    внушение старого цыгана Алеко: «Хочешь быть
    свободным и счастливым, подавляй в себе эгоизм,
    уважай и цени свободу других». Образованный
    Алеко понял смысл притчи цыгана и тут же отверг
    его гуманистическую проповедь:

    Я не таков. Нет,

    Зависть,злоба, ревность- вот те страсти, которые
    дремали в «измученной груди» Алеко. Они
    проснулись, когда Земфира полюбила цыгана.
    Поборник свободы Алеко становится убийцей. Он не
    подкрепляет делом свои слова, его поступки
    противоречат тем принципам, которые он сам
    провозглашает.

    - Что привлекает и что отталкивает в личности
    Алеко?

    - Каково значение образа цыгана в раскрытии
    идеи поэмы?

    Герою противопоставлены герои из народной
    среды: Земфира, старик.

    Земфира — легкомысленная, изменчивая, но
    искренняя, храбрая.

    Чтение отрывка «Умру любя».

    Старик темный, невежественный. Его чувства
    глубоко человечны. В нем есть приветливость,
    гостеприимство, доброжелательность. Старик
    цыган понял причину злодеяния «Для себя лишь
    хочешь воли». Это идея произведения.

    - Каково отношение автора к Алеко?

    Чтение отрывка «Оставь нас,гордый человек».

    Устами старого цыгана Пушкин выносит герою
    приговор: «Оставь нас:» Автор осуждает героя-
    индивидуалиста. Это было новое слово в
    художественной литературе тех лет.

    Но позиция Пушкина гораздо сложнее, чем
    разоблачение героя. Присутствие в нем
    автобиографических черт (А.- цыганская форма
    имени Александр) указывает на лирическую
    трактовку не только некоторых воззрений героя,
    но и на общую тональность авторского сострадания
    к его судьбе. В выразительном портрете героя
    времени, обреченного идти путями зла и
    оплачивающего жизнью свои заблуждения, Пушкин
    показал несовершенство самой природы человека,
    объективный трагизм путей развития человеческой
    культуры.

    4. Выступление подготовленного ученика
    на тему «Композиция поэмы».

    5. - В чем проявились элементы реализма?

    Отбор четких и глубоких эпитетов. Они варят
    «нежатое пшено», украдкой взятое с чужого поля.
    Эпитеты к слову след «чуть приметный след»,
    потом этот след становится «зловещим». В пору
    создания поэмы «Цыган» поэт пишет и первые
    главы своего реалистического романа в стихах
    «Евгения Онегина». Завершая романтический
    период творчества Пушкина, поэма»Цыганы»
    стояла в преддверии нового, реалистического.

    6.

    Декабристы восторженно приняли поэму
    «Цыганы» и считали Пушкина таким поэтом,
    который близок им по образу мыслей. Рылеев
    отметил прежде всего вольнолюбивый характер
    поэмы и огромный творческий рост поэта: «Ты
    идешь шагами великанов». По мнению Вяземского,
    «Цыганы» были «лучшим произведением Пушкина».

    Образ пушкинского Алеко был воплощен в
    одноименной опере С. В. Рахманинова на либретто
    Вл. И. Немировича-Данченко (1892). Название оперы
    свидетельствует о переносе конфликта в интимное
    пространство лирико-психологической «маленькой
    трагедии». Человек всесокрушающих страстей,
    Алеко с первой ноты мрачен, терзаем ревнивыми
    подозрениями. Композитор с сочувствием
    раскрывает трагедию одиночества отвергнутого
    героя. Музыка «от первого лица» рассказывает о
    всеоправдывающем чувстве любви, которое
    возвышает Алеко над возлюбленной и соперником.

    Другие южные поэмы тоже положены на музыку.
    Балеты Астафьева «Кавказский пленник»,
    «Бахчисарайский фонтан». Язык Пушкина
    музыкальный.

    А.Керн вспоминает о том, как Пушкин читал им
    поэму «Цыганы».

    -Чему учит нас эта поэма?

    (Белинский назвал его воспитателем юношества,
    юного чувства. Произведения Пушкина воспитывают
    нас.)

    7. Словарная работа.


    8. Задание на дом.

    М. Ю. Лермонтов «Невский проспект».

    Сочинение на тему «Каким я представляю себе
    Алеко?»

    9. Подведение итогов.

    Оценки.

    - Сколько же для нас сделал Пушкин?

    (Он был и остается поэтом, политическим
    писателем, подарил нам высокую прозу.
    («Дубровский», «Капитанская дочка»). Он
    драматург, критик, историк, детский писатель, он
    был другом декабристов, их учеником и учителем,
    он был просто здоровым и веселым, смелым и
    сильным человеком; умел создавать прекрасное,
    радоваться от души, умел любить, был храбр, он
    незаменимый собеседник, бескорыстный друг.
    Пушкин — самое дорогое, самое близкое и родное для
    каждого из нас. Он всегда с нами.)

    В конце урока учащиеся выразительно читают
    наизусть стихи великого поэта, а также
    лирические произведения, посвященные А.С.
    Пушкину.

    Следующий: