Урок внеклассного чтения для учащихся 8–9-х классов по теме Я вижу над Русью далече широкий и тихий пожар…

Цели:

  1. Познакомить с писателем.
  2. Отработать умение глубоко анализировать
    прозаический текст.
  3. Развивать навык самостоятельной работы, работы
    в группах.
  4. Воспитывать умение видеть человека в каждом,
    сострадать, прийти на помощь.

Оборудование:

  • портрет писателя
  • тексты рассказа
  • рисунки
  • фотографии пожаров
  • словарные слова
  • словарь

Предварительное домашнее задание.

I. Индивидуальные:

  1. Пересказ двух отрывков.
  2. Выразительное чтение двух отрывков.
  3. Составление словаря непонятных слов.

II. Задание группам:

  1. Поразмышлять об особенностях композиции
    рассказа.
  2. Поразмышлять о значении слова “восторженное”
    в разных эпизодах рассказа.

По ком звонит колокол?

Э. Хемингуэй.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.

Часто в наши дни можно слышать фразу о том, что
русская литература уже не та, что нет настоящих
писателей, поднимающих важные проблемы в своем
творчестве. И тогда хочется возразить: есть такие
писатели, и в их ряду не последнее место занимает
имя Владимира Алексеевича Солоухина; писателя,
мастера малого жанра, публициста. Он пишет на
темы, близкие каждому. Он – наш современник.

Сегодня мы поговорим о рассказе В. Солоухина
“Закон набата”; определим его тематику,
поговорим о проблемах, коснемся мастерства
автора. Надеюсь, что разговор получится
откровенным. Вы сегодня работаете в группах.
Часть заданий вы выполнили дома, часть — сейчас.
Выполняйте задания сообща, чувствуя плечо друг
друга, и вас ждет успех.

2. Беседа:

а) С чего начинается рассказ?

(Звенит набат, наш герой бежит).

б) Что такое набат?

(По словарю дает определение специально
подготовленный ученик).

в) Каков вес набатного колокола?

(Почти 450 килограммов).

г) Какова его судьба?

(Сбросили с колокольни и увезли из села – наша
история).

д) А что подавало сигналы? Как?

(Колокольчик; “кричал жалостным голоском”)

е) Почему у сторожихи не получалась звонить по -
набатному?

(Маленький колокольчик; волновалась).

ж) Откуда наш герой знает звук настоящего
набата?

(Бывали раньше учебные тревоги).

з) А вы знаете этот звук?

3. Звучит аудиозапись набата.

а) Ваши ощущения?

б) Почему так звучит?

(Должен вызвать чувство тревоги).

4. Как проходили учебные тревоги?

(Пересказ заранее подготовленного ученика).

5. Беседа:

а) Какой еще случай с набатом помнит рассказчик?

(Шутка Витьки Гафонова).

б) В обоих случаях были шутки. Равноценны ли они?

(Нет: в первой необходима была разрядка
напряженной обстановки, во второй – глупая
шутка).

в) Как связана история с шуткой Витьки с нашим
временем?

(Звонки о ложных взрывных устройствах).



г) Ваше отношение к таким шуткам?

д) Каков непреложный закон набата?

(Зачитать).

е) Почему его неукоснительно исполняют все?

(Случиться может с каждым).

6. И так, жители села бросились на окраину.

а) Что они там увидели?

(Зачитать описание зарева на фоне тревожной
музыки – подготовленный ученик).

б) Работа в группах:

Найти в этом отрывке выразительные средства
языка.

(Задание общее для обеих групп).

7. Беседа:

а) Что было зловещего в увиденном?

(Тишина, т.к. было далеко).

б) Что овладело людьми? Почему? Вы их понимаете?

(Оцепенение, страх).

в) Что заставило выйти из этого состояния?

(Совесть)

г) Кто выступил в роли “голоса совести”?
Почему?

(женщины; в них изначально больше сострадания).

д) Итак, машина выехала. Случайно ли она ни разу
не застряла?

(Бог помогал).

е) Какие мысли мучали ехавших?

(Опоздали!).

8. Что увидели, подъехав?

(Пересказ заранее подготовленного ученика).

Задания группам:

Подготовить вопрос к отрывку.

Нарисовать мысленно картину, возникшую в
сознании.

9. Беседа:

а) Зачитать обращение погорельцев к приехавшим.
Почему именно в такой форме?

(Приехавшие – единственная и последняя
надежда).

б) Изменилось ли состояние приехавших? Почему?

(Они начали тушить; почувствовали нужность
свою).

в) Почему так заканчивается?

(Зачитывает ученик концовку рассказа)

(Приехали не зря – чувство удовлетворения).

10. Домашнее задание групп:

1 группа. Особенности композиции рассказа.

2 группа. Показать роль художественной детали:
сравнить оттенки значения слова “восторженный”
в разных отрывках.

11. Беседа:

а) Актуально содержание рассказа в наши дни?

б) По поводу чего вам хотелось бы ударить в
набат в нашем мире?

(Терроризм, наркомания, бездушие, потеря
чувства патриотизма и другое).

в) Почему удар в набат – одна из возможностей
решить эти проблемы?

(Потому что нужно решать сообща).

12. Подводя итог урока; задание группам:

1 группа. Ответьте одной фразой на вопрос: “О
чем заставил задуматься рассказ?”

2 группа. Нарисовать схему – рисунок – итог
нашего разговора.

13. Завершающее слово учителя.

“Нет человека, который был бы как Остров, сам по
себе: каждый человек есть часть Материка, часть
Суши; и если Волной снесет в море береговой Утес,
меньше станет Европа, и также, если смоет край
Мыса и разрушит Замок твой или Друга твоего;
смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я
един со всем Человечеством, а потому не спрашивай
никогда, по ком звонит Колокол: он звонит по
тебе” Джон Донн (эпиграф к роману Э.Хемингуэя
“По ком звонит колокол”).

14. Домашнее задание.

Составить тест по содержанию сегодняшнего
урока.

15. Оценки.




Следующий: