Урок внеклассного чтения для учащихся 5–6-х классов по теме Драгоценные клады сказочника С. Г. Писахова


Цель:

презентация творчества веселого сказочника С.Г.Писахова; расширение
читательского кругозора учащихся.

Форма урока

: презентация творчества писателя

Оборудование

: тесты сказок С.Г.Писахова; мультимедийная презентация.

Ход урока

Учитель.

Прослушайте текст и определите жанр данного произведения.

Учитель зачитывает сказку С.Г.Писахова «Северное сияние»

– Почему вы решили, что это сказка? (Ответы детей.)

– Это произведение принадлежит Степану Григорьевичу Писахову, а он
действительно назвал его сказкой.

Кто читал другие сказки этого писателя? (Ответы детей.)

Имя этого архангельского сказочника, к сожалению, мало известно читателям. А
между тем друзья – писатели называли его «поэтической душой севера». (Слайд 2,
см. Приложение 1)

Для нашего серного края Писахов является тем же, чем Бажов для Урала. В
ШКАТУЛКЕ Писахова, хоть она и не малахитовая, тоже хранятся драгоценные клады –
легенды и сказки поморского Севера. (Слайд 3)

Урок сегодня я бы хотела провести в форме презентации творчества этого
интересного писателя-сказочника, нашего земляка, северянина.
(Слайд 4).

Родился С.Г.Писахов в Архангельске 25.10.1879 г. На Поморской улице, в доме,
который принадлежал его отцу, ювелирных дел мастеру, а через 80 лет в этом же
доме и умер. (Слайд 5)

Писахов любил повторять, что всю жизнь он прожил в той же комнате, где
родился, в ней же намерен и помереть. Так оно и случилось.

С детства Писахов мечтал стать художником, но отец не разделял увлечений
сына, повторяя постоянно, что «без художников люди живут спокойно». Однако сын
настоял на своем, и в 1902 году он поступает в Петербургское художественное
училище, а в 1905 году за вольнодумство из училища его исключают и лишают права
получать образование в России.

И тогда Писахов отправляется путешествовать. Греция, Италия, Франция, Ближний
Восток – далеко не полный перечень стран, в которых он побывал.

Именно там, на чужбине, в жарких солнечных странах, понял Писахов, что не
может он жить без севера, тихого, скромного, но такого родного и уютного. И он
возвращается домой. Он так истосковался по русской зиме, что едва переступив
порог родного дома (а это было летом), тут же мчится на Мурман – искать
уцелевший снег. А потом, как одержимый, рисует родные северные пейзажи.



Друзья, которым он как-то показал свои картины, пришли в восторг и устроили
ему выставку сначала в Санкт-Петербурге, а затем и в Москве. Публика заговорила
о таланте Писахова – художника, а критики даже назвали его певцом северной
природы. (Слайды 6–8 с картинами Писахова).

Однако тяга к путешествиям звала художника в дорогу за новыми впечатлениями.
Но душа не хотела расставаться с родным севером. И тогда Писахов отправляется
путешествовать по северу. За несколько лет он исколесил всю Арктику: Новая
Земля, Земля Франца-Иосифа, Баренцево море, Карское море… Ну и конечно, северные
реки: Печора, Пинега, Онега, Мезень. Всюду, где бывал, Писахов старательно
изучал быт и культуру, традиции и обряды, легенды и сказки.

В середине ХХ века С.Г.Писахов был в Архангельске самым популярным человеком.
Не было в этом городе жителя, который бы не знал писателя в лицо. (Слайд 9)

Почти двадцать пять лет преподавал Степан Григорьевич в школах Архангельска
рисование, а для развлечения писал для своих учеников сказки. В 1932 году его
сказки попадают в руки известного тогда писателя-сказочника Лазаря Лагина.
Лагина сказки Писахова восхитили, и он помогает школьному учителю издать сборник
его произведений, который Писахов назвал по заглавию одной из своих сказок «Не
любо – не слушай…» (Слайд 10)

Ученики часто спрашивали своего учителя, откуда он берет темы и сюжеты для
своих сказок. Он всегда отвечал: «С натуры. Рифмы запросто со мной живут, две
придут сами, третью приведут» А потом признавался, что с детства слышал богатое
северное словотворчество и что дед его, Левонтий, славился по всей Пинеге как
искусный сказочник и балагур. В непогоду дед Левонтий мог целыми сутками
развлекать охотников и рыбаков своими небылицами и небывальщинами.

Сказки Писахова – уникальное явление русской северной культуры. В них всегда
точно названо место действия – деревня Уйма. (Слайд 11) Главный герой его
сказок – народ, поморы. А истории, которые происходили в поморской деревне Уйма,
расположенной на берегу Белого моря, рассказывает местный житель балагур и
весельчак Сеня Малина. (Слайд 12) У Писахова Сеня Малина – человек
бывалый, мастер на все руки: он и пахарь, и рыбак, и охотник, и в Питере был, и
в Москве, и с французами воевал, и турок бивал, и по всем морям путешествовал.
Все знает Сеня малина, все видел.



Похож писаховский сказитель на настоящего Сеню Малину?

(Слайд 13)

А живет Сеня Малина, как все поморские мужики, по его собственному выражению,
«обнакновенно». И «жона» у него, как у всех, «справная», только «спорить с ней –
зря время терять», и детей у него» семеро на лавке, пять – на печи».

Сеня Малина хорошо знает поморскую жизнь, в сердце у него восторг от красоты
и богатства родного края. И был этот край «самолучшим в старо время». Малина
уверен, что и поморские мужики были бы «первеющими богатеями», если бы не
«злыдни проклятые – чиновники, урядники да попы»

Что из моего рассказа вы узнали о творчестве С.Г.Писахова?

(Слайд 14)

(Создавал сказки о поморской жизни; главный герой – обычный крестьянин; попы
и чиновники – отрицательные герои; сказитель – весельчак и балагур Сеня Малина)

Наша задача – познакомившись поближе со сказками этого удивительного
сказочника, определить, в чем же их своеобразие и оригинальность, и чем они
связаны с народными традициями.



Давайте познакомимся со сказкой, которая вошла в сборник «Не любо – не
слушай…». Сказка называется «Как поп работницу нанимал» (Слайды 15–25)

Что напомнила вам эта сказка

? («Сказку о попе и работнике его Балде» и
бытовые народные сказки)

Чем же похожа эта сказка Писахова на бытовую русскую народную

? (Герои и
идея сказки очень близки к народным)

Но у сказки «Как поп работницу нанимал» есть автор, значит, она литературная.

Чем еще эта литературная сказка отличается от народной?

Следующая сказка называется «Морожены песни». Послушайте ее и определите, в
чем ее своеобразие и имеет ли эта сказка связь с народными традициями.

Вывод:
– Чем необычна сказка?

(Языком и сюжетом.)
– Чем необычен язык? (Насыщен диалектизмами, усеченными словами,
пословицами, поговорками, просторечиями и разговорной лексикой.
)

– Итак, речь Сени Малины своеобразна и очаровательна. Она подчеркивает
особенность сказки, ее самобытность. Этот художественный прием помогает автору
создать оригинальное произведение. Писахов свои произведения назвал сказками, но
сказки должны иметь традиционную сказочную композицию.

Найдите зачин и концовку в сказке «Морожены песни». (Тоже оригинальны.)

На чем строится сюжет в этой сказке

? (На небылицах.)

Зачем врет Сеня Малина?

(Для веселости: «смех в работе подмога и с
едой пользителен».
)

Вывод: В чем своеобразие этой сказки?

(Слайд 26)

Перед вами на столах еще три сказки С.Г.Писахова: «Не любо – не слушай…»,
«Своим жаром баню грею» и «Ледяной потолок над деревней».

Самостоятельно ознакомьтесь с их содержанием и сделайте вывод:

I вариант.

В чем связь этих сказок Писахова с народными традициями.
II вариант.
В чем своеобразие этих сказок Писахова.

(Слайд 27)

О чем же пишет Писахов? Какие темы он затрагивает? К какому виду сказок вы бы
отнесли его произведения?

(Нельзя отнести ни к одному из имеющихся видов
сказок. Сказки Писахова и бытовые, и волшебные, и сатирические, и о животных. И
все это одновременно. В них есть всё, кроме нечистой силы
.)

Можем ли мы, северяне, утверждать, что все, о чем говорит Сеня Малина
неправда

? Значит, это правда? (В них преувеличение, т. е. гипербола.)

Что же прославляют и воспевают сказки Писахова?

(Север, его красоту,
трудолюбие и смекалку северных людей, которые умудрились даже белых медведей
обучить работать
.)

Какой еще прием, кроме гиперболы, использует сказочник?

(Олицетворение
«семга да палтусина сами в пироги заворачиваются».
)

Можем мы утверждать, что Север – это еще один главный герой всех произведений
С.Г.Писахова?

Итак, Писахов олицетворяет природу севера. У нее, по его мнению, как у
человека, есть душа и характер. А край, имеющий душу и характер, не может быть
обычным, значит, и рассказать о нем обычными словами невозможно. Наверное,
именно поэтому Сеня Малина так часто прибегает к словотворчеству, использует в
своей речи многозначные слова и метафоры.

Писахов соединяет в речи Сени Малины народную, разговорную речь с
литературной. У него получилось дополнительное средство художественной
выразительности. Именно оно и придает сказкам Писахова ту яркость, необычность и
очарование, которые и пленяют читателя.

Вывод. Своеобразие сказок Писахова.

(Слайд 28)

  1. Сюжет оригинален, строится на небылицах;
  2. Отсутствует волшебство;
  3. Gоложительные герои – поморские крестьяне деревни Уйма;
  4. Отрицательные герои – попы и чиновники;
  5. Cказитель (Сеня Малина) врун и балагур; врет для веселости;
  6. Зачин и концовка, авторские, самобытные;
  7. В языке соединяется литературная речь (метафоры, сравнения) и
    разговорная, народная (диалектизмы, просторечия, пословицы, поговорки,
    усеченные формы слов);
  8. Применяет гиперболу и олицетворение.

Понравились вам сказки С.Г.Писахова?
Только печатаются они, к сожалению, небольшими тиражами, и найти их в продаже
достаточно сложно. Наши ребята подготовили для вас инсценировки по сказкам
Писахова «Модница» и «Поп и работник»
Какие сказки прозвучали сегодня на уроке? (Слайд 29) Какая из них вам
понравилась больше всего? Чему учат сказки Писахова?




Следующий: