Урок Власть и церковь. Церковный раскол

Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.

План урока:

  1. Церковь после Смуты.
  2. Патриарх Филарет.
  3. Реформа патриарха Никона.
  4. Усиление разногласий между церковной и светской властью.
  5. Церковный собор 1666-1667 гг.
  6. Протопоп Аввакум.

Основные понятия: церковь, патриарх, старообрядчество, раскол, протопоп.

Ход урока

  1. Вначале учитель организует проверку домашнего задания. Опрос по теме: «Политическое развитие страны».
  2. Переход к новой теме. Учитель формулирует цель урока (Слайд № 1). Затем необходимо вспомнить:
    • О введении патриаршества в правление Федора Иоанновича (1589 г). Первый патриарх – Иов.
    • О роли РПЦ в годы Смуты. Патриарх Гермоген.
    • О правлении первого представителя династии Романовых – Михаиле Федоровиче, который с 1619 г. правил вместе с Патриархом Филаретом (своим отцом).
    • Федор Никитич Романов (патриарх Филарет). Рассказ учителя или сообщение учащегося. (Слайд № 2).
  3. Далее учитель знакомит учащихся  с патриархом Никоном и его взаимоотношениями с царем Алексеем Михайловичем (Слайд № 3). При активном участии патриарха Никона была разработана церковная реформа, проведение которой началось в 1653 г. Учащимся предлагается на основе текста учебника охарактеризовать изменения, которые вносила реформа в обряды. Сделать краткую запись в тетради. (Слайд № 4). Церковный собор одобрил церковную реформу (Слайд № 5). Царь всецело доверял патриарху, нуждался в его советах. Однако Никон выдвинул идею приоритета духовной власти над светской (Слайд № 6).  Далее учитель рассказывает об усилении разногласий между царем и патриархом, охлаждении их отношений (Слайд № 7). Никон самовольно покинул патриарший престол. Был проведен церковный собор 1660г., на котором была признана вина Никона в самовольном оставлении своих обязанностей. Однако лишить патриарха его сана этот собор был не правомочен. Требовалось согласие восточных патриархов. Окончательно вопрос был разрешен на церковном соборе (1666 – 1667 гг) (Слайд № 8). Дату и основные решения учащиеся записывают в тетрадь.
  4. Сообщение учащегося о протопопе Аввакуме иллюстрируют слайды № 9, 10, 11.
  5. Беседа с классом. Вопрос: почему исправление обрядов вызвало такую бурную реакцию в обществе, привело к расколу церкви на старообрядцев и никониан? (Слайд № 12). Были ли подобные явления в жизни Европы в Новое время? Реформация, протестантизм, Контрреформация – ключевые слова.
  6. Затем учащиеся записывают в тетрадь определение понятий раскол и старообрядцы (Слайд № 13).
  7. Вывод урока (Слайд № 14).
  8. Домашнее задание (Слайд № 15)

Презентация

Следующий: