Урок-викторина в 7-м классе Членистоногие

Цели:

повторить и систематизировать материал
продолжить формирование
диалектико-материалистического мировоззрения,
привлечение ребят к выполнению творческих
заданий и их обсуждению. Закрепить умение и
навыки по теме «Членистоногие».

Урок проводится в 7-х классах.

1. Организация работы учащихся:

Работа в группах

2. Подготовка домашнего задания.

А) повторить всю тему по вопросам

Б) придумать рассказ, сказку, сценку,
стихотворение о строении, жизнедеятельности и
поведении членистоногих

В) нарисовать рисунок — зоошутку с
использованием черт строения различных видов
представителей данного типа

3. Жюри (ученики десятых или одиннадцатых
классов, завуч) подводит итоги конкурса

Оформление доски и класса:

  • Плакат о численности членистоногих
  • Стенд с художественной литературой о животных
    данного типа
  • Работы учащихся 7-х классов (рисунки, сообщения,
    фотографии)
  • Технические средства:
  • Магнитофон с записями классической музыки
    (включается в паузах между конкурсами)
  • Телевизор и видеомагнитофон (включается в
    начале урока фрагмент фильма о многообразии
    членистоногих)
  • Компьютер с фотографиями представителей типа
    членистоногих.
  • Ход урока

    Приветствие учащихся.

    Звучит фрагмент музыки.

    Вступление учителя: «Сегодня на необычном
    уроке-викторине мы подводим итоги вашим знаниям
    по теме «Членистоногие». Так как представители
    этого типа (жуки, бабочки, клопы, кузнечики, раки,
    крабы, муравьи, пчелы, мухи и пауки, скорпионы и
    клещи) находятся рядом с нами, дома и на улице,
    приносят пользу и вред, то мы должны знать о них,
    как можно больше, чтобы видеть их красоту и
    красоту природы, но и избежать проблем, укусов и
    заражений. (Демонстрируется плакат о
    многообразии членистоногих).

    Тип членистоногие — это самый многочисленный в
    мире животных, в него входят две трети всех видов
    живущих на земле существ (плакат).

    Представителе типа — двусторонние
    -симметричные животные, освоившие все среды
    жизни биосферы: от глубин океанов до стратосферы,
    от полюса до полюса.

    Они плавают, ползают, прыгают, бегают, летают,
    роют, строят.

    У них хорошо развиты органы зрения, обоняния,
    равновесия, осязания, у некоторых слух.

    Демонстрируется стенд, мольберты с творческими
    работами учащихся, подборка
    научно-познавательной литературы по теме
    «Членистоногие».

    Если кого-то заинтересовала данная тема, он
    может обратиться за дополнительным материалом в
    школьную библиотеку.

    Оценивать наш конкурс сегодня будут учащиеся
    10-х, 11-х классов и завуч школы. Каждый конкурс
    оценивается жюри по 5-ти бальной системе,
    домашнее задание — по 10-ти бальной системе.

    ХОД ВИКТОРИНЫ:

    1. Знакомство с командами (название, девиз,
    визитка каждой команды)

    2. Работа учащихся в группах по вопросам (по
    одному учащемуся из команд выбирают свои три
    вопроса)

    Звучит музыка

    Слово жюри для оценки двух конкурсов.

    3. Отгадайте загадки, кто быстрее.

    А) Черен, да не бык, шесть ног без копыт, летит
    воет, а сядет — землю роет (жук)

    Б) Висит сито, не руками свито (паутина)

    В) Кто трижды родится, прежде, чем стать
    взрослым (многие насекомые: бабочки — яйцо,
    гусеница, куколка, взрослое насекомое)

    Г) Что случится с пчелой, после того, как она
    ужалит (погибает)



    Д) Кто в лесу без топоров строит избу без углов
    (муравей)

    Ж) Сколько ног у паука (восемь)

    З) У кого ухо на передних ножках (кузнечик)

    К) Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик
    (стрекоза)

    Л) Сам мал, незаметно хожу, но больше себя ношу
    (муравей)

    М) Идет воин, землю роет, на ногах — без копыт,
    есть рога, да не бык (жук )

    Н) Летит — говорит, сядет — молчит (оса)

    4. Определите ребята, чье меню вам читают (по два
    вопроса команде).

    А) Нектар, пыльца (пчела)

    Б) Листья, стебли, корни растений (жук)

    В) Выделения тли, мелкие насекомые, сок
    растений, семена, грибы (муравьи)

    Г) Зеленые части растений (саранча)

    Д) Листья шелковицы, тутового дерева (тутовый
    шелкопряд)

    Е) Растения семейства крестоцветных (капустная
    белянка)

    СЛОВО ЖЮРИ

    5. Игра — «первые буквы»

    Показываются буквы в течение одной секунды,
    нужно подобрать название членистоногих,
    начинающихся на эту букву.

    О (оса, овод)

    М (муравей, муха)

    Т (таракан, тутовый шелкопряд)

    С (саранча, стрекоза)

    П (паук)

    К (кузнечик, капустная белянка)

    6. Зоошутка.

    Помощниками раздается рисунок, и в течение
    одной минуты учащиеся определяют составляющие
    каждого рисунка. Звучит музыка.

    СЛОВО ЖЮРИ

    7. Составить название представителей
    членистоногих из слогов (слоги даны на доске).

    па, ук, се, курт, скор, но, ко, сец, ка, ра, курт, пи,
    он (паук, сенокосец, каракурт, скорпион).

    Звучит музыка.


    8. Объяснить народные приметы:

    Паук плетет сеть (к сухой погоде)

    Кузнечики не стрекочут (ночью будет дождь)

    Прекращение движения муравьев около
    муравейника (к ненастью)

    Много мошек — готовь лукошко (по грибы)

    Много комаров — готовь коробы (по ягоды).

    9. Отгадывание кроссвордов, пока ребята
    готовятся к сценке:

    1. Крупная красивая бабочка (махаон)
    2. Домашний представитель (моль)
    3. Членистоногое животное — крупный морской рак
      (омар)
    4. Крупное хищное двукрылое насекомое (слепень)
    5. Насекомое, имеющее водную личинку, живущую в
      домике (ручейник)
    6. Одомашненный представитель жалоносных,
      общественных перепончатокрылых (пчела)
    7. Органическое вещество, составляющее наружный
      покров тела рака (хитин)
    8. Стадия в развитии насекомого (нимфа)
    9. Насекомое, которое развивается с неполным
      превращением (саранча)
    10. Морской представитель ракообразных (краб)
    11. Крупная ночная бабочка (бражник)
    12. Органы дыхания речного рака (жабры)
    13. Докучливый паразит человека и домашних
      животных, переносчик опасных заболеваний (блоха)

    СЛОВО ЖЮРИ

    10. Домашнее задание (показ сценки или рассказ
    стихотворения)

    11. Итоги конкурсов, слово жюри.

    Заключительное слово учителя: «Сегодня все вы
    хорошо работали, ребята. Готовили задания,
    участвовали в сценках. Мы увидели, что наши уроки
    по теме: «Членистоногие» не прошли даром. Кто
    участвовал в уроке, получает отличные оценки, а
    за активное участие в конкурсах — сладкий приз.

    Закончить наш урок я хочу стихотворением
    Кристины Россети:

    Никого не обижай, ни пчелу, ни мушку,
    Ни улитку, ни жучка — темненькое брюшко,
    Ни кузнечика, в траве скачущего ловко,
    Ни блестящую в листве божую коровку,
    Ни синицу, ни дрозда, ни крота слепого :
    Ни за что, ни когда не обижай живого!

    До свидания.




    Следующий: