Урок-викторина Умники и умницы

Цель урока: повторение и обобщение пройденного материала по курсу истории России IX – XVIII века. Дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность. Заинтересовать в получении дополнительной информации по предмету.

Тип урока: урок-викторина.

Оборудование: компьютер с медиапроектором, диск с презентацией урока.

Состав участников викторины:

  • Ведущий – учитель истории
  • Учащиеся – участники викторины
  • Жюри – преподаватели русского языка, литературы, истории, специальных дисциплин.

Правила викторины: Ведущий (учитель истории) объясняет цели и правила викторины, представляет жюри и участников викторины. Викторина проходит по мере смены слайдов, на которых содержатся названия туров, основные вопросы, понятия, ключевые слова. Ведущий (учитель) комментирует содержание слайдов. По ходу викторины, за каждый правильный ответ учащиеся получают баллы. Победителем викторины становится участник, набравший наибольшее количество баллов.

Ход урока-викторины

Всемирная история великими воспоминаниями украшает мир для ума,
а российская украшает Отечество, где живем и чувствуем.
Н.М. Карамзин

Слайд 1 (Презентация)

Слово учителя

Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа. В истории нашего Отечества было все: и взлеты и падения, и триумфы и поражения. И только история должна и может дать нам мудрый и честный ответ на вопрос: “Что составляет славу и гордость исторического пути народа, а что – бесчестие и позор?”

История России – это история русской культуры, духовности, русской государственности с её яркими событиями и запоминающимися личностями. Труден и славен этот путь, сегодня мы с вами окунемся в историю нашего государства, вспомним то, что было в память о тех многих поколениях, которые создавали богатство и славу нашего Отечества! Итак, в путь!

Конкурс № 1 “Верно ли высказывание?”

Учащимся предоставляются высказывания, на которые они должны дать положительный или отрицательный ответ. Ответ обязательно комментируется учащимся.

Слайд 2

- Киевская Русь – это государственное образование восточных славян, сложившиеся в IX веке?
Ответ: Да. (комментарии учащегося)

Слайд 3

- Самая первая летопись, дошедшая до нас, условно называется “ Повесть Временных Лет”, её написал монах Киево – Печерского монастыря Нестор в начале XII в.?
Ответ: Да. (комментарии учащегося)

Слайд 4

- Оброк – это бесплатный принудительный труд зависимого крестьянина на землевладельца за право пользования землёй.
Ответ: Нет. ( Правильный ответ: барщина)

Слайд 5

- Золотая Орда – это государство монгольских завоевателей, основанное в низовьях Волги в начале 1240-х ханом Мамаем.
Ответ: Да. (комментарии учащегося)

Слайд 6

- 5 апреля 1242 года состоялась Невская битва.
Ответ: Нет (Правильный ответ: битва состоялась в 1240 году 5 апреля)

Слайд 7

- Ермак Тимофеевич – это казачий атаман, начавший завоевание Сибири.
Ответ: Да. (комментарии учащегося).

Слайд 8

- Наполеон, заняв Москву, несколько раз предлагал Александру I начать переговоры о мире, но русскиё царь отказывался.
Ответ: Да. (комментарии учащегося)

Слайд 9

- Слово монета вошло в употребление в словарь России при Петре I.
Ответ: Да. (комментарии учащегося)

Комментарии учителя истории к слайду:

Слово монета вошло в употребление в России при Петре I. Им же в Кунсткамере была собрана большая коллекция монет, медалей, и он очень заботился о её пополнении.

Житный ряд находился на Красной площади. Цены на съестные припасы были следующие: четверть ржаной муки – 30 копеек. Пуд коровьего масла — 60 копеек. Рыба свежая и соленая продавалась возами, бочками, иногда штуками. Стоила по 37 копеек пуд. Одна голова сахара обходилась покупателю в 4 гривны. Бархатная шуба, подбитая соболем – 70 рублей.

В Русском государстве считали на рубли, полтины, полу-полтины, гривны, алтыны. Более мелкие деньги- копейка, деньга, полушка. Рубль состоял из 100 копеек или 200 денег, или 400 полушек. Полтина из 50 копеек или 100 денег, или 200 полушек. Полу-полтина-25 копеек, 50 денег, 100 полушек. Гривна- 10 копеек, 20 денег, 40 полушек. Алтын -3 копейки, 6 денег, 12 полушек. Чеканились они из чистого серебра.

Каждому участнику викторины предлагается задание, на выполнение которого отводится 3 мин. (Приложение 1) Выполненные задания сдаются жюри для оценивания.

Конкурс № 2 “Кому принадлежит высказывание”

Учащиеся должны вспомнить, кому принадлежат данные высказывания. Возможны комментарии учителя истории после ответов учащихся.

Слайд 10

- «Более всего должны дети отца и мать в великой чести содержать»
- «Говорить с людьми должно благочинно, учтиво, вежливо, разумно и немного»
- «Сам себя много не хвали и не стыди, роду своего и прозвания без нужды не возвышай»
Ответ: Петр I.

Комментарии: Из книги “Юности честное зерцало”. Специальная книга, в которой излагались правила хорошего тона, объяснялось, как следует держаться в обществе.

Слайд 11

- “ Я буду царствовать или погибну”
- “ Желаю и хочу только блага стране, в которую привёл меня Господь. Слава её делает меня славною”
Ответ: Екатерина II.

Комментарии: София Фредерика Августа, стала женой Петра III, приняла православие, стала Екатериной Алексеевной. Чистокровная немка сделалась русской, это была самая русская из всех русских императриц.

Слайд 12

- «Делу — время, а потехе — час»
Ответ: Алексей Михайлович Романов.

Комментарии: Царь страстно увлекался охотой. Он принял участие в составлении руководства по этой охоте. В нем царю принадлежат слова: «Делу время, а потехе час». Алексей Михайлович – хранитель устоев и традиций, рачительный хозяин собственных вотчин, и всего государства.



Слайд 13

- «В России велик лишь тот, с кем я говорю, и до тех пор, пока я с ним говорю».
Ответ: Павел I.

Комментарии: Павел был чрезмерно придирчив, строг к военным людям, за незначительный проступок могло последовать суровое наказание. Он был придирчив и резок.

Слайд 14

- «Ежели где убудет несколько материи, то умножится в другом месте. Сей всеобщий естественный закон простирается и в самые правила движения, ибо тело, движущее своей силой другое, столько же оной у себя теряет, сколько сообщает другому, которое от него движение получает»
Ответ: Ломоносов М.В.

Комментарии: «Историк, механик, химик, художник и стихотворец, он всюду все испытал и все проник»- А.С.Пушкин
Вопрос для участников викторины:Какие открытия М.В.Ломоносова вы знаете?

Возможные ответы:

  • Закон сохранения массы вещества в химических реакциях.
  • Создал атомно-молекулярную теорию, гипотеза о том, что все тела состоят из корпускул (молекул) и элементов (атомов).
  • В астрономии — открыл наличие атмосферы у Венеры.
  • Изобрел ночезрительную трубу (прибор ночного видения).
  • Возродил искусство мозаики.
  • Осуществил реформу русского стихосложения.
  • Ввел в русский язык целый ряд слов — атмосфера, квадрат, барометр, треугольник, горизонт, формула.

Конкурс № 3 «Кто есть кто?»

По предложенным описаниям учащимся необходимо определить историческую личность. Возможны комментарии учителя истории.

Слайд 15

«Был он среднего роста, довольно строен, но мрачен и дик видом, имел грудь широкую, голубые глаза, длинные усы, на голове один клок волос. Перед битвой с византийцами он произнес знаменитые слова: «Победим или умрем! Мертвым срама нет».
Ответ: Князь Святослав.

Комментарии: Всю жизнь Святослав провел в войнах. Отважный, доблестный воин. Спал, подложив под голову седло, довольствовался полусырым мясом, печенным на углях…

Слайд 16

«Царь был некрасив, глаза у него были серые, нос длинный и крючком; ростом был высок, худощав, плечи имел высокие, грудь широкую, мышцы крепкие. Человек удивительного ума, изучивший хорошо книжную науку, красноречивый…»
Ответ: Царь Иван IV Грозный.

Комментарии: Лицемерие и честолюбие, злоба в сочетании с постоянным страхом за свою жизнь проявлялись в чертах характера Ивана IV. Осознав безграничность своей власти, считал, что он самодержец, поставленный Богом над людьми, и волен делать с ними все что захочет.

Слайд 17

«Живая и веселая, она устраивала при дворе маскарады без масок, строила дворцы в двадцать четыре часа, основала первый Московский университет, до конца жизни была уверена в возможности проехать в Англию сухопутным путем…»
Ответ: Елизавета Петровна.

Комментарии: Её считали самой красивой дамой в Европе. Она любила музыку и поэзию. Гардероб Елизаветы состоял из 15 тысячи платьев и нескольких тысяч пар обуви.

Слайд 18

Властитель слабый и лукавый
Плешивый щеголь, враг труда
Нечаянно пригретый славой. (А.С.Пушкин)
Ответ: Александр I.

Комментарии: Личность Александра всегда была загадкой для современников. «Сфинкс не разгаданный до гроба»- писал о нем Вяземский. Герцен называл Александра: «коронованным Гамлетом, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца».

Конкурс № 4 «Хронологическая головоломка»

Участникам викторины необходимо расставить события в хронологической последовательности.

Слайд 19

  • Крещение Руси
  • Куликовская битва
  • Призвание варяжских князей во главе с Рюриком
  • Отечественная война
  • Монголо–татарское иго на Руси

Конкурс № 5 «Грамота историческая»

Учащимся предлагаются исторические термины с грамматическими ошибками. Необходимо исправить ошибки и дать определение термину.

Слайд 20

Синат; ампиратор; кунскамера; астрог; Баярская Дума; манархия ; мягкая рохлядь.

Конкурс № 6 «Все может быть…»

Необходимо из перечисленных событий периода правления Екатерины II указать лишнее.

Слайд 21

Политика «просвещенного абсолютизма». Стрелецкие бунты. Ликвидация гетманства на Украине. Куликовская битва. Невская битва со шведами. Жалованная грамота дворянству. Борьба за выход к Черному морю. Восстание Е.И. Пугачева. Крестьянская война во главе С. Разина. Раздел Польши.

Конкурс № 7 «Историческая видеохроника»

Слайд 22

Учащиеся просматривают видеосюжеты без звукового сопровождения и комментируют события. Участникам викторины предлагаются следующие сюжеты: «Ледовое побоище», «Иван Грозный. Опричнина», «Войска нового строя. Полтавская битва»

Итоги викторины: Жюри объявляет общий итог викторины и награждает победителя.

Домашнее задание: Составить исторический кроссворд по изученным темам курса.

Источники информации

  1. Ворожейкина Н.И.Дидактические материалы по истории России с древнейших времен до конца XVII в.: 6-7 кл. – М.: Владос-пресс, 2003.
  2. Павленко Н.И., Андреев И.Л. История России с древнейших времен до конца XVII века: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений /Под ред. Н.И.Павленко. – М.: Дрофа, 2001
  3. Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век.– М.: АРКТИ, 2002.
  4. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX в. 10 класс. – М.: ВАКО, 2005
  5. Интернет-ресурсы:
    • http://history.tuad.nsk.ru/ — История России с древнейших времен до наших дней.
    • http://historic.ru/ — исторический портал.



Следующий: