Урок-викторина Своя игра в 8-м классе Строение и жизнедеятельность клетки

Раздел:

Биология

Тема:

Строение и жизнедеятельность клетки

Цель:

Обобщение закрепление знаний,
расширение кругозора по предмету.

Задачи:

  • Образовательная — сформировать способность
    находить нужную информации, отбирать главное,
    обобщить и систематизировать изученное.
  • Воспитательная — воспитывать в учащихся чувство
    радости, удовлетворения от процесса умственного
    труда.
  • Развивающая — развивать умение публично
    выступать, участвовать в обсуждении, выдвигать
    идеи, работать в команде.

Тип урока:

урок обобщения и систематизации
знаний.

Форма урока:

урок-игра.

Наглядность:

плакат- схема игры, счетные
палочки.

Оборудование:

компьютер, проектор,
мультимедийная презентация к уроку, тетради,
карандаши.

Эпиграф

«Знать — значит победить». А.Несмеянов.

Ход урока

I. Орг. момент: приветствие, сообщение темы и
цели урока.

Наша викторина — посвящена строению клетки,
истории её открытия, автобиографиям известных
биологов.

Девиз урока:


Ум! Находчивость! Смекалка!
Воля! Риск! В труде закалка!
Очень верные друзья,
Говорю я вам не зря

II. Правила игры.

1. В игре принимают 4-5 команд. Пользуясь
предложенной схемой, выбирают тему вопроса и его
стоимость.

2. Право ответа принадлежит команде первой
поднявшей табличку с номером команды.

3. За верный ответ команда получает количество
баллов соответствующее стоимости вопроса.

4. Команда, ответившая правильно, получает право
отвечать на следующий вопрос. В случае
неправильного ответа у команды снимается, со
счета стоимость вопроса. Право ответа переходит
к другой команде.

Схема викторины


Открытия, ученые.

10

20

30

40

50

Органеллы клетки

20

30

40

50

Функции органоидов

10

20

30

40

50

Загадки

10

20

30

40

50

«Кот в мешке»
Ва-банк

В игре встречаются следующие подраунды. Это «Кот
в мешке»
— стоимость вопроса увеличивается
вдвое в пределах всей суммы баллов, которую имеет
в данный момент команда.

«Ва-банк»- соперники могут выкупить право
ответить на этот вопрос, поставив на кон все
имеющиеся балы. В случае неправильного ответа
все баллы команды сгорают. На счету команды
остается 0 баллов.

Разминка

Выбор команды, начинающей игру

Быстро ребусы решаем,
Кто будет первым начинать,
Сейчас определяем.

Смотреть в приложении.

Раунд 1. Открытия, ученые.

  • 10 баллов — Ученые, творцы постулатов клеточной
    теории. (М. Шлейден и Т.Шванн)
  • 20 баллов — Этот ученый впервые в научной
    литературе употребил термин «клетка». (Р. Гук)
  • 30 баллов — Русский ученый, открывший в клетках
    явление фагоцитоза. ( И.И. Мечников)
  • 40 баллов — Ученый в 1859 году предложивший
    знаменитый тезис » Из клетки — клетка».
    (Р.Вихров)
  • 50 баллов — Знаменитый английский ботаник,
    первооткрыватель хаотического теплового
    движения частиц, в 1831 году открывший
    существование ядра. (Р. Броун)

Раунд 2. Органеллы клетки.

  • 10 баллов — Самая крупная органелла клеток,
    заключенная в оболочку из двух мембран,
    пронизанную порами. (Ядро)
  • 20 баллов — Система мембран и каналов,
    пронизывающих цитоплазму клеток эукариот. (
    Эндоплазматическая сеть)
  • 30 баллов — Самые маленькие по размеру клеточные
    органеллы, состоящие из двух субчастиц малой и
    большой. (Рибосомы)
  • 40 баллов — Одномембранные сферические
    пузырьки, заполненные гидролитическим
    ферментом. (Лизосомы)
  • 50 баллов — Органоид клеточного ядра, являющийся
    носителем генов и определяющие наследственные
    свойства клеток и организмов. (Хромосомы)

Раунд 3. Функции органоидов.

  • 10 баллов — Функция этого органоида накопление
    жиров, белков и углеводов для дальней
    жизнедеятельности. (Аппарат Гольджи)
  • 20 баллов — Основная функция этого органоида -
    это деление, при котором образуются новые клетки,
    регулировка всех процессов белкового синтеза,
    обмена веществ, энергии. (Ядро)
  • 30 баллов — Эти органоиды превращают энергию
    солнечного света, в энергию макроэнергетических
    связей. АТФ. и синтезируют углеводы за счет этой
    энергии из углекислого газа воздуха.
    (пластиды-хлоропласты)
  • 40 баллов — Функция этих органоидов
    направленное движение веществ в цитоплазме
    клетки (Эндоплазматическая сеть)
  • 50 баллов — Основная функция этих органоидов
    переваривание клеток хвоста головастика при его
    превращении в лягушку. ( Лизосомы)

Раунд 3. Загадки

.

  • 10 баллов

Сердце клетки — это я!
Уж поверьте мне, друзья
Координирую и согласую,
Чётко всё организую,
Хромосомы сохраняю,
За наследство отвечаю. (Ядро)

  • 20 баллов

По каналам и канальцам
Грузы в клетке я вожу
Доставляю точно в срок
Вещества, кислород и воду
Органоидам в угоду. (Э.П.С.)

  • 30 баллов

Я за стройку отвечаю,
Белок в клетку поставляю,
Произвожу его сама,
Хоть мала, совсем мала. (Рибосома)

  • 40 баллов

В клетке всех объединяю,
Саму клетку охраняю,
Защищаю, берегу,
Строго за врагом слежу,
Влагу сберегаю,
Жизнь всем сохраняю. (Мембрана)

  • 50 баллов

Роль я важную играю,
За порядок отвечаю,
Хлам я всякий упакую,
Выполняю роль другую.
Забиваю свой же склад
Всем, чем надо, всем подряд. (Аппарат Гольджи)

Подраунд » Кот в мешке»

1. Наличие в этих органоидах ДНК позволило
ученым , выдвинуть гипотезу о том, что их предки
были свободно движущими существами,
напоминающими бактерии. (Митохондрии)

2. Автор книги «Тайны природы, открытие с
помощью микроскопа». (А.Левенгук)

Подраунд. » ВА — Банк»

1

. Ученый создавший прибор микротом для
приготовления тончайших срезов тканей и первый
обнаруживший ядро в клетке, назвав клетки
ядросодержащими зернышками. (Я. Пуркинье)

2

. В 1906 год ученому, открывшему, этот органоид
в клетке была, присуждена Нобелевская премия.
(А.Гольджи)

Подведение итогов игры

.

1. Учитель сообщает количество набранных баллов
командами.

2. Определеятся команда победитель.

3. Отмечается самый активный участник.

4. Участникам вручаются сладкие призы.

5. Учащиеся получают отличные оценки по
предмету.

Приложение.

Литература.

  • М.М Бондарчук, И.Н. Ковылина «Занимательные
    материалы и факты по анатомии и физиологии
    человека в вопросах и ответах». Волгоград -2008.
  • Н.А. Бравая «Классная биология в вашей школе».
    Ростов на Дону — 2008.
  • Д.В. Колесов, И.Н. Беляеева «Биология- человек».
    Москва — 2007.
  • Следующий: