Урок-викторина Северная Америка

Оборудование:

  • физическая карта Северной Америки,
  • комплект карточек животных, обитающих в
    Северной Америке,
  • комплект пластмассовых фигурок животных всего
    мира,
  • перья и обручи из картона (на голову ребятам),
    плакат с изображением Северной Америки,
  • набор чистых листов на клейкой основе,
  • магнитофон, аудиокассета с записью Христофора
    Колумба на фоне морского прибоя и пения птиц,
  • комплекты названий географических и
    тектонических названий.

На партах: листы с контурными картами,
индивидуальными для каждого ученика, ручки.

Персонаж: ученик старшего класса в
роли Христофора Колумба.

ЭПИГРАФ.

Я жалею о том, что не видел лица
всей Земли,
Всех ее океанов, вершин голубых и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и
скатов.

В.С.Рождественский.

Учитель. Я приглашаю вас в путешествие по
Северной Америке. Знания, которые вы приобрели на
предыдущих уроках, вам очень пригодятся. Но
путешествие необычное. Оно на “машине времени”.
Нам выделили 40 мин., а успеть хочется много. Чтобы
не изменить ход будущего, мы должны стать
древними североамериканскими индейцами. У нас
есть полминутки, чтобы перевоплотиться.

Инструктаж. Чтобы не привлекать внимания
местных жителей, давайте разделимся на два
племени. Каждое племя выберет своего вождя.
Наденьте, пожалуйста, белые полоски на голову в
виде обруча, закрепив сзади скрепками. Попросить
зажечь трубку мира (свечу) самого уважаемого,
умудренного жизнью и опытом, члена Совета
Старейшин (председателя жюри).

Приготовились?

1. Магнитофонная запись (отрывки из
дневника).

“Вторник, 18 сентября. На севере показалась
большая туча, верный признак близости земли.

Пятница, 21 сентября. …Видел кита — верный
признак близости земли, потому что киты плавают
недалеко от берега.

Четверг, 11 октября. Плыли на юго-юго запад. Люди
с каравеллы “Пинта” заметили тростинку и сук и
выловили обтесанную, возможно железом, палочку, и
обломок тростинки, и прочие травы, что родятся на
земле. Все воодушевились и обрадовались, видя эти
предметы…

Пятница, 12 октября. Земля! Я вижу землю!
Командор! Я слышал, что индийцы выглядят иначе?
Кого я вижу? Где мы? Куда мы попали?”.

Учитель. Ребята! Похоже, нас уже приняли за
местных жителей Северной Америки. Давайте
поможем путешественникам определиться, куда они
попали.

ЗАДАНИЕ № 1.

Учитель. Давайте вспомним самые яркие факты
географического положения материка. Свою речь
начинайте со слов:

-Это Северная Америка потому, что она находится
к северу от экватора, в северном полушарии.

-Это Северная Америка потому, что… и т.д.

! За каждый
правильный ответ выдавать перья.

Ну что, почувствовали себя индейцами?

Давайте подведем первые итоги. Самое яркое из
того, что прозвучало, запишите в виде небольшого
вывода на карточке и самый смелый представитель
племени прикрепит ее в отчет нашей экспедиции
(карточка на липкой основе приклеивается к
плакату-отчету).

! За каждый
правильный ответ выдать перья и имена.

2. Магнитофонная запись.

“ — Командор! Если это не Индия, похоже,
пряностей, которые ценятся больше человеческой
жизни, мы не привезем. Но, слыхал я, что в Новом
Свете черпают золотыми ложками из серебряной
посуды? Неужели мы не найдем хотя бы это?”

Учитель. Ребята! А могут ли наши новые
знакомые найти на североамериканском материке
золото? Или их ждет разочарование?

Давайте вспомним, что вы знаете о рельефе С.А.?

Все, что ученики говорят, нужно записать на
доску. Затем, записи заменить отпечатанными
листами. Сгруппировать в схему:

ЗАДАНИЕ № 2.

Учитель. Я приглашаю по одному храброму
индейцу от каждого племени подойти к карте.

Карту, которая висит здесь, я нашла в пещере
Большого Каньона Колорадо. Тот, кто составлял ее
до нас, все названия перепутал. Поместите,
пожалуйста, номенклатурные названия на нужное
место, найдите лишние названия.

Остальные, не менее смелые соплеменники,
выполняют следующее задание. Посмотрите, перед
вами лежат контурные листы, откуда исчезли все
географические названия. За 2 минуты помогите
местным жителям узнать, что где находится. Чем
больше вспомните, тем лучше.

Взгляните, пожалуйста, на карту. Справились ли с
заданием ваши товарищи? Достойны они пера и
имени?

! За каждый
правильный ответ выдать перья и имена. (Белая
Кость).

Подошло время подвести итог и закрыть еще одно
белое пятно в нашем отчете. У вас есть одна
минута, чтобы определиться с самыми яркими
чертами рельефа Северной Америки. Вывод ребята
должны написать на листе с липкой основой и
прикрепить к плакату-отчету.

! За правильный
ответ выдать перья.

3. Включить магнитофонную запись.

“ — Командор! Ну и туманы же тут! И озноб до
костей пробирает! Интересно, это по случаю нашего
прибытия столь мерзкая погода и бывает ли здесь
то ласковое солнышко, что согревало нас под небом
Испании?

-Не знаю, друг мой, не знаю…. Но сегодня в каюте я
нашел индейские письмена, из которых мы узнали,
где находимся. Подождем, может быть, мы получим
ответ и на этот вопрос”?

Учитель. Ну что, ребята! Похоже, наши
старания не прошли даром, а послужили хорошему
делу. Продолжим?

ЗАДАНИЕ № 3. (Рассказ с ошибками).

Учитель. Старейшина соседнего племени
принес мне описание климата Северной Америки. Но
в нем много ошибок. Давайте, все вместе их
исправим.

“ О, могущественный Вождь! Климат нашего
материка чрезвычайно разнообразен. Ведь
располагается материк во всех климатических
поясах земного шара. Наибольшую площадь занимает
тропический климатический пояс. На севере -
Гудзонов залив. Он охлаждает климат континента, а
низменности, расположенные рядом, позволяют
воздушным арктическим массам проникать далеко
на юг. Огромные массы влажного западного воздуха
задерживают горные цепи Аппалачей на юго-западе
материка. Теплый влажный воздух, формирующийся
над течением Гольфстрим, приносит достаточное
количество осадков на западные склоны Анд.

! За правильный
ответ выдавать перья и имена.

Учитель. Ребята, на доске задания
разного уровня.

На обратной стороне контурных листов выполните
задания на выбор:

1. Климатообразующие факторы Северной Америки.

2. Работа со схемой на доске. Циркуляция
атмосферы в Северной Америке.

3. Работа со схемой на доске. Влияние течений на
климат и природу Северной Америки.

Делаем вывод по климату и крепим заметку
к нашему отчету.

! За правильные
ответы выдавать перья и имена. (Яркая луна).

4. Включить магнитофонную запись.

“- Командор! (запыхавшись) Я только из лесу!
Видел там здоровую кошку с шерстью черной, как
волосы у наших красавиц и глазами, как луна в
ночном небе нашей Испании!

- Слышал я о таких зверях! Это – пума. А если б ты
знал, как богат и удивителен животный и
растительный мир этой местности! Эх, если б я
знал, я бы обязательно тебе рассказал …”.

Учитель. Ну, что ребята, дадим Колумбу “пищу
для размышлений”?

ЗАДАНИЕ № 5.

“Калейдоскоп”(продолжительность 3 мин)

Учитель. Ребята! Сейчас я покажу вам
кассету, на которую сбежались все животные мира.
Смотрите внимательно. Нам нужно выбрать только
тех, которые обитают в Северной Америке?

Проанализировать результат просмотра.

ЗАДАНИЕ № 6.

1. Два самых смелых индейца от племени,
используя пластмассовые игрушки животных,
должны расставить их на карте атласа.

2. Два других смелых индейца от племени,
используя рисунки животных, должны прикрепить их
на карту при помощи булавок.

3.Остальные соплеменники на контурных листах
выполняют задания на выбор (задания на доске):

  • Перечислить животных и растения Северной
    Америки.
  • Нанести границы природных зон Северной Америки.
  • Подписать природные зоны и произрастающие
    растения в них.

Карточки с выводом о природе Северной Америки
прикрепить к отчету.

! За правильные
ответы выдавать перья.

ЗАДАНИЕ № 7. “Блиц- турнир” Что такое?
Кто такой?

1. Колорадо.

2. Бизон.

3. Флорида.

4. Тундра.

5. Маккензи.

6. Гризли.

7.Большой Каньон.

8. Секвойя.

9. Аппалачи.

10. Прерии.

11. Эскимосы.

12. Миссури.

13. Долина Смерти.

14. Древнее оледенение.

15. Оттава.

16. Мексика.

! За правильные
ответы выдавать перья и имена.

ЗАДАНИЕ № 8. “Почемучка”

Почему жителей Америки называют индейцами?

Почему Гудзонов залив называют “ ледяным
мешком”?

Почему р. Миссисиппи американцы сравнивают с
русской Волгой?

Почему на севере Северной Америки много озер?

Почему на бизонов в Северной Америке запрещена
охота?

Почему секвойю в Северной Америке называют “
мамонтовым деревом”?

Учитель. На все вопросы вы даете ответы! Вы
просто молодцы!

А знаете ли вы, что в Мексике места для танцев
были под открытым небом. Во время танцев на
танцевальной площадке кружились красивые пары и
… ползали змеи-погремучники. Партнер должен был
давить их, чтобы защитить свою партнершу от
укуса. Эти необычные движения сохранились в
современных латиноамериканских танцах. Давайте
убедимся в этом сами.

ЗАДАНИЕ № 9. ТАНЕЦ “САМБА”.

5. Включить магнитофонную запись.

“- Командор! С помощью этих любознательных
индейцев мы быстро познакомились с этой землей. И
хоть ни золота, ни пряностей мы здесь не нашли, мы
открыли новую землю, а это хоть что-то да стоит.
Надо бы поблагодарить, тысяча чертей, этих
славных ребят!”.

ЗАХОДИТ КОЛУМБ.

Х.К.- Буэнос айрес, юнос, Амигас мучачесы! Эль
мио Кристофоросо Колумбосо.

Перевод:- Здравствуйте, дети. Меня зовут
Кристофор Колумб.

Х.К.- Эль мио эспирантос маньяно а ля виста
кукарилос.

Перевод:- Я пришел поблагодарить вас за
помощь нашей экспедиции. Без ваших знаний мы бы
точно пропали.

Х.К.- Амигас, эль вэ катрос а ля норис
даминас, но давича камуэсто парданеро баста
престо!

Перевод: -А теперь нам есть что показать
нашему Королю и Королеве. Мы не опозорили их имя и
нашу Испанию и подарили им новую землю, Новый
Свет!

ПРЕДЛОЖИТЬ ОТЧЕТ В ПОДАРОК.

Х.К. Пара досвиданес. Се мио кукарило. Баста.

УХОДИТ, КЛАНЯЯСЬ.

Пока мы принимали гостей, наше время в прошлое
закончилось. Нас со всеми трофеями, но без нашей
воли, вернули опять в ХХI век.

Поблагодарить детей за работу. Предложить
ребятам посчитать количество перьев и записать
на листе с выполненными заданиями.

Листы сдать.

Для тех, кому по досадной случайности, не
досталось пера, мне индейцы передали счастливые
перышки и просили отдать их вам на память.

Следующий: