Урок-викторина Русское воинство в IX–XV веках. 6-й класс

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,24 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Представленный вариант урока с презентацией
(см приложение) возможно использовать:

  • в качестве повторительного урока по истории
    России IX-XV в 6 классе;
  • в качестве внеклассной интеллектуальной игры
    по истории;
  • в качестве внеклассного мероприятиях в 6-7
    классах, посвященного Дню защитника Отечества.

Цель урока: повторить и закрепить
знания учащихся по указанной теме

Задачи:

  • Образовательная — закрепление понятийного
    аппарата, повторение основных дат и событий по
    русской военной истории IX-XV вв, процесса
    формирования национальных патриотических
    традиций.
  • Развивающая — углубление и расширение
    знаний по теме;
  • Воспитательная — способствовать
    воспитанию у школьников гордости за свой народ,
    готовый к самопожертвованию ради Родины,
    продемонстрировать роль воинства в истории
    Отечества.

Урок проводится в форме «Своя игра»

Данная форма викторины позволяет:

  • предоставить участникам игры вопросы по выбору
    разной степени сложности;
  • предоставить участникам возможность выбора по
    различным темам;
  • продемонстрировать учащимся ценность знания и
    широты кругозора.

Аппарат игры

При выборе вопроса кликните правой кнопкой
мыши по любой цифре в ячейке напротив
соответствующей темы

Для возврата на основное игровое поле
щелкните правой кнопкой мыши по указанной
стрелке

Содержание игры

Тема «Оружие»

10- Какое оружие изображено на рисунке?

20 -

:А палицы у них [калик] вязовые,
С конца в конец свинцу налиту :

О каком оружии идет речь в этом летописном
отрывке?

30 — Назовите вид оружия, изображенный на
рисунке

40 — Назовите основные элементы вооружения
русских воинов

50 — Как назывались топоры, вошедшие в
использование с XV в?

Тема «Доспехи»

10 — Как выдумаете, что изображено на рисунке?

20 — Как называлась остроконечная часть шлема?

30- Как называлась кольчужная сетка, которая
крепилась к шлему?

40 — Как русские воины называли ту часть шлема,
которая европейцами называлась как забрало?

50- Как называлась кольчужная рубашка с
вплетенными на груди и спине горизонтальными
металлическими пластинами, которые обычно
крепились с припуском друг на друга. Весил до 15
кг, совмещал в себе прочность пластинчатого
доспеха и эластичность кольчуги.

Тема «Даты»

10- В год 6370 и над… всеми властвовал Рюрик. И было
у него два мужа, не родственники его, но бояре,
отпросились они в Царьград со своим родом. И
отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то
увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей
это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были
три брата Кий, Щек и Хорив, которые построили
городок этот и сгинули, а мы тут сидим и платим
дань их потомкам, хазарам». Аскольд же и Дир
остались в этом городе, собрали у себя много
варягов и стали владеть землею полян. Рюрик же
княжил в Новгороде»

О какой дате идет речь?

20 — Был на Руси Иваном III введён он для суда,
И властью княжеской, исконной, в нём на
двенадцати листах
В порядке собрались законы, в стране единым
правом став.
Служил «Судебник» тот не мало, права хоть были
не равны,
Все ж произвола меньше стало, один закон для всей
страны.

В каком году был введен Судебник Ивана III?

30- Когда Русью правил «денежный мешок?»

40- 18 апреля — День воинской славы.

В честь какого события отмечается этот день?

50- Назовите дату сражения, изображенного на
картине Васнецова?

Тема «Лица»

10- Кто изображен на этой картине?

20 — «И послушал дружинников он и пошел к
древлянам за данью и прибавил к прежней дани
новую, и много зла творили древлянам мужи его…
Когда же шел он назад, поразмыслив, сказал он
своей дружине: «Идите с данью домой, а я
возвращусь и похожу еще…» И вышли из города
Искоростеня древляне, убили его и его дружину». О
ком идет речь в этом документе?

30- В походах не возил с собой ни возов, ни
котлов,не варил мяса.: Не имел и шатра, но спал,
подостлав потник с седлом в головах: О каком
полководце идет речь?

40- Этот великий князь одержал решающую победу
над татарами, вследствие чего Русь приобрела
независимость.

50- Этот киевский князь совершил 80 походов,
нанес сокрушительные удары по печенегам и
половцам. Назовите имя этого героя.

Тема «Поэзия»

10 — ________река, тебе хвала!
В веках ты видела не мало.
Когда б ты говорить могла,
Ты многое бы рассказала.
Ты б рассказала нам о том,
Как люди начали селиться,
За тыном — тын, за домом — дом
Росло на берегу твоём
Начало будущей столицы. О какой реке идет речь?

20- Был страшный год, когда все страны
Боялись больше, чем огня,
Батыя — внука Чингисхана,
Своё соседство, с ним кляня:
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день по степи голой,
Топча сухие ковыли. Назовите дату этого события.

30- Стоял такой великий стон, шёл бой с такою
кровью,
Что был в багрец окрашен Дон до самого низовья:
А князя Дмитрием Донским с тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним до наших дней живёт.

Назовите событие и его дату

40- А когда на востоке забрезжил рассвет,

Поредела завеса тумана,
На другом берегу вдруг увидел Ахмат рать
Московского князя Ивана.
Государь прочитал и, спокоен, и строг, Повернулся
к Ахматовым людям,
Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог,
И сказал: «Дань платить мы не будем!»
С той поры не решалась нас грабить Орда,
Иго тяжкое сброшено было.

О каком событии идет речь в стихотворении?

50- И на город полусонный,
что в туманах потонул,
Вдруг нахлынул отдалённый,
отдалённый грозный гул.
Вот по улицам столицы побежал
людской поток,
Обезумевшие лица, крики,
плач и топот ног.
«Люди добрые, беда!
Тохтамыш идёт сюда!»

В каком году произошло это событие?

Тема » Карты»

10- Какое историческое событие изображено на
схеме?

20- Отгадайте событие на карте

30 -Отгадайте событие на карте

40- Какое событие здесь изображено?

50- На карте это обычно изображали жирной
линией, которая прерывалась точками- крепостями.
Схематично эта линия выглядела так, как показано
на рисунке. Что это?

Тема «Кот в мешке»

10- Представитель какого народа изображен на
картине?

20- Какое ежегодно повторяемое событие на Руси
здесь изображено?

30- Назовите героев этого произведения

40- На этой старинной гравюре известный вам
человек, герой, победитель, за свои труды он был
приравнен к лику святых

50- И ратник великий, и святой, объединил
славян и укрепил государство

Тема «Культура»

10- Как называлось древнерусское торговое судно?

20- Назовите части древнерусского города.

30- Этот памятник горожане поставили тем, кто
совершил подвиг, несколько недель защищая город
от татар. В каком городе воинской славы стоит
этот древний крест?

40-Это пушки XVI в, но примерно такие же несколько
штук Иван III впервые использовал против врага,
чем и напугал его. Где и когда Великий князь
впервые применил артиллерию?

50- Как называлась битва, в которой союзнические
войска окончательно разгромили рыцарей
Тефтонского и Ливонского ордена? Когда она
произошла?

Ответы.

Список источников и литературы

  1. Кирпичников А. Н. Военное дело на Руси в XIII-XV вв.
    - Л.: Наука, 1976
  2. Кирпичников А.Н. Русские шлемы X-XIII вв//
    Советская археология. 1958. № 4.
  3. Аржакова Т.С. Калмыкова А.Г Учебная игра
    «Путешествие в страну историю»//Преподавание
    истории и обществознания в школе, 2002. № 6
  4. http://ru.wikipedia.

Следующий: