Урок-викторина Россия в период с 1917 по 1927 год

Тип занятия: повторение и обобщение
знаний.

Вид занятия: урок-викторина.

Цели занятия:

  1. Продолжать работу над усвоением понятий:
    гражданская война, революция, двоевластие,
    военный коммунизм, НЭП; продолжить формирование
    знаний о революциях в России, о гражданской
    войне, об образовании СССР.
  2. Развивать умения: выделять главное, делать
    вывод на основе анализа документа, вести
    аргументированный разговор, отстаивать свою
    точку зрения. Активизировать деятельность
    каждого студента, развивать умение работать в
    группах.
  3. Воспитывать чувство ответственности, научить
    понимать важность, необходимость внимания к
    чужому мнению, толерантности в общении; повысить
    уровень культуры поведения.

Предварительная работа:

1) Деление группы на мини-группы с учетом
психолого-педагогических особенностей каждого
студента. Это деление предполагает совместную
реализацию проблемных задач, выработку
коллективных решений, воспитание уважения друг к
другу, к чужому мнению.

2) Подготовка раздаточного материала.

Оборудование:

  1. Карточки-задания.
  2. Выставка книг.
  3. Таблицы.
  4. Стенды: “Сегодня на занятии”, “Что? Где?
    Когда?”

Ход занятия

1. Вступительное слово преподавателя:

Мы с вами изучили один из интересных, трудных
периодов в истории нашего государства, который
связан с революционными событиями Февраля и
Октября 1917 года, гражданской войны, с
образованием СССР.

На основе повторения и обобщения мы сегодня
должны с вами еще раз “перелистать” страницы
прошлого, попытаться создать исторический образ
России в этот период.

Занятие будет проходить в виде викторины,
участвуют три команды. Ответы оцениваются по
пятибалльной системе.

2. Викторина.

Конкурс №1: “Знаешь ли ты?”

Учитель раздает командам карточки-задания, в
которых понятия и даты.

Понятия: монархия, гражданская война,
интервенция, террор, революция, декрет,
двоевластие, диктатура, демократия.

Даты: февраль 1917 г., Октябрь 1917 г., 1918-1922 гг.,
1919-1921 гг.,

1921-1929 гг., 1922 г.

Конкурс №2: “Рассказать о…”

1 задание: Рассказать о причинах Февральской
буржуазно-демократической революции.

2 задание: Рассказать об образовании СССР.

3 задание: Рассказать о первых Декретах
Советской власти.

Конкурс №3: “Умеете ли вы доказывать?”

1 задание: Доказать, что II и III революции в России
имели разный характер.

2 задание: Доказать, что события 1918-1922 гг. в
России можно назвать гражданской войной.

3 задание: Доказать, что в России после
февральской революции 1917 года установилось
двоевластие.

Конкурс №4: “Личность. Что бы это значило?”

Студенты, получив задание, должны определить,
чьи это слова и к какому событию относятся.



1 задание: “Повелеваю завтра же прекратить в
столице беспорядки”

2 задание: “Мы стоим в преддверии всемирной
пролетарской революции и инициатива должна быть
за нами”.

3 задание: Верховный Правитель России,
определяя сущность своей власти, говорил:
“Единоличное верховное командование может
действовать диктаторскими приемами только на
театре военных действий и в течение
определенного, очень короткого периода
времени…”

Конкурс №5: “Ваша точка зрения”

1 задание: Почему из “двух зол” — белых и
красных — большая часть населения бывшей
Российской империи выбрала последних?

2 задание: Почему первыми Декретами Советской
власти были Декрет “О мире” и Декрет “О земле”?

3 задание: Почему вопрос о начале гражданской
войны остается дискуссионным?

Конкурс №6: “Подумай, сравни,
проанализируй”

Команды получают задание по экономической
политике: “Заполнить текстовую таблицу”.


Военный … … экономическая
политика
1. Введение
продовольственной разверстки
Замена продразверстки
для кого? для кого?
+ _ + _
2. Запрещение частной
торговли
2. … частной торговли
для кого? для кого?
+ _ + _
3. Уравнительность в
оплате труда рабочих (прод. паек)
3. Зарплата в зависимости
от … и …
для кого? для кого?
+ _ + _

Конкурс №7: “Ассоциация”.

С какими ассоциациями связан период в истории
нашего государства с 1917 по 1927 год ?

Команды получают листы бумаги (ватман) с
надписью в центре листа “Россия с 1917 по 1927 годы”.
От этой надписи расходится большое количество
стрелок, к которым студенты должны написать свои
ассоциации, связанные с этим периодом в нашей
истории. Команды выполняют и демонстрируют
задание.

3. Подведение итогов.

3.1. Учитель, акцентируя внимание на результатах
последнего конкурса, делает выводы о сути и
значимости событий изученного периода, которые
повлияли не только на дальнейшую историю России,
но и на мир в целом.

3.2. Учитель делает выводы о достижении целей
викторины, оценивает работу команд и каждого
студента.




Следующий: