Урок-викторина Прощание с ботаникой

“Ботаники не кончится урок – жизнь будет ее
вечным продолжением”

Цели и задачи:

  • систематизировать и углубить знания по
    изученному предмету;
  • развивать логическое мышление и познавательный
    интерес учащихся;
  • прививать навыки коллективного общения,
    толерантность.

Оборудование:

  • счетное табло,
  • листы учета,
  • таблицы по теме,
  • карточки с заданиями;
  • гербарный материал.

Условия игры:

урок проводится по принципу
“Крестики-нолики” и телевикторины “Счастливый
случай”. Игре предшествует разминка, затем 9
геймов, для награждения победителей игры
разработаны “ОРДЕНА”:

Геймы:

1-й гейм – “Круг знаний”;

2-й гейм – “Пятый лишний”;

3-й гейм – “Найди ошибку”;

4-й гейм – “АБВГД-ейка”;

5-й гейм – “Узнай меня”;

Физминутка

6-й гейм – “Почемучки”;

7-й гейм – “Лабиринт “Цветы вокруг нас”;

8-й гейм – “Кто он”;

9-й гейм – “Дальше, дальше…”.

Участники:

две команды по 8 человек в каждой,
два ассистента, группа консультантов и
присутствующие болельщики.

Задачи участников игры:

  1. Две команды соревнуются в знаниях в течение
    всех геймов.
  2. Болельщики участвуют в разминке и отвечают на
    вопросы, в случае если команды затрудняются
    ответить.
  3. Группа консультантов анализирует ответы всех
    участников игры, формирует выводы.
  4. Ассистенты ведут подсчет баллов и оказывают
    помощь ведущему (в каждом гейме команды имеют
    возможность получить очко крестик (Х) или нолик
    (0), которое заносится в счетное табло).

В ходе урока звучит музыка.

Учитель. Ребята! Наша встреча сегодня
посвящается расставанию с удивительным
предметом, который изучает мир растений –
БОТАНИКОЙ. Мы вспомним все встречи с ней и
попытаемся ответить на те вопросы, которые она
нам предложит.

На это время нам всем предстоит стать жителями
“Царства Ботаники”, которая созывает сегодня
“Совет Юных Ботаников”. На наш праздник сегодня
пришла одна из принцесс этого царства – Флора
(входит девочка в платье, украшенном цветами и с
венком на голове).

“Я – принцесса Царства Ботаники повелеваю:

§ 1. Иметь эмблему своего любимого растения
(не только цветка);

§ 2. Восторгаться растениями;

§ 3. Активно принимать участие в решении задач,
поставленных королевой Ботаникой;

§ 4. Объявить праздник “Прощание с ботаникой”
открытым ”, – Флора.

Ассистенты раздают участникам личные карточки
участия в уроке.


Личная
карточка участия в уроке

(фамилия учащегося)

Виды
деятельности
Счетчик
Жетон Оценка
1 *Сочинения
2 *Реферат
3 *Доклад
4
1 “Круг знаний”
2 “Пятый лишний”
3 “Найди ошибку”
4 “АБВГД-ейка”
5 “Узнай меня”
6 “Лабиринт”
7 “Почему”
8 “Кто он”
9 “Дальше, дальше…”

*В верхней части таблицы выставляется оценка
тем учащимся, которые до урока подготовили
письменную работу.

Учитель. У каждого на груди прикреплена эмблема
самого любимого растения. Расскажите о нем как
можно больше интересного, можно рассказать
стихотворение, спеть о нем песню. (За самый
интересный рассказ приз – жетон).

I. Разминка.

Перед началом игры разминка
помогает сконцентрировать внимание всех
участников на игре. Им предлагается повторить
систематику растений.

Аналитическая группа приступает к работе. За
каждый правильный ответ участник получает жетон.

Ведущий называет растения, а учащиеся –
семейство к которому оно относится:

  1. Земляника лесная – Розоцветные, Двудольные;
  2. Фасоль – Мотыльковые, Двудольные;
  3. Пижма обыкновенная – Сложноцветные,
    Двудольные;
  4. Яблоня – Розоцветные, Двудольные;
  5. Ландыш майский – Лилейные, Однодольные;
  6. Пшеница – Злаки, Однодольные;
  7. Паслен черный – Пасленовые, Двудольные;
  8. Картофель – Пасленовые, Двудольные;
  9. Персик – Розоцветные, Двудольные;
  10. Рябина – Розоцветные, Двудольные;
  11. Лилия – Лилейные, Двудольные;
  12. Кукуруза – Злаки, Однодольные;
  13. Астра – Сложноцветные, Двудольные;
  14. Черемуха – Розоцветные, Двудольные;
  15. Акация – Мотыльковые, Двудольные;
  16. Репчатый лук – Лилейные, Однодольные;
  17. Ковыль – Злаки, Однодольные;
  18. Одуванчик – Сложноцветные, Двудольные;
  19. Томаты – Пасленовые, Двудольные;
  20. Клевер – Мотыльковые, Двудольные;

II. Жеребьевка

. Игру начинает та команда,
которая отгадает загадку или ребус:

(АЛЫЧА)

(ОВСЮГ)

(СУРЕПКА)

III. Ход игры.

Первый гейм. “Круг знаний”.

1. Какие признаки характерны для всех живых
организмов? (Дыхание, питание, рост, размножение).

1. Систематика – это наука о … (многообразии
организмов, объединении их в группы на основе
родства).

2. Почему водоросли считают наиболее просто
организованными растениями? (Не имеют тканей и
органов).

2. Растения, у которых две семядоли, стержневая
корневая система, сетчатое жилкование, относят к
классу… (Двудольные).

3. Почему грибы нельзя считать растениями? (Их
клетки не содержат хлоропластов, поэтому в них не
происходит фотосинтез).

3. Чем отличаются бактерии от одноклеточных
водорослей? (Они не имеют оформленного ядра и
хлоропластов).

4. Почему картофель нельзя отнести к семейству
сложноцветных? (У них разное строение цветка).

4. Зачем при выращивании капусты рыхлят почву?
(Для улучшения дыхания корней и сохранения
влаги).

5. Мхи считают более высокоорганизованными
растениями, т.к. … (У них появились ткани и
органы).

5. Микология – это наука… (о грибах).

Консультанты подсчитывают количество жетонов
у каждой команды, и результат заносится в табло.

Второй гейм. “Пятый лишний”.

Каждый игрок команды получает пять гербарных
листов с растениями и задание: определить лишнее
растение (называется признак, отсутствие
которого у одного из пяти растений делает его
лишним).

К этому заданию можно использовать материал
других тем, например, грибы: масленок,
подберезовик, лисичка, белый, подосиновик
(лисичка – трубчатый).

Результат оценивается по количеству
правильных ответов участников команды и
заносится в табло.

Третий гейм. “Ты – мне, я – тебе” или
“Найди и исправь ошибку”.

Команды могут обменяться заранее
подготовленными рассказами-“небылицами”
(домашнее задание) или получить задание от
учителя.

В тексте найти 4 ошибки, исправить их, и дать
объяснение.

1-й вариант.

“СОВЕТЫ ОГОРОДНИКАМ”

1. В яркий солнечный день обильно опрыскивайте
листья растений
– это освежает их.

2. Никогда не рыхлите почву – это
способствует повреждению корней.

3.Для закалки рассады особенно полезно
использовать холодную воду.

4. Уничтожайте дождевых червей, обитающих в
почве – они подгрызают корни растений.

Соблюдайте мои советы, и вас ждет большой
урожай овощей и фруктов

Барон Мюнхгаузен

В этом письме барон Мюнхгаузен дает несколько
советов огородникам. Прав ли знаменитый
выдумщик? Обоснуйте ответ.

2-й вариант.

“ВОДОРОСЛИ”

В море, главным образом, вдоль побережья,
произрастает много разнообразных растений.
Большинство крупных морских растений –
водоросли, которые размножаются семенами.

В наших дальневосточных морях растет крупная
бурая многоклеточная водоросль – ламинария. Ее
тело прикрепляется к камням или подводным скалам
корнями.

В хроматофорах листьев морских водорослей
находится хлорофилл.

В стеблях водорослей образуется
органические вещества: сахар, крахмал, жир, белки.



Барон Мюнхгаузен

Уличите Мюнхгаузена, т. е. найдите 4 ошибки,
исправьте их и объясните.

Четвертый гейм. “АБВГД-ейка”.

Команды получают по 3-5 биологических термина,
которые надо объяснить.

Опыление – (перенос пыльцы с тычинок на рыльце
пестика);

Оплодотворение – (слияние сперматозоиды с
яйцеклеткой);

Клубень – (видоизмененный побег, в утолщенной
части которого откладываются запасные
питательные вещества);

Дерево – (жизненная форма растения с одним
одресневевшим многолетним стеблем);

Кора – (поверхностный слой стебля или корня);

Бациллы – (бактерии палочковидной формы).

Можно предложить командам найти определение
данных терминов в учебнике, используя
определенный код. Например, стр. 119, столбец 1,
вторая строка сверху (оплодотворение).

Результат оценивается по количеству
правильных ответов участников команды и
заносится в табло.

Пятый гейм. “Узнай меня”.

Командам выдаются тексты с описанием растений.
Необходимо ответить о каком растении идет речь.

1-й вариант.

На каждом пустыре можно встретить это растение.
Его бледно-желтые цветки с тонкой сеткой
фиолетовых прожилок довольно красивы. К осени
кость соцветия удлинняется и на нем висят плоды,
похожие на кувшинки с крышечками. Такого у других
растений не увидишь.

Средневековый врач Манттиоли писал:

“Дети…объелись и в такое сумасбродство впали,
что родичи их причин не ведая, козней злых духов
страшится стали”.

Король датский, отец Гамлета был убит этим
растением.

Сейчас оно входит в состав мазей для лечения
радикулита, неврита, артрита, т.к. обладает
обезболивающим эффектом.

Что это за растение, и к какому семейству оно
принадлежит?

(Дурман, Пасленовые, Ч(5)Л(5)Т(5)П1).

2-й вариант.

Это растение можно встретить на лесных
полянках, опушках, пустырях, полях, в степях оно
образует целые заросли.

Древние греки его посвящали богине охоты
Артемиде. В те далекие времена существовала
легенда: однажды охотясь в полях, богиня Артемида
увидела незнакомое ей растение с сильным запахом
и очень горьким вкусом. Эти пахучие вещества –
эфирные масла, которые способствуют уменьшению
испарения воды. Предполагают, что с этим связано
родовое название этого растения – артемизия, в
переводе с греческого – “здоровый”. Некоторые
виды используют для лечения желудочно-кишечных
заболеваний. Его семена высокопитательный корм
для многих птиц. Пчелы запасают его пыльцу,
называемую пергой, для кормления личинок.
Горький вкус листьев защищает эти растения от
поедания животными.

Однако, если семена попадают в муку, из которой
выпекают хлеб, он будет горьким. В России
название этого растения происходит от слова
“поле”, потому что в поле его больше всего.

(Полынь, Сложноцветные,Ч0Л(5)Т(5)П1)

Результат оценивается по количеству
правильных ответов участников команды и
заносится в табло.

Физминутка. “Жизненные формы”.

Ведущий перечисляет жизненные формы растений.
Учащиеся должны встать и поднять руки вверх если
это растение относится к деревьям,
соответственно, если растение относится к
кустарникам – они должны опустить руки и сесть.

Береза, акация, липа, одуванчик, ель, горох, клен,
ромашка, орешник, тюльпан, смородина, черемуха,
овес, дуб, малина, подсолнечник.

Шестой гейм. “Почемучки”.

Командам раздаются карточки с текстом. На
вопрос, поставленный в нем они должны дать ответ.

1-й вариант.

На пустыре, где растет крапива, надо посадить
огурцы или горох. Крапива, как известно, растет на
богатой почве, поэтому там посадили горох.

Правильно ли был сделан выбор? Почему?

(Нет, нужно было посадить огурцы)

2-й вариант.

Двое учащихся на опытных делянках выращивали
картофель, они поливали, рыхлили картофель,
подкармливали и окучивали растение одинаково.
Один из них оборвал с ботвы много листьев, другой
удалил с ботвы только боковые побеги и цветки.
Кто из них соберет большой урожай?

(Второй ученик)

Результат оценивается по количеству
правильных ответов участников команды и
заносится в табло.

Седьмой гейм. Лабиринт “Цветы вокруг нас”.

С помощью лабиринта необходимо ответить:
“Откуда родом эти комнатные и садовые
растения?”. Всем членам команды выдается такой
лабиринт. Каждый ученик находит родину одного из
восьми растений.

1-й вариант.

2-й вариант.

Результат оценивается по количеству
правильных ответов участников команды и
заносится в табло.

Восьмой гейм. “Кто он”.

Участникам команд предлагается криптограмма.
Они должны вписать в пустые названия
изображенных на рисунках культурных растений.
Если задание будет выполнено правильно, то они
узнают имя великого русского ученого,
зашифрованное в криптограмме. Учащиеся должны
рассказать: “Какой вклад в русскую науку внесли
эти ученые?”

1-й вариант.

(Вавилов)

2-й вариант.

(Мичурин)

Результат оценивается по количеству
правильных ответов участников команды и
заносится в табло.

Девятый гейм. “Дальше, дальше…”

Представители команд выбирают пакеты с
вопросами. В течение 3 минут командам требуется
ответить на максимальное их число.

Вопросы для первой команды:

  • след белого человека (подорожник);
  • абрикос, сушенный половинками (курага);
  • земляной орех (арахис);
  • детская конфета и растение (ирис, барбарис);
  • самые мелкие цветы…. (у ряски);
  • эти грибы помогают искать свиньи (трюфеля);
  • тюльпан относится к семейству… (лилейных);
  • самое высокое дерево (эвкалипт царственный);
  • образование на поверхности железа и
    гриб-паразит (ржавчина);
  • водное растение с огромными листьями (Виктория);
  • плод грецкого ореха (костянка);
  • самый сладкий злак (сахарный тростник);
  • ананас – дерево? (трава);
  • какие листья у павилики? (их нет);
  • зигота … (клетка, образующаяся в результате
    слияния гамет);
  • грибы … (одно из царств живых организмов);
  • лещина или …(фундук);
  • цветок … (орган размножения покрытосеменных);
  • символ России (береза);
  • культурные злаки из бывших сорняков (овес, рожь);
  • слияние мужской половой клетки с женской
    (оплодотворение);
  • мицелий (грибница);
  • наука о растениях (ботаника);
  • побег растения, несущий цветки (соцветие);
  • стебель пшеницы (соломина);
  • медовое дерево (липа);
  • человек-корень (Жень-Шень);
  • кукуруза или …(маис);
  • царский желудь (грецкий орех);
  • современный шелк (лен).

Вопросы для второй команды:

  • банан – дерево? (нет трава);
  • самое долгоживущее растение (лишайники);
  • гриб – главный враг картофеля (фитофтора);
  • как правильно резать перец, вдоль или поперек?
    (вдоль);
  • какой гриб ели викинги для храбрости? (мухомор);
  • детская конфета и растение (ирис, барбарис);
  • все ли тополя “пушат”? (нет);
  • это растение лечит, кормит, одевает, наказывает
    (крапива);
  • маслина или … (олива);
  • астры относятся к семейству… (сложноцветных);
  • мамонтово дерево или … (секвойя);
  • дрожжи – … (грибы, существующие в виде
    делящихся клеток или их колоний);
  • водоросли размножаются … (спорами);
  • деление – … (форма размножения);
  • медовое дерево – … (липа);
  • дерево, из которого изготовлена палица Геракла
    (олива);
  • сушеный виноград без косточек (кишмиш);
  • ядовитое яблоко (картофель);
  • символ Канады (клен);
  • ягода – … (многосемянной сочный плод с мякотью);
  • наука о грибах (микология);
  • опадание листьев (листопад);
  • один из основных органов растения, выполняющий
    функции фотосинтеза (лист);
  • бамбук – растение семейства … (злаковых);
  • гриб, который раньше использовали для получения
    чернил (навозник);
  • цвет красных водорослей на больших глубинах
    (водолазы их видят черными);
  • сине-зеленые водоросли относят к царству
    растений? (нет);
  • водяная чума или … (элодея);
  • род бактерий, изогнутых в виде запятой
    (вибрионы);
  • основная структурная единица в системе живых
    организмов (вид).

Учитель.

Ну, вот мы и подошли к самому грустному моменту
сегодняшней встречи – расставанию с Ботаникой.
Но это не значит, что мы больше не встретимся с
ней. Об этом говорит девиз нашего урока. Давайте
же, в знак уважения исполним гимн этой загадочной
науке.

Звучит мелодия песни “Малиновка”. Участники
праздника поют:

Ботаники закончится урок
Впервые необычно, без задания,
Пыльца, тычинка, пестик, лепесток –
Такие надоевшие названия.

Припев:

Ботаники час розовый,
Останься в феврале,
Как тонкий лист березовый
В забытом букваре.

Уроки шли неведомо куда,
Нам знаний мир огромный открывали.
Мы Солнце брали в руки без труда,
Когда рябины кисть в руках держали.

Припев.

А у природы есть всему свой срок,
Пора весны и бурного цветения.
Ботаники не кончится урок,
Жизнь будет ее вечным продолжением.

Припев.

Игра закончилась. Слово предоставляется
консультантам викторины. Подводятся итоги,
вручаются ордена.

Литература.

Биология в школе. – М.: Школа-Пресс, 2004-2006.




Следующий: