Урок-викторина Поход Ермака

Цели урока

:

  • Изучив дополнительную литературу и документы,
    охарактеризовать процесс освоения Сибири.
  • Способствовать развитию интереса к
    исследовательской деятельности, обобщать и
    систематизировать ранее полученные знания.
  • Способствовать воспитанию уважения к истории
    своего края, ее народу, культуре, традициям.

Оборудование:

  • Компьютер и проектор.
  • Видеофильм В. Краснопольского и В. Ускова
    “Ермак”.
  • Репродукция картины В.И. Сурикова “Покорение
    Сибири Ермаком”.
  • Карты “Россия в XVI в.”, карта-схема 10. Поход
    Ермака и его атаманов. Покорение Сибири”
  • Литература:

  • История Ханты-Мансийского автономного округа с
    древности до наших дней под ред. Д.А. Редина
    Издательство “Волот”, 1999.
  • История Ханты-Мансийского автономного округа с
    древности до конца XX в. Хрестоматия под ред. Д.А.
    Редина, А.Т. Шашкова Издательство “Волот”, 1999.
  • Р.Г. Скрынников Ермак
  • Суть игры заключается в прохождении
    несколькими командами этапов. Скорость
    продвижения по этапам зависит от успешного
    выполнения заданий. Побеждает команда, которая
    быстрее справится с игровыми заданиями

    Очередность хода в игре определяется
    быстротой и правильностью заполнения кроссворда
    по теме игры, предложенного учителем в начале
    испытания.


    Ход урока

    Объявляется тема урока, цель исследования.
    Обзорная информация по теме урока.

    Вступительное слово учителя.

    Долгое время в Москве мало знали о Сибири. Лишь
    поход второй половины XV в. позволил московитам
    ближе познакомиться с ней. Появились первые
    описания сибирских народов.

    Интерес к Сибири в это время проявляли и
    иностранцы. Сведения о ней содержатся в
    сочинениях итальянцев Юлия Помпония Лэта,
    Франческо Да-Колло и Павла Иовия, поляка Матвея
    Меховского, немца Сигизмунда Герберштейна.
    Последний, побывавший в Москве в 1517 и 1526 г.г. в
    качестве австрийского посла, включил в свои
    “Записки о московитских делах” специальную
    главу “Указатель пути к Печоре, Югре и к реке
    Оби”. Эта глава была написана Герберштейном на
    основе “Югорского дорожника” — своего рода
    путеводителя, составленного новгородцами и
    описывающего маршруты их торговых экспедиций в
    Югру в XIV – XV вв.

    Сибирское ханство к середине XVI в. занимало
    обширное пространство лесостепи Западной Сибири
    от бассейна реки Туры на западе до реки Барабы на
    востоке.

    Пользуясь тяжелейшим положением Русского
    государства (неудачи в Ливонской войне, набеги
    крымских татар, восстания казанских и
    астраханских татар, измена ногайцев), сибирский
    хан решил покончить с русским влиянием в
    Зауралье. Всем остякам и вогуличам и югричам” он
    запретил платить дань русскому царю. Кучум
    убивал всех, кто ориентировался на союз с
    Россией. Не имея возможности противостоять
    Кучуму, Иван Грозный в 1564 г. поручает оборону
    северо-восточных границ государства богатым
    солепромышенникам Строгановым, дав им во
    владение земли в Пермском крае по реке Каме. В 1568
    г. они получают от царя жалованную грамоту на
    освоение территории по реке Чусовой. Здесь
    Строгановы строят укрепленные пункты, нанимают и
    вооружают отряды казаков. В 1572 г. Строгановы
    получают от царя грамоту, разрешающую
    строительство крепостей на реке Тоболе, т.е. на
    территории Сибирского ханства. Более того, в
    грамоте содержится фактическое предписание
    начать покорение Сибирского ханства: “А на
    сибирского (хана) Якову и Григорию, збирая охочих
    людей и остяков, и вогулич, и югрич, и самоедь, со
    своими наемными казаками и с нарядом своих
    посылать воевать и в полон сибирцев (т.е.
    сибирских татар) имати и в дань за нас
    приводити”.

    Однако осуществлению этих планов помешал
    Кучум, который не стал ждать русского вторжения,
    а нанес упреждающий удар. В 1573 г. его войско
    опустошило русские и мансийские поселения на
    реке Чусовой. Татарам удалось захватить даже
    русского посла Третьяка Чебукова,
    направляющегося с посольством в Казахское
    ханство. Посол и сопровождавшие его лица были
    убиты. С 1573 по 1581 г. кучумовские отряды
    неоднократно предпринимали набеги на владения
    Строгановых – были “преданы огню и мечу” многие
    поселения по рекам Чусовой, Сылве, Косьве, Каме. В
    1581 г. татары осаждали Строгановский городок
    Чердынь, взяли и сожгли пермскую столицу
    Строгановых Соль Камскую, вырезав почти всех ее
    жителей. В сложившихся обстоятельствах
    единственным спасительным средством для Москвы
    оказались казаки.



    На уроке мы пройдем путь ермаковцев в Сибирь и
    определим истинные цели похода казаков.

    Выясним кто же выступил организатором похода
    государство, Строгановы или сами казаки?
    (Проблемный вопрос)

    Демонстрация фрагмента и видеофильма
    В.Краснопольского и В. Ускова “Ермак”.


    1 Этап. Узнай событие

    Используются 4 фрагмента фильма В.
    Краснопольского и В. Ускова “Ермак”.

    Четырем командам предлагается фрагмент фильма,
    и вопросы на которые они должны ответить устно.

    1) Грабеж купеческого каравана.

    Вопрос: Кто такие казаки? Покажите на карте
    места “казацкой вольности”.

    2) Ермак и его товарищи.

    Вопрос: Какие существуют мнения относительно
    происхождения Ермака?

    3) Казачья рада.

    Вопрос: Какое решение приняли казаки?

    4) В вотчине Строганова.

    Вопрос: Происхождение и деятельность первых
    Строгановых. (По версии Н.М. Карамзина)

    Подведение итогов.


    2 Этап. Оживление картины

    По ходу выполнения задания демонстрируется
    фрагмент фильма “Ермак”, но без звукового
    сопровождения.

    Команды получают задание на восстановление
    пути следования ермаковцев в Сибирь.

    1. По реке Тагил – Туре

    2. Двадцать пять верст волоком, “суда на себе
    волочили” через перевал

    3. По реке Тобол

    4. Вверх по реке Чусовой

    5. В устье реки Серебрянки

    Побеждает та команда, которая
    правильно выполнила задание.

    Рассматривается слайд “Путь
    следования дружины Ермака в Сибирь”.

    4. Вверх по реке Чусовой.

    5. Устье реки Серебрянки.

    2. Двадцать пять верст волоком, “суда
    на себе волочили” через перевал.

    1. По реке Тагил – Тура.

    3. По реке Тобол.

    Определяются победители этого
    задания.


    3 Этап. И грянул бой!

    Задание. Охарактеризовать сражение у Чувашева
    мыса.

    Используются фрагменты фильма “Ермак”.

    План

    1) тактика боя войска ермаковцев;

    2) описание вооружения;

    3) что способствовало успеху казаков?

    4) значение победы казаков в битве с войсками
    хана Кучума.


    4 Этап. Тупичок дат

    Команды получают задание на соотнесение
    событий и дат

    1. А. казаки вошли в столицу хана Кучума

    2. 5 декабря 1582 г. Б. Гибель отряда казаков
    Богдана Брязги

    3. 26 октября 1582 г. В. Встреча казаков с царем
    Иваном Грозным

    4. Конец зимы 1583 г. Г. Пленение Маметкула

    5. 6 августа 1584 г. Д. Гибель Ермака

    Рассматривается слайд с правильным ответом,
    определяются победители.


    5 Этап. Опережающее задание

    Каждая команда подготовила сообщение по
    избранной теме.

    1. Гибель Ермака (по данным учебника).

    2. Гибель Ермака (Р.Г. Скрынников “Ермак”).

    3. Судьба атамана Матвея Мещеряка.

    4. Судьба хана Кучума.


    6 Этап. Письменное задание

    Каждая команда письменно отвечает на вопрос.

    Учащиеся отвечаю на проблемный вопрос,
    поставленный в начале урока.

    1. Кто же выступил организатором похода казаков
    в Сибирь государство, Строгановы или сами казаки?

    2. Историческом значении похода Ермака.

    Подведение итогов.

    Выявляются лучшие историки-краеведы. Вручаются
    медали.




    Следующий: