Урок-викторина Планета рыб в 7-м классе по теме Многообразие рыб

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (2,78 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок-викторина позволяет осуществить
интегрированный подход к изучению предмета,
помогает установить контакт с учащимися,
стимулирует их самостоятельность, концентрирует
внимание, создает ситуацию успеха, расширяет
кругозор и любовь к природе, предмету,
способствует формированию личностного опыта.

Данный урок предназначен для работы с
учащимися 7-х классов; может быть использована
так же для проведения: обобщающего урока,
предметных недель биологии, вечеров. Ребята
готовятся к уроку за 1-2 недели. Урок рассчитан на
45 мин.

Цель урока:

Систематизировать и обобщить
знания учащихся по теме рыбы. Расширить
представления о многообразие рыб. Воспитывать
бережное отношение к природе. Развивать интерес
к предмету. Учить детей пользоваться
энциклопедическими источниками.(Слайд 1)

Оборудование:

Таблицы “Внешнее и внутреннее
строение рыб”. Раздаточный материал с заданиями
по вариантам, экран, компьютерная презентация.

Ход урока

Класс делится на 3 группы (команды).
Ребята придумывают название своей команде.
Каждая группа (команда) получает одинаковые
задания. Участникам предлагается ответить на 13
вопросов, используя справочную литературу.
(Слайд 2)


I конкурс “Не родственники, а тезки”.

В этом конкурсе соревнуются команды между
собой.

За каждый правильный ответ 1 балл.
После проверки подсчитывается количество баллов
набранных командой и объявляется победитель в
этом конкурсе.

Презентация (слайды 3-17)

  1. Какая рыба называется так же, как спортсмен –
    легкоатлет? (Прыгун-илистый)
  2. Какая морская рыба по форме напоминает
    шахматную фигуру? (Морской конек).
  3. Крупная хищная рыба с плоским телом и острым
    хвостом называется так же, как и пологий спуск, и
    автомобильная шина? (Скат).
  4. Какая аквариумная рыбка называется так же, как
    астрономический прибор? ( Рыба телескоп)
  5. Какая мелкая рыбка, которую можно встретить в
    реках Амазонки и в наших аквариумах, называется
    так же, как химический элемент? (Неон).
  6. Популярная аквариумная рыбка и обитающая в
    Америке певчая птица семейства Овсянковых с
    ярко–окрашенным оперением у самцов имеют
    одинаковое значение. Какое? (Кардинал).
  7. Эту рыбу зоологи, как только поймали, сразу же
    окрестили “живым ископаемым?”. (Латимерия)
  8. Какая рыба, живущая в Красном море, носит имя
    императора Франции? (Наполеон)
  9. Какая рыба называется так же, как и птица,
    которая служит нам “живым будильником?”.
    (Морской петух).
  10. Какая рыба называется так же, как цирковой
    артист? (Рыба клоун).
  11. Какая рыба называется так же, как инструмент
    портного? (Рыба-игла).
  12. Какая рыба называется так же, как щетка для
    мытья бутылок? (Рыба-Ерш).
  13. Какая рыба называется так же, как инструмент
    плотника? (Рыба-пила).
  14. Каким словом одинаково названы рыбы и
    продолговатый пшеничный хлебец? (Сайка).
  15. Название какой рыбы звучит так же, как ласковое
    имя мальчика? (Колюшка).


II. Конкурс географов “ Где-то на белом свете”.

Презентация (слайд 18-23)

В этом конкурсе участвуют капитаны команд. За
каждый правильный ответ капитан команды может
получить по 2 балла.

  1. Какая пресноводная рыба называется так же, как и
    река на Дальнем Востоке? (Амур).
  2. Название, какого итальянского города,
    превратится в название рыбы, если его прочитать
    наоборот? (Налим).
  3. Эта вкусная рыба названа в честь
    средиземноморского острова. Близ него образован
    и ее первый промысел? (Сардина)
  4. Где протекает река Осетр? (в Тульской и
    московской областях).
  5. Какой большой остров напоминает своими
    очертаниями рыбу? (Сахалин).
  6. Уберите три последние буквы – и горы в Европе
    превратятся в рыбу…(Карпаты, Карп).


III. Литературный конкурс.

Презентация (слайд 24-29). За каждый правильный
ответ команда получает 1 баллл.

  1. Какой рыбой угощал Демьян соседа Фоку в басне И.
    Крылова “Демьянова уха?” (Лещ, Стерлядь)
  2. Как называется харчевня в сказке “Золотой
    ключик?” (Три пескаря).
  3. Какую рыбу пригласили в няньки к глупому
    мышонку в сказке С. Маршака? (Щука)
  4. Какая рыба названа “царем-рыбой” в одноименной
    книге русского писателя В. Астафьева? (Осетр).
  5. На какой рыбе ездит водяной в русских народных
    сказках? (Сом).
  6. Какая рыба нерестится в самые лютые морозы?
    Какой из русских писателей написал одноименный
    рассказ о ее ловле? (Налим); “Налим”– рассказ А.П.
    Чехова.


IV. Конкурс “Аквариум”.

Ребятам раздаются карточки с таблицей. В
таблицу они вписывают цифры соответствующие
отрядам рыб. См. Приложение 1.

Перед Вами 10 картинок с изображением рыб,
относящихся к двум отрядам: Окунеобразные,
Лососеобразные. Какая рыба, к какому отряду
относится? Карточки с работами ребята сдают жюри.
Жюри выбирает победителя в этом конкурсе от
каждой команды и объявляет результат.
Максимальная оценка 5 баллов. Презентация (слайд
30).


V. Конкурс кроссвордов. См. Приложение
2

Презентация (слайд 31,32)

Учащимся предлагается отгадать кроссворд
“Исчезнувшие буквы” и “Рыбный треугольник”.
Кроссворды раздаются по вариантам. См.
Приложение 3.
Ребята работают
самостоятельно. В конце урока сдают работы на
проверку учителю. Этот конкурс оценивается
индивидуально каждого.

В конце урока жюри подводит итоги викторины и
называет команду– победителя. Конкурс
кроссвордов оценивает учитель и результат
ребята получат на следующем уроке.(слайд 33)

Д/З. Выполнить рисунок любой
понравившейся рыбы и подписать к рисунку:
название рыбы, место обитания, обозначения
внешнего строения.

Следующий: