Урок-викторина для 9-го класса по теме Путешествие в мир комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Цели

:

  • проверить знание текста комедии,
  • обобщить сведения об эпохе, полученные в ходе
    изучения комедии,
  • развивать творческое мышление, артистические
    способности, способность действовать в
    нестандартной ситуации.

Реквизит:


  • бумага для записей,
  • ручки, фломастеры,
  • костюмы для инсценировки сценок домашнего
    задания,
  • иллюстрации портретов героев комедии и сцен из
    комедии,
  • фонограмма записи “Вальса” Грибоедова.

Высказывания о комедии: “Горе от
ума”…я думаю- гениальнейшая русская драма…”-
А.А.Блок; “…предрассудки рассеются, и будущее
оценит достойно сию комедию и поставит её в число
первых творений народных”-А.А.Бестужев; “Это
произведение, делающее честь нашему времени и
уму русскому…”- Н.М.Языков; “Грибоедов уже
сделал свое дело- он уже написал “Горе от ума”-
А.С.Пушкин,

Предварительное задание:

за некоторое
время до проведения викторины трем-четырем
участникам из каждой команды, наиболее
артистичным и творчески мыслящим, предлагается
задание инсценировать сцену подготовки к приему
в доме Фамусова(5-8 минут), самостоятельно
написать небольшой сценарий, подобрать костюмы,
отрепетировать мизансцены. Если ребята
самостоятельно не смогут справиться с
поставленной задачей, им нужно помочь. Не стоит
пренебрегать этим заданием, т.к. оно очень
оживляет игру, делает её более зрелищной, да и сам
процесс подготовки, репетиции очень нравятся
детям.

Предлагаю возможные сценарии сцены
“Подготовка к приему в доме Фамусова” для
первой команды:

Действующие лица:

Софья и Лиза.

Софья (взволнованно): Ах, наконец-то приём!
Будет столько гостей! Я думаю, мне лучше надеть
это розовое платье с широкой лентой ( показывает
платье). Ты как думаешь, Лиза?

Лиза: Да, барышня, так будет хорошо. Вот так
бант завязать, так вообще красившее всех будете!

Софья: Не красившее, а красивее. Сколько раз
я тебе говорила! Погладь ленту и этот шарф, он
подходит к платью (отдает ленту и шарф).

Лиза: Слушаюсь, барышня!

Софья: Когда же придет парикмахер?

Лиза: Он уже с полчаса как пришел, щипцы для
завивки греет. Пожалуйте в соседнюю комнату!

Софья и Лиза торопливо уходят в соседнюю
комнату.

А в это время…

Действующие лица:

Фамусов и Петрушка.

Фамусов (зовет Петрушку): Петрушка!

Петрушка (появляется на сцене) : Слушаю,
барин!

Фамусов: Ну что, гости скоро прибудут, а ты
все с разодранным локтем, Смени сюртук
немедленно!

Петрушка: Слушаю, барин!

Фамусов: Да пересчитай ещё раз, сколько
стульев к столу поставлено, всем ли хватит?
Проверь по списку. Если что не так- с тебя взыщу!
Смотри у меня! Знаю я тебя, каналья!

Петрушка: Как можно-с, ваше
превосходительство. Все будет выполнено в лучшем
виде!

Фамусов уходит, грозя пальцем Петрушке.

Петрушка, передразнивая Фамусова, идет важно по
сцене.

Петрушка (передразнивая Фамусова): Смотри у
меня! Индюк надутый! С утра гоняет: то столовое
серебро начисти, то салфетки сложи, то столы
проверь. Тьфу! Никакой личной жизни! Где Лиза-то? С
утра её сегодня не видел.

За сценой раздаётся голос

Софьи: Смотри
не сожги — шарф тонкий, нежный!

Лиза ( в руках утюг и шарф, пятится спиной, на
видит Петрушку): Да не сожгу я , впервые что ли?!

Петрушка сзади хватает Лизу за талию. Лиза
визжит и отмахивается.

Лиза: Ах, Петр Алексеевич, напугали- сил нет!

Петрушка: Что ж пугаешься, или не узнала?

Лиза: Узнать-то узнала, только некогда мне с
вами разговаривать: барышню наряжаю к приёму
гостей, утюг греть иду, шарф гладить.

Петрушка: Ну, брось, успеешь, меня вон тоже
барин послал стулья считать, да я не тороплюсь,
Побудь со мной, ненаглядная!

Лиза: Да я бы и рада, но барышня сердится,
загоняла!

Петрушка: И меня барин с утра озадачивает,
Ох уж этот приём!

За сценой недовольный голос

Софьи: Лиза!
Где ты? Ленту неси, нерасторопная!

С другой стороны за сценой голос

Фамусова:
Петрушка, каналья! Где список гостей? Почему на
столе карточек нет?

Лиза и Петрушка поспешно разбегаются в разные
стороны.

Возможные сценарии сцены “Подготовка к приему
в доме Фамусова” для второй команды:

Действующие лица:

Фамусов и Софья.

Фамусов (заботливо): Что, Софьюшка, отчего
невесела? Гостей не хочешь, приём тяготит? Или
спала плохо: всю ночь книжки французские читала,
вот и не выспалась. И охота тебе глаза-то портить?

Софья

( смущаясь):Нет, папенька, ничего, я
выспалась. И приём меня радует. Вот только…

Фамусов: Что такое? Надеть нечего,
приукрасить себя нечем? Только скажи, все, что
хочешь, с Кузнецкого привезут, все оплачу!

Софья: Да нет, папенька, платье я давно
выдрала и туфельки. Александр Андреевич Чацкий
меня волнует.

Фамусов: Что, пристаёт?

Софья: Не так чтобы очень, но… Очень уж он
пылкий, резкий, насмешничает надо всеми. Вот над
Молчалиным, например.

Фамусов: Ну, нашла о ком беспокоиться!
Молчалин нигде не пропадет, выкрутится. А вот
Чацкий… да и мне он досаждает, а не пригласить
нельзя — друг семьи. Вот давеча со Скалозубом
Сергеем Сергеевичем мы говорили, А Александр
Андреевич…

Софья: Ах, папенька, не говори про Скалозуба!

Фамусов: Отчего ж, Софьюшка? Он человек
видный. А от Чацкого держись подальше.

Лиза зовёт из-за кулис:

Софья Павловна, где вы?
Парикмахер заждался, щипцы простыли! Идите же
скорее!

Софья: Пойду я, папенька.

Фамусов: Иди, иди, красавица моя.

Расходятся.

А в это время…

Молчалин один в своей комнате перед зеркалом
репетирует мимику и жесты, какими он буде
встречать гостей в зависимости от их звания и
положения в обществе.

Молчалин (почтительно и даже подобострастно):
Добрый вечер, сударь. Разрешите представиться:
Алексей Степанович Молчалин-с. Служу
секретарём-с при Павле Афанасьевиче Фамусове.
Очень приятно-с.

( Умильно, сладко): Ах, добрый вечер, сударыня!
Разрешите представиться: Алексей Степанович
Молчалин, секретарь. Ах, какая милая собачка,
просто прелесть! А кличут как? Жужжу! Ну, лапочка!
Рад буду сегодня составить вам партию в вист.

(Высокомерно): Здравствуйте. Молчалин Алексей
Степанович, секретарь хозяина дома. Сигару не
желаете?

(В своей обычной манере): Вот ведь нелегко-то
как. К каждому свой подход найди, каждому угоди. А
иначе не проживешь, не выслужишься!

Ход урока- викторины:

1.Представление команд.

2.Слово учителя

“Его рукописная комедия “Горе от ума”
произвела неописанное действие и вдруг
поставила его наряду с первыми нашими поэтами”,-
так об Александре Сергеевиче Грибоедове и его
бессмертной комедии отозвался другой великий
Александр Сергеевич- Пушкин. И это по праву.
Комедия, которая так и не удостоилась чести быть
изданной при жизни автора, приобрела большую
популярность у читающей публики и до сих пор
любима ценителями литературы и меткого русского
слова.

Во времена Грибоедова комедия
распространялась в списках, т.е.переписывалась
от руки. На одном экземпляре списка кто-то
написал эпиграф:

Судьба, проказница- шалунья,
Определила так сама:
Всем глупым — счастье от безумья,
Всем умным — горе от ума!
Метко, не правда ли!

3. Разминка. Дуэль афоризмов (1 балл)

Ведущий: Сегодня мы с вами совершим
увлекательное путешествие в мир комедии “Горе
от ума”. И начнем мы наше путешествие с занятия
не очень хорошего, но достаточно обычного для
первой четверти 19 века. С дуэли. Но с дуэли
необычной.” О стихах не говорю, половина должна
войти в пословицу”,- сказал Пушкин о лёгком,
афористичном языке комедии. Итак, конкурс
афоризмов. Кому начинать первым, пусть решит
жребий. (Жеребьёвка). К барьеру, сходитесь! (Участники
команд по очереди приводят крылатые выражения из
комедии, побеждает команда, чей афоризм был
последним).

4.Домашнее задание. (5 баллов)

Ведущий:

Следующая остановка в нашем
путешествии посвящена домашнему заданию. Мы
взяли на себя смелость придумать и дописать
некоторые сцены, которые А.С.Грибоедов не
отобразил в своей комедии, На вечер назначен
прием в доме Павла Афанасьевича Фамусова, А чем
занимались главные герои в ожидании приёма? (Инсценировка
сцен “Подготовка к приёму в доме Фамусова”)

5.Викторина “Знатоки комедии” (за каждый
ответ команды-3 балла, за ответ болельщиков в
пользу команды-2 балла, за вопрос команды
соперников-1 балл)

Софья говорит: “Гоненье на Москву. Что значит
видеть свет! Где ж лучше?” Кто отвечает Софье?
Приведите его ответ ( Чацкий. “Где нас нет”)

“Ой! зелье, баловница!” Кого так назвал
Фамусов? (Лизу)

О чем так сказал Скалозуб: “Дистанции
огромного размера”? (о Москве)

“Туда бежать, там быть, помочь ему стараться”.
О ком и при каких обстоятельствах так заботится
Софья? ( о Молчалине, упавшем с лошади)

Кого Наталья Дмитриевна Горич называла
Попошей? (Платона Михайловича Горича, своего
мужа)

Кому Чацкий “отсоветовал в Москве служить, в
архивах”? (Молчалину)

Кому Чацкий “совет дал жить в деревне”?
(Горичу)

Сколько дочерей у князя Тугоуховского? (шесть)

Кого любила горничная Лиза? (буфетчика Петрушу)

Кому завещал угождать отец Молчалина? (хозяину,
начальнику, слуге, швейцару, дворнику, собаке
дворника)

Кто и о ком сказал: “Хрипун, удавленник, фагот,
созвездие манёвров и мазурки!”?

( Чацкий о Скалозубе)

Кто и о ком сказал: “…но будь военный он, будь
статский, кто так чувствителен, и весел, и остёр,
как…”? (Лиза о Чацком)

Кто и о ком сказал: “…человек он светский,
отъявленный мошенник, плут… При нем остерегись:
переносить горазд, и в карты не садись — продаст”
(Горич о Загорецком)

Кто и о ком сказал: “Ах! Этот человек всегда
причиной мне ужасного расстройства! Унизить рад,
кольнуть; завистлив, горд и зол!” (Софья о Чацком)

Чей это портрет: “Курчавая! Горбом лопатки!
Сердитая! Все кошачьи ухватки! Да как черна! Да
как страшна!”? (арапка- девка старухи Хлёстовой)

“Не слушаю! Под суд!” При каких
обстоятельствах и кого не слушает Фамусов?

( Чацкого, высказывающегося о Москве и обычаях
высшего света)

6.Конкурс капитанов.

Ведущий:

Команды хорошо справились с
вопросами викторины. А теперь задание для
капитанов :дайте рекомендации актеру, играющему
роль Фамусова (Молчалина), объяснив, какой образ
он должен сыграть( внешность, костюм, мимика,
жесты, манера речи, поведение, походка) (4 балла)

7.Конкурс пантомим.

Ведущий:

Главные герои поняли, как им следует
держаться на сцене, и сейчас покажут это в
конкурсе пантомим. Команда должна без слов
сыграть сцену из комедии так, чтобы соперники
угадали её и рассказали, о чем идет речь.
Оценивается точность воспроизведения (5 баллов),
быстрота узнавания (2 балла).

8. Актеры и роли.

Ведущий: И последняя для команд остановка в
путешествии в мир комедии “Горе от ума”- конкурс
“Актеры и роли”. Вы должны соотнести актеров и
роли, которые они исполняют в комедии. (5 баллов)

Хрюмины, Тугоуховские, Хлестова Главные герои
Князь Фёдор, Кузьма Петрович, Максим
Петрович
Второстепенные герои
Чацкий, София, Молчалин, Фамусов Эпизодические герои
Г.Д. Г.Н. Образ-пародия
Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич Внесценические персонажи
Репетилов Герои, необходимые для связи
сценического действия

9.Игра со зрителями

Ведущий:

А пока команды думают, поиграем со
зрителями, которые могут принести
дополнительные баллы в копилку своей команды. (
по 1 баллу за ответ)

В какое время года происходит действие пьесы? (
зимой )

Сколько лет Софье Фамусовой? (17)

Как звали дядю Фамусова и какой поступок он
совершил, чтобы приобрести милость при дворе
Екатерины 2? ( Максим Петрович, в приемный день при
царском дворе он поскользнулся и упал,
ударившись затылком, затем еще два раза упал,
рассмешив Екатерину 2)

Кто восклицал: “Ба! Знакомые все лица”?
(Фамусов)

Кто “глупостей не чтец, а пуще образцовых”?
(Чацкий)

Кто “часов не наблюдает”, потому что счастлив?
(Софья)

Кто задавался вечным вопросом: “А судьи кто?”
(Чацкий)

Кого Фамусов хотел отправить “ в деревню,
тетке, в глушь, в Саратов!” (Софью)

Для кого “злые языки страшнее пистолета”? (для
Чацкого)

Что кричали женщины, когда “в воздух чепчики
бросали”? (Ура!)

Кто считает, что “Молчалины блаженствуют на
свете”? ( Чацкий)

Кто боялся того, “ что станет говорить княгиня
Марья Алексеевна”? (Фамусов)

Дает ли Грибоедов ответ на вопрос “Где, укажите
на, отечества отцы, которых мы должны принять за
образцы?” (нет, это риторический вопрос)

О каком городе так высказался Чацкий: “Дома
новы, но предрассудки стары”? (о Москве)

Кто дойдет “до степеней известных, ведь нынче
любят бессловесных”? (Молчалин)

Наше путешествие подошло к концу. Надеюсь,
оно вам понравилось.

Подведение итогов и награждение.

Следующий: