Урок-вертушка по теме Строение крови 8-й класс; биология

Метод обучения: практический.

Форма обучения: групповая работа.

Цели:

  • закрепление знаний по теме “Строение и функции
    клеток крови”;
  • формирование ОУУН, навыков работы с учебной
    литературой, лабораторным оборудованием,
    заполнением таблиц;
  • развитие коммуникативных умений: работы в
    группе, навыков само- и взаимооценки;
  • воспитание чувства товарищества,
    самодисциплины, этических норм поведения

Оборудование и дидактические материалы:

  1. Карточки – буквы на столах для каждой группы (Приложение 1)
  2. Маршрутные листы для каждой группы (Приложение
    2, Приложение 5)
  3. Задания для каждой группы (Приложение
    3)
  4. Микроскопы (4-8 шт.,) микропрепараты крови
    человека
  5. Песочные часы, звонок (метроном)
  6. Проектор, презентация “Строение и функции
    крови” (Приложение 4)

Ход урока

1. Организационный момент:

Приветствие учителя, цели и задачи урока.

Закрепление знаний о строении и функциях
клеток крови,

Выполнение лабораторной работы : “Строение
клеток крови человека”

Заполнение таблиц, выполнение рисунков.

2. Актуализация знаний.

Вспомните, что такое кровь?

Какие компоненты входят в состав крови?

Каковы их особенности и функции?

3. Инструкция по выполнению работы.

Внимательно изучите маршрутный лист (см.
Приложение 2) определите маршрут движения
группы.(см. Приложение 5)

Познакомьтесь с заданием на первой станции,
обсудите его в группе, выполните задание,
оформите его в соответствии с требованиями.

По сигналу (смена по сигналу учителя – 10 мин)
передвигайтесь на другую станцию согласно
маршрутному листу.

4. Работа в группах (см. Приложение 3):

1. Задания А, Г:

Л/р “Строение крови человека”.

  1. Подготовьте микроскоп к работе.
  2. Поместите готовый микропрепарат на предметный
    столик.
  3. Рассмотрите объект, сравните его с рисунком,
    определите какие клетки крови можно увидеть в
    световой микроскоп.
  4. Зарисуйте в тетради и подпишите рисунок
    “Клетки крови”.

2. Задания Б, Д:

Исправите таблицу: соотнесите функции крови с
их правильной характеристикой, исправленную
таблицу оформите в тетради.


Функция

Характеристика
функций

А. Питательная

1. Содержит гормоны, регулирующие
обмен веществ

Б. Дыхательная

2. Вырабатывает антитела,
обеспечивающие иммунитет

В. Выделительная

3. Транспортирует питательные
вещества

Г. Защитная

4. Обеспечивает выведение
продуктов обмена

Д. Регуляторная

5. Транспортирует О2 и СО2

3. Задания В, Е:

Соотнесите название клеток крови с их
характеристикой и выполняемыми функциями,
заполните таблицу в тетради:




Клетки

Характеристика

Функции

А. Эритроциты

Б. Лейкоциты

В. Тромбоциты

а. Имеют неправильную форму

б.
Не имеют ядра

в. Содержат ионы Са+2

г. Содержат гемоглобин

д. Образуют антитела

е.4,5 – 5 млн.

ж. 4-8 тыс.

з. 250- 400 тыс.

и. Белые клетки крови

к. Красные клетки крови

л. Кровяные пластинки

1. Обеспечивают свёртываемость
крови

2. Транспортируют О2 и СО2

3. Обеспечивают защиту организма от инфекций

5. Подведение итогов.

1. Взаимопроверка по образцу — презентация на
основе анимационных эффектов (см. Приложение 4)

Задания А, Г: рисунок “Клетки крови”:
рисунок – 1 балл

Рисунок 1. “Движение групп А, Б, В”

Рисунок 2. “Движение групп Д, Е, И”

Подписи к рисунку – 4 балла

Задания Б, Д: 5 баллов


Функция

Характеристика
функций

А. Питательная

3. Транспортирует питательные
вещества

Б. Дыхательная

5. Транспортирует О2 и СО2

В. Выделительная

4. Обеспечивает выведение
продуктов обмена

Г. Защитная

2. Вырабатывает антитела,
обеспечивающие иммунитет

Д. Регуляторная

1. Содержит гормоны, регулирующие
обмен веществ

Задания В, Е: 14 баллов


Клетки

Характеристика

Функции

А. Эритроциты

Б. Лейкоциты

В. Тромбоциты

б. Не имеют ядра

г. Содержат
гемоглобин

е.4,5 – 5 млн.

к. Красные клетки крови

а. Имеют неправильную форму

д. Образуют антитела

ж. 4-8 тыс.

и. Белые клетки крови

в. Содержат ионы Са+2

з. 250- 400 тыс.

л. Кровяные пластинки

2. Транспортируют О2 и СО2

3. Обеспечивают защиту организма от инфекций

1. Обеспечивают свёртываемость крови

2. Выставление оценок- Итого: 24 балла –
максимальное количество по заданиям.

0 — 4 балла – за активность работы в группе из
4-человек (группа определяет количество баллов
для участников группы, условие – одинаковых
баллов быть не должно)

“5” — 22 балла

“4” — 18,5 балла

“3” — 12,5 баллов

6. Домашнее задание.

§ 17. ( Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.. Биология.
Человек: учебник для 8 кл. ОУ, М, Дрофа, 2006),
подготовиться к тесту.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5




Следующий: