Урок в 8-м классе по теме Тепловые явления

Комбинированный урок с предметами:
информатика, трудовое обучение и домоводство.

Цели урока:

  • Образовательная – повторение и
    систематизация изученного материала по темам :
    «Тепловые явления» и «Изменение агрегатных
    состояний вещества»
  • Развивающая – развитие умения применять
    знания в новой ситуации, познавательных и
    творческих способностей, объяснять явления;
    развитие интереса к предметам, к ведению
    здорового образа жизни; формирование приемов
    логического мышления и умения анализировать.
  • Воспитательная – воспитание
    ответственного отношения к учебному труду,
    формирование навыков самостоятельной и
    групповой работы, умение преодолевать учебные
    трудности, бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: обобщающий.

Форма проведения: игра и групповая
работа во время чаепития.

Оборудование:

  • Компьютер, диски с материалами к урокам («Кирилл
    и Мефодий», электронные уроки тесты, если есть в
    наличии.)
  • Презентации учащихся по темам: теплопередача,
    виды теплопередачи, испарение, кипение
  • Чайник, кружки из разных материалов
    (металлические, пластмассовые, стеклянные,
    стаканы с подстаканниками, блюдца.)

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Приветствие. Ученики каждого ряда
садятся на свои места, выполняя определенное
задание: 1 ряд – изображая движение молекул газа
(беспорядочное движение руками) 2 ряд – изображая
движение молекул жидкости при нагревании ( с
увеличивающейся скоростью). 3 ряд – тоже самое, но
при остывании тела. Сообщение о цели урока и
форме проведения.
Класс делится на 3 группы (1, 2, 3 ряд) выбирается
капитан команды и «совет старейшин» – по 1
представителю от ряда (располагаются на
последних партах). Совет оценивает ответы и
подводит итоги работы ребят.

2. Разминка

Восстановите физические термины из наборов
букв. (2 минуты)

1) Пиекеин – кипение;
2) инерасепи – испарение;
3) лапорчепадете – теплопередача;
4) вянккицео – конвекция.

3. Актуализация знаний (физические
формулы и явления) – 5 минут

а) Капитаны команд получают задания в конверте,
где необходимо из разных частей восстановить
формулы-пазлы

Q = cm (t2 – t1) – нагрев
Q = Lm – парообразование
Q = qm – горение

б) В это время блиц-опрос учащихся

Восстанови физическое явление – в момент
ответа учащийся быстро встает.

1) Явление превращения жидкости в пар? (Парообразование)
2) Парообразование, происходящее с поверхности
жидкости? (2)
3) Явление превращения пара в жидкость? (Конденсация)
4) Интенсивный переход жидкости в пар, т.е. со
всего объема жидкости? (4)
5) Способ изменения внутренней энергии без
совершения работы? (3)
6) Теплопередача, при которой энергия передается
струями жидкости или газа? (4)
7) Какой бытовой сосуд, предохраняет воду или пищу
от теплообмена с окружающей средой? (Термос)

в) Устная работа (стоя). 2 минуты

Капитаны команд выкладывают результаты
своей работы – формулы в разных частях кабинета
на стенах, а учащиеся проверяют (ищут глазами
соответствующую формулу – зарядка для глаз).

4. Основная часть урока: повторение
материала и применение знаний во время
практической работы

а) Проверка домашнего задания (преподаватель
информатики) 7-10 минут.

Показ презентаций по темам: испарение,
кипение, тепловые явления.



Физическая зарядка по физике – выполняется
стоя всеми учащимися, во время упражнений –
повторение материала. (3 минуты)

1. Все тела состоят из … (молекул)
отвечают ребята и показывают руками большое
количество молекул.
2. Они … движутся (беспорядочно, хаотично).
3. Молекулы взаимодействуют… (притягиваются и
отталкиваются)

4. При нагревании скорости молекул…, а при
охлаждении… (увеличиваются, уменьшаются)
5. При конвекции потоки теплого газа движутся…,
холодного… (вверх, вниз)
Каждое упражнение сопровождается ответами ребят
хором и показом соответствующих движений.

б) Чаепитие 17-20 минут

1. Сервировка стола (преподаватель трудового
обучения девочек предлагает 3 вида сервировки
стола)

Задание мальчикам трех команд – дать оценку
каждому « столу» (приготовлено перед уроком
участницами каждой команды).

2. Техника безопасности при проведении работ с
нагревательными приборами и электроприборами (преподаватель
трудового обучения мальчиков)
– сообщение,
дополнение ребят.

3. Проверка знаний по данной теме.

1) Почему безопаснее чайники пластмассовые или
с деревянной ручкой? (Низкая теплопроводность
материала)

Почему чайник быстро нагревается, а его ручка еле
теплая? (Ручка плохо проводит тепло)
2) Нельзя выключать чайник из розетки мокрыми
руками? (Вода – проводник эл. тока – поражение
током)

3) Как вы думаете, какие кружки наиболее
безопасны? (Пластмассовые, глиняные,
металлические – эмалированные)
и в
металлической кружке горячий чай не удержать в
руках?
4) Какой прибор вы бы выбрали, при необходимости
как можно быстрее остудить горячую жидкость?
5) Первая помощь при тепловом поражении,
поражении электрическим током?

Практическая работа «Испарение,
теплопередача теплопроводность разных
материалов»

Выдается на каждый стол: кружки из разных
материалов, блюдце, ложки, сахар-рафинад, чай в
пакетиках, конфеты, печенье. Горячую воду
разливают преподаватели.

Задание 1. При проведении работы
необходимо распознать физические явления,
оценить, когда происходит испарение быстрее.

Ответы: диффузия, конвекция, испарение,
теплопроводность, теплопередача, теплоизоляция.

Задание 2. Вопросы на
сообразительность (на обороте доски открыть
при проведении работы)

1) Что нужно использовать, для наливания в
стакан кипятка, чтобы стакан не лопнул? (Тепловое
расширение будет менее разрушительным)

металлическую ложку.
2) Зачем нужен подстаканник? (Высокая
теплопроводность, быстро нагревается и быстро
остывает чай).

3) Зачем в крышке запарника дырочка? (Над водой
скапливается пар увеличивается давление внутри
и жидкость вытекала бы наружу, а через отверстие
испарение).

В это время звучит спокойная музыка, можно
произвести показ презентаций по домоводству…

5. Итог. Выставление оценок

Подведение итогов: оценка ответов команд.
Совет старейшин оценивает работу каждой команды,
определяются победители, капитаны команд
подводят итоги ребят своей команды.
При подведении итогов – записать выводы после
проведения работы.

6. Домашнее задание (дифференцированное):
составить кроссворд по теме «Тепловые явления»
или составить 2 задачи на вычисление количества
теплоты.




Следующий: