Урок в 8-м классе по теме Плавление и кристаллизация

Модульная программа “Агрегатные состояния вещества” (8-й класс) .

Таблицу см. ниже.

Учебные элементы

М1. Изменение агрегатных
состояний вещества.

М2. Плавление и отвердевание. М3. Испарение и конденсация. М4. Кипение. М5. Сгорание топлива. Тепловые
двигатели.
М6. Обобщение и контроль знаний
по теме.
УЭ0, ДЦМ

Вспомнить основные свойства трех
агрегатных состояний вещества. Ознакомиться с процессами, происходящими
при изменении агрегатных состояний.

Познакомиться с процессами плавления и
кристаллизации . Температура плавления.
Познакомиться с процессами испарения и
конденсации.
Познакомиться с процессом кипение.
Температура кипения.
Познакомиться с процессом сгорания
топлива. Тепловыми двигателями.
Систематизировать знания и самоконтроль
учебных достижений по теме, выявить и откорректировать ошибки.
УЭ1

Свойства газообразного состояния
вещества. Процесс конденсации и десублимации.

Объяснить постоянство температуры
плавления, используя основные положения МКТ.
Объяснить процесс испарения и
конденсации, используя основные положения МКТ.
Объяснить постоянство температуры
кипения, используя основные положения МКТ.
Удельная теплота сгорания. Формула для
расчета количества теплоты при сгорании топлива.
Дифференцированные задания по выявлению
уровня усвоения содержания учебных элементов темы модулей М1– М5.
УЭ2

Свойства твердого состояния вещества.
Процесс плавления и сублимации (возгонка)

Построить график плавления и
кристаллизации.
Выяснить зависимость скорости испарения
от внешних условий среды.
Выяснить зависимость температуры кипения
от рода жидкости и внешнего давления.
Работа газа и пара при расширении.
Тепловые двигатели и их виды.
Подведение итогов.
УЭ3

Свойства жидкого состояния вещества.
Процесс кристаллизации и парообразование.

Удельная теплота плавления. Формула для
расчета количества теплоты при плавлении и кристаллизации.
Поглощение энергии при испарении
жидкости. Влажность воздуха.
Удельная теплота парообразования.
Формула для расчета количества теплоты при кипении.
ДВС, паровая турбина. Принцип работы и
устройство.
УЭ4

Применение изменений агрегатных
состояний веществ в быту и технике.

Распространение процессов плавления и
кристаллизации в природе, быту и технике.
Распространение процессов испарения и
конденсации в природе, быту и технике.
Сравнить энергию пара и энергию кипящей
жидкости
КПД тепловых двигателей. Ответить на
вопрос: “Почему КПД<100% ?”
УЭ5

Выходной контроль.

Выходной контроль. Выходной контроль. Выходной контроль. Выходной контроль.
УЭ6

Подведение итогов.

Подведение итогов. Подведение итогов. Подведение итогов. Подведение итогов.

Модуль М2, 2-й уровень сложности.

Плавление и отвердевание.

УЭ0

. Постановка цели. ДЦМ: Познакомиться с процессами плавления и
кристаллизации . Температура плавления.

Учебный материал с указанием заданий.

Интегральные
когнитивные стили.

Дифференциальные когнитивные стили.
Руководство по усвоению учебного
содержания.
Содержание учебного материала (ИТ, ИЭ,
ИД)
Содержание учебного материала (ДТ, ДЭ,
ДД)
Руководство по усвоению учебного
содержания.
УЭ1. Изучение нового
материала.

ЧДЦ

: Объяснить постоянство температуры плавления
(кристаллизации) , используя основные положения МКТ.

1.Изучите по доступным источникам
информации (1-й уровень – § 13, 14 учебника А.В. Перышкина) основные
сведения о процессах плавления и кристаллизации. Сделайте в тетради
опорный конспект, ответив на вопросы :

– Что происходит с веществом при плавлении (кристаллизации)?

– Что такое температура плавления?

-Зависит ли процесс плавления по времени от температуры плавления,
если тело уже нагрето до этой температуры?

– Приведите примеры процессов плавления и кристаллизации.

(2 балла)

ИТ, ИЭ, ИД

Процесс плавления
(кристаллизации):

процесс превращения твердого (жидкого) вещества в
жидкое (твердое), при температуре плавления, называется плавлением
(кристаллизацией).

– температура, при которой вещество плавится, называется температурой
плавления.

– температура плавления во время процесса плавления (кристаллизации)
не меняется.

Примеры процессов плавления (кристаллизации):

– таяние льда;

– рост кристаллов;

– растопленное сливочное масло;

– застывший жир.

ДТ, ДЭ, ДД

Процесс плавления требует
притока энергии к плавящемуся веществу. Процесс кристаллизации требует
отдачи энергии от жидкого вещества.

Примеры процессов плавления (кристаллизации):

– таяние льда;

– рост кристаллов льда;

– растопленное сливочное масло;

– застывание сливочного масла.

Особенности процесса плавления (кристаллизации):

-при плавлении (кристаллизации) вещества, разрушается (создается)
кристаллическая решетка

1.Изучите по доступным источникам
информации (1-й עуровень-§13, 14 учебника А.В. Перышкина) основные
сведения о процессах плавления и кристаллизации. Сделайте в тетради
опорный конспект, ответив на вопросы :

– Приведите примеры процессов плавления и кристаллизации одного и
того же вещества.

– почему температуру, при которой вещество плавится (кристаллизуется)
называют температурой “плавления”?

– какие особенности процесса плавления (кристаллизации) вы знаете?

(2 балла)

ЗТ. Предложите схему процесса плавления
(кристаллизации).

(2 балла)

ИТ, ДТ

Схема процесса
плавления (кристаллизации)

(Пример ответа)

  1. определить вещество.
  2. определить в каком состоянии находится вещество.
  3. определить температуру вещества.
  4. нагреть (охладить) вещество до температуры плавления
  5. продолжать подачу (отдачу) энергии до полного плавления
    (кристаллизации) вещества.

ЗТ. Составить схему или таблицу процесса
плавления (кристаллизации).

(2 балла)

ЗЭ. Придумайте модель процесса плавления
(кристаллизации).

2 (балла)

ИЭ, ДЭ

Модель процесса
плавления (кристаллизации).

ЗЭ. Придумайте модель процесса плавления
(кристаллизации).

2 (балла)

Руководство по усвоению учебного
содержания.
Содержание учебного материала (ИТ, ИЭ,
ИД)
Содержание учебного материала (ДТ, ДЭ,
ДД)
Руководство по усвоению учебного
содержания.
УЭ2.
Изучение нового материала.

ЧДЦ

: Построить график плавления и
кристаллизации.

1.Рассмотрите график
плавления льда в учебнике -§14 (учебника А.В. Перышкина). Запомните, что
температура при плавлении не меняется.

2.Ответьте на вопросы:

– какова начальная температура льда?

-при какой температуре лед плавится?

– какое вещество получается в результате плавления льда?

– что происходит на участке 1?, 2?, 3?

(1 балл)

ИТ, ИЭ, ИД

Температура
плавления не меняется, так как вся энергия расходуется на разрушение
кристаллической решетки льда.

– -100С

– 00С

– вода

– 1– нагревание льда, 2– плавление льда, 3– нагревание воды.

ДТ, ДЭ, ДД

Температура
плавления не меняется, так как вся энергия расходуется на разрушение
кристаллической решетки льда.

– -100С

– 00С

– вода

– 1– нагревание льда, 2– плавление льда, 3– нагревание воды

1.Рассмотрите график
плавления льда в учебнике -§14 (учебника А.В. Перышкина). Запомните, что
температура при плавлении не меняется.

2.Ответьте на вопросы:

– какова начальная температура льда?

– при какой температуре лед плавится?

– какое вещество получается в результате плавления льда?

– что происходит на участке 1?, 2?, 3?

(1 балл)

ЗТ, ЗД. Построить график
зависимости температуры от времени для нафталина, взятого при
температуре 00С нагретого до 1000С.

(2 балла)

ИТ, ДТ

Построение графика зависимости температуры от времени для нафталина,
взятого при температуре 00С нагретого до 1000С.

ЗТ, ЗД. Построить график
зависимости температуры от времени для нафталина, взятого при
температуре 00С нагретого до 1000С.

(2 балла)

ЗЭ. Проанализируйте
построенный график.

(2 балла)

ИЭ, ДЭ

Анализ
графика зависимости температуры от времени для нафталина, взятого при
температуре 00С нагретого до 1000С.

– процесс нагревания нафталина до 800С

– процесс плавления нафталина

– процесс нагревания жидкого нафталина до 1000С

ЗЭ. Проанализируйте
построенный график.

(2 балла)

УЭ3. Изучение нового
материала.

ЧДЦ

: Удельная теплота плавления. Формула для расчета
количества теплоты при плавлении и кристаллизации.

Изучите по доступным
источникам информации (1-й עуровень-§15 учебника А.В. Перышкина)
удельную теплоту плавления. Рассмотрите формулу расчета количества
теплоты при плавлении и кристаллизации. (3 балла)
ИТ, ИЭ, ИД

Физическая
величина, показывающая какое количество теплоты нужно затратить, чтобы
расплавить вещество массой 1 кг полностью называется удельной теплотой
плавления.

Q = λm

ДТ, ДЭ, ДД

Физическая
величина, показывающая какое количество теплоты нужно затратить, чтобы
расплавить вещество массой 1 кг полностью называется удельной теплотой
плавления.

Q = λm

Название процесса

График

Величина, характеризующая процесс

Формула

Изучите по доступным
источникам информации (1-й уровень – § 15 учебника А.В. Перышкина)
удельную теплоту плавления. Рассмотрите формулу расчета количества
теплоты при плавлении и кристаллизации. (3 балла)

Заполнить таблицу.
(2 балла)

УЭ4. Изучение нового
материала.

ЧДЦ

: Распространение процессов плавления и
кристаллизации в природе, быту и технике

Привести примеры процессов
плавления и кристаллизации в природе, быту и технике. (2 балла)
ИТ, ИЭ, ИД, ДТ,
ДЭ, ДД

Примеры процессов плавления и кристаллизации в природе, быту и
технике

Привести примеры процессов
плавления и кристаллизации в природе, быту и технике. (2 балла)
УЭ5. Выходной
контроль.

ЧДЦ

: проверить усвоение учебных элементов.

ИТ, ИЭ, ИД, ДТ,
ДЭ, ДД
  1. Какой металл расплавится в ладони?
  2. Можно ли в Нарьян-Маре пользоваться ртутным термометром?
  3. Почему лед не сразу тает в комнате, если его занесли с мороза?
  4. Почему не рекомендуется зимой использовать для охлаждения
    двигателей автомобиля воду?
  5. На дворе переполох:
    С неба сыплется горох.
    Съела шесть горошин Нина,
    У нее теперь ангина.

Какую энергию истратил организм Нины на плавление и нагревание 6
градин до нормальной температуры тела, если масса одной градины 1 г, а
ее температура равна 00С?

ИТ, ИЭ, ИД, ДТ,
ДЭ, ДД

Проверьте свои ответы по коду и оцените:

За каждый ответ на вопрос 1–4 – по 1 баллу;

За ответ на вопрос 5 – 2 балла.

УЭ5. Подведение
итогов.

ЧДЦ

: заполнение листа контроля. Оценка знаний.

Лист контроля (ИТ, ИЭ, ИД, ДТ, ДЭ, ДД)
Ур. сложн. 1-й 2-й
Учебный элемент Задания Итого баллов Задания Итого баллов
1 2 3 1 2 3
УЭ1 2 2 4 2 2 2 6

УЭ2
1 1 1 2 2 5

УЭ3
3 3 3 2 5

УЭ4
1 2 3 1 2 2 5
Итого 11 21

ИТ, ИЭ, ИД, ДТ,
ДЭ, ДД

Заполните лист контроля. Подсчитайте баллы за выполнение
заданий. Поставьте себе итоговую оценку:

1-й уровень:

5–11 баллов – “Зачет”
0–4 баллов – “Незачет”
2-й уровень:
18–21 баллов – “Хорошо”
10–18 баллов – “Зачет”
0–9 баллов – “Незачет”
Сдайте лист контроля учителю.

Приложение

Домашнее задание: Запишите в дневник домашнее задание в соответствии с результатом своей работы
на уроке.

“Незачет”: § 13, 14, 15 по учебнику А.В. Перышкина.

“Зачет”: № 879 по сборнику В.И. Лукашик.

“Хорошо”: № 880 по сборнику В.И. Лукашик.

Следующий: