Урок в 8-м классе на тему Объяснение электрических явлений


Цели:

Образовательная: способствовать развитию у учащихся четких представлений об электризации тел, видах зарядов и их взаимодействии, строении атома.

Воспитательная: способствовать воспитанию у учащихся уважительного отношения друг к другу в духе сотрудничества и взаимопонимания.

Развивающая: способствовать развитию у учащихся компетентностей:

  • продуктивно групповой коммуникации;
  • извлечение первичной информации;
  • обработка информации.

Дидактический тип урока: изучение нового материала.

Методы обучения: частично-поисковый.

Форма работы: групповая.

Оборудование: шарики – 10 шт., эбонитовые палочки – 3 шт., капроновые нитки, штатив с муфтой и лапкой, кусочки фольги, электрометр, метровая деревянная линейка.

Ход урока

1. Организационный момент:

2. Постановка проблемы:

Демонстрация проблемного эксперимента.

Метровую линейку положить на стержень электрометра. (См. приложение 1)

В.: Что произойдет, если к линейке поднести заряженную эбонитовую палочку и потихоньку отводить ее ?

После получения ответов учащихся продемонстрировать эксперимент и попросить объяснить полученный результат.

Обычно учащиеся испытывают затруднение в объяснении данного эксперимента. Для разрешения данного затруднения учащимся предлагают работу в группах с заданиями, которые помогут им в разрешении проблемы.

3. Работа учащихся с КОЗ

Компетентностно-ориентированное задание

Стимул Вы экспертная комиссия в области электризации тел. Вам необходимо дать экспертное заключение по ряду экспериментов…
Задачная формулировка 1. Прочитайте инструкцию к эксперименту.
2. Подберите необходимое оборудование.
3. Произведите эксперимент.
4.
Сделайте экспертное заключение (объясните полученный результат).
5.
Заполните бланк – приложение 2.
Бланк Оборудование:
Описание опыта:

Объяснение явления:
Источник информации Задание 1.
Надуйте небольшой воздушный шар, и у вас будет превосходный источник электрических зарядов.
Потрите его о шерсть или мех.
(Пользуясь эбонитовой палочкой, вы можете определить его заряд.)
Попробуйте прилепить его к стене, к руке.
Опишите опыт.
Объясните данное явление, используя §31(рис. 41).

Задание 2.
Надуйте два воздушных шара, лучше всего одинаковые по размеру.
Подвесьте их с помощью нитей к штативу.
Сначала шары сойдутся вместе.
Теперь потрите каждый из них шерстью и понаблюдайте, что произойдет.
Определите заряд шариков с помощью эбонитовой палочки.
Опишите опыт.
Объясните данное явление, используя §31.



Задание 3.
Обмотайте конец небольшого кусочка фольги нейлоновой нитью. Скомкайте фольгу в небольшой шарик (шарик по возможности должен быть очень маленьким) и подвесьте его на некотором расстоянии от других тел. Потрите воздушный шар или вашу расческу шерстью и поднесите к маленькому шарику. То, что произойдет, выглядит довольно сложно. Понаблюдайте за последовательностью происходящего.
Повторите опыт, предварительно коснувшись пальцем шарика из фольги.
Опишите опыт.
Объясните данное явление, используя §31.

Инструмент проверки Задание 1. [2]
Оборудование: Шарик, эбонитовая палочка, кусочек шерсти.
Описание: шарик прилипает к различным предметам. Имеет отрицательный заряд, т.к. отталкивается от эбонитовой палочки, потертую о шерсть.
Объяснение: часть электронов с шерсти перешли на шарик. При соприкосновении с предметами в месте контакта электроны максимально удаляются, и поверхность тела имеет избыточный положительный заряд. Поэтому шарик прилипает к предметам.

Задание 2. [2]

Оборудование: 2 шарика, штатив, кусок шерсти, эбонитовая палочка.

Описание: после трения о шерсть шарики разойдутся в разные стороны.

Объяснение: т.к. шарики обладают одноименными (отрицательными) зарядами, то они оттолкнутся друг от друга.

Задание 3. [2]

Оборудование: капроновая нить, кусочек фольги, шарик (расческа), кусок шерсти.

Описание: шарик притянется к заряженному телу и часть заряда с заряженного тела перейдет на шарик, а затем он оттолкнется. После прикосновения пальцами к шарику из фольги он снова притянется к заряженному телу.

Модельный ответ с подсчетом баллов По 1-му пункту – 1 балл.
По 2-му пункту – 2 балла.
По 3-му пункту – 5 баллов.
За выступление – 2 балла.

Максимальное количество баллов 10 баллов.

4. Решение проблемы: 

Учащиеся делают вывод, что вращение линейки вызвано перераспределением зарядов в молекулах, из которых состоит дерево.

5. Психологическая разгрузка.

6. Д/з

7. Подведение итогов урока.

Литература

  1. Перышкин А.В. Физика. 8кл. М.: Дрофа, 2008
  2. Суорт Кл.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. М.: Наука, 1986.



Следующий: