Урок в 7-м классе Явление инерции. Решение задач


Тип урока

: урок формирования знаний, умений и
навыков

Вид урока

: смешанный урок

Цель урока

: раскрыть сущность физического
явления “инерции”.

Задачи урока

:

образовательные – объяснить
свойства инерции, применение инерции в природе,
технике, быту; воспитательные
воспитание коллективизма, собственной точки
зрения, ответственности, трудолюбия; развивающие
– развитие умения ставить и объяснять
физические опыты, умения работать в группе,
рефлексии, воображения, речи, творческого
мышления.

Демонстрации

: опыты с вентилятором,
баллистическим пистолетом, грузом на нитке и т.д.

Технические средства

: компьютер, проектор.

Ход урока

I. Организационный момент. Настрой на урок.
Определение целей урока.


II. Разминка.

Опрос-повторение материала предыдущих тем.
Контроль проводится в виде физического диктанта
(10 вопросов) на листочках и по окончании
проверяется соседом по парте (парная
взаимопроверка).

Ориентир: мультимедийная презентация < Приложение 1>.

Вопросы:

1. Всё, что существует во Вселенной независимо
от нас, называется материей.

2. Вещество – это то, из чего состоят все тела.

3. Мельчайшая частица данного вещества
называется молекулой.

4. Явление перемешивания молекул разных веществ
есть диффузия.



5. Существуют 3 агрегатных состояния вещества –
твёрдое, жидкое и газообразное.

6. Линией движения тела называется траектория.

7. Треугольник формул помогает быстро найти
путь, время и скорость движения.

8. Движение с постоянной скоростью называется равномерным.

9. Основная единица пути – метр, времени –
секунда, а скорости – м/с.

10. Чтобы хорошо знать физику, надо очень много трудиться.

Примечание

: результат ответа на 10 вопрос
никак не влияет на общую отметку; треугольник
формул представляет собой обычный треугольник, в
углах которого расположены три физические
величины; закрывая одну из величин (ладонью,
тетрадью и т.д.), мы видим, как её можно найти по
формуле (произведением или делением); главное
запомнить, какая величина стоит в верхнем углу;
треугольник формул позволяет легко написать (при
необходимости) формулы трёх физических величин,
связанных между собой.


III. Актуализация знаний.

Проведение исследовательской работы в группах.
Цель эксперимента – выявить общие черты и
свойства данного физического явления.

Задания группам:

1. Перед вами яблоко, нож и гиря. Аккуратно
насадите яблоко на нож до его середины. Ударьте
ножом по гире лезвием вверх, остановив тем самым
нож. Что произошло с яблоком? Объясните.

2. Перекиньте одеяло через спинку стула и
попробуйте выбить пыль из него. А может наоборот:
одеяло из пыли?! Объясните. Что изменится, если вы
будете стряхивать одеяло?

3. У вас есть кусок хлеба, и вы будете делать себе
большой бутерброд. Наложите на хлеб кетчуп,
предварительно взболтав его, далее посолите и
посластите по вкусу. Что объединяет все ваши
движения? Объясните, что же произошло?!

Общая черта данного явления

– сохранение
скорости тел неизменной.

IV. Введение понятия “инерция”.

Учащиеся в тетрадях пишут определение понятия.
Просмотр видеоролика “Инерция” < Приложение
2>. Обсуждение свойств инерции на
демонстрации опытов учителем: опыты с
баллистическим пистолетом, с грузом на нитке,
вентилятором, корректором и т.д. Применение
инерции в повседневной жизни. Положительные и
отрицательные стороны инерции.




V. Ролевая игра “Суд над инерцией”.

Участники – группы учащихся – защитники и
обвинители инерции, судьи. Работа с предложенным
текстом. Изучение текста и выбор материала для
своего выступления.

Текст

:

1. Дорогу переходила женщина. Внезапно из-за
поворота появилась громадная машина МАЗ. Женщина
была сбита машиной, потому что из-за инерции
машину внезапно остановить нельзя.

2. Благодаря инерции велосипедисты не всё
время крутят педали. Набрав скорость, они
прекращают работать ногами, а велосипед
продолжает ехать по инерции.

3. На прошедших велогонках один из
велосипедистов, натолкнувшись на камень,
случайно попавший на трассу, перелетел через
руль велосипеда. Велосипед отлетел в другую
сторону и попал на трассу. Остальные гонщики, не
сумев затормозить из-за инерции, налетели на
него. Гонки были сорваны.

4. Столяр насаживает молоток на рукоятку. Он
ударяет ручкой по столу, а молоток по инерции
продолжает двигаться, насаживается прочно и
надёжно на рукоятку.

5. Внимание! Наш суд был скорым и правым.
Внимательно выслушав обе стороны, суд пришёл к
решению. Полагаясь на свой собственный опыт и на
речь уважаемой защиты, суд считает большую часть
обвинений преувеличенной и постановляет:
всемерно расширять использование положительных
действий инерции и вести борьбу с
отрицательными. Для этого нужно изучать и
глубоко осмысливать законы физики, проникать в
тайны природы и ставить их на службу человеку!
Заседание суда считаем закрытым.

6. Люди ехали в троллейбусе. Вдруг он внезапно
затормозил. Люди по инерции продолжали
двигаться, и многие из них упали.

7. В больнице лежит бабушка со сломанной ногой.
Она шла по дороге, а дорога была скользкой. Ноги
бабушки поехали вперёд, а сама она из-за инерции
не могла двигаться так быстро, поэтому упала и
сломала ногу.

8. Инерция помогает и в толкании ядра:
спортсмен отталкивает ядро, и оно летит дальше по
инерции.

9. По вине инерции сталкиваются машины,
ударяются о причалы корабли, люди получают
многочисленные травмы.

10. У инерции достоинств намного больше, чем
недостатков. Она очень широко используется в
технике и в быту. Происшествия на дорогах
возникают не по вине инерции, а по вине людей
неосторожных, легкомысленных или чересчур
задумчивых, не знающих элементарных правил
уличного движения. Это инерция в спорте
устанавливает мировые рекорды. Если бы не было инерции,
все планеты сошли бы со своих орбит. Луна упала бы
на Землю, а Земля, в свою очередь, упала бы на
Солнце.

Окончательный вердикт судей. Подведение итогов
урока. Рефлексия учащихся.

VI. Резерв – решение задач по теме.

Задачи

:

1. Почему при прополке не следует выдёргивать
сорняки из земли слишком резким движением, даже
если они слабо удерживаются в почве?

2. При выходе из воды животные встряхиваются. На
каком законе физики основано освобождение их от
воды?

3. Почему в конце прыжка спортсмены опускаются
на согнутые ноги?

4. Какое значение имеют упругие волосы на
подушечках лап зайца?

5. В тропических зонах Атлантического и
Индийского океанов часто наблюдают полёт так
называемых летучих рыб, которые, спасаясь от
морских хищников, выскакивают из воды и
совершают по инерции при благоприятном ветре
планирующий полёт, покрывая расстояние до 200-300 м
на высоте 5-7 м. Учитывая, что время полёта рыбы
примерно 20 с, найдите её горизонтальную скорость.




VII.

Объяснение сути и технологии выполнения
домашнего задания – п. 17, задание: придумайте 5 собственных
применений инерции в жизни и объясните их.




Следующий: