Урок в 7-м классе по теме Старт в физику

Цели урока:

Учебная:

  • Повторить, обобщить и закрепить знания по теме
    «Взаимодействие тел»;
  • Показать, что опыты — источник физических
    знаний и их доказательство;
  • Продемонстрировать умение решать задачи с
    использованием пройденного материала.
  • Воспитательные:

  • Показать связь физики с окружающей нас
    природой;
  • Показать, что знание физики позволяет отвечать
    на вопросы, которые нам задает сама жизнь;
  • В процессе подготовки к уроку научить работать
    с дополнительной литературой.
  • План урока.

  • Организационный момент. Объяснение целей и
    задач урока.
  • Повторение темы:
  • Движение.
  • Скорость (стихотворение, ответы на вопросы,
    объяснение учителя, загадки).
  • Масса (опыт, ответы на вопросы, объяснение
    учителя, решение задачи)
  • Сила (ответы на вопросы, доклад)
  • Закрепление урока
  • Подведение итогов.
  • Демонстрации:

  • Опыт по инерции с монетой, открыткой и банкой
  • Рисунки о движущихся телах.
  • Сообщения на уроке.

  • Стихотворение «Скорость».
  • Загадки, рисунки.
  • Доклад «Почему лед скользкий?»
  • Здравствуйте, ребята!

    Сегодня у нас урок с необычным названием
    «Старт в физику». В начале года вы начали
    изучать новый предмет — физику — науку о
    природе. За это время вы изучили большую тему
    «Взаимодействие тел», которая дала вам старт в
    изучение физики.

    Сегодня мы обобщим все ваши знания по теме и
    применим их к окружающей нас жизни.

    Давайте откроем тетради и запишем тему урока:
    «Старт в физику».

    Мы начали изучать эту тему с вопроса о движении.

    Что же такое движение?

    Движение характеризуется величиной, которая
    называется скорость. О скорости в нашей жизни
    хорошо сказано в стихотворении , которое вам
    прочтет :

    Вспомни, ты, о давнем прошлом, скорость,
    Вспугивая годы косяком,
    Как плелась ты ,жалуясь на хворость,
    Шлепая по пыли босиком.
    Как однажды ты ржанула сытно, голову гривастую
    склоняя,
    И помчалась четырехкопытным
    Существом под именем коня.
    За какими дальними лесами
    Окунулась ты в морской прибой,
    Понеслась легко под парусами,
    А потом, ты, задымив трубой,
    Ездила по рельсам на колесах,
    Самолетом вздыбила тропу.
    Ты теперь, подняв дорожный посох,
    Пробиваешь неба скорлупу.
    Из яйца Земли, порхнув как птенчик,
    Ты летишь в космическом лесу, и хохочет золотой
    бубенчик
    У твоей ракеты на носу.
    Теперь давайте вспомним, что же такое скорость?

    Кто запишет формулу на доске?

    А остальные
    запишите ее в тетради.

    Скорости всех тел разные. В живой природе самая
    маленькая скорость у улитки, она проползает за 1 с
    1,4 мм. Самая большая скорость у гепарда: 31 м/с или
    112 км/ч. Наибольшая же из известных людям
    скоростей — это скорость света. Она даже
    обозначается в физике другой буквой с=300 000
    км/с. Скорость неотделима от движения, а движение
    есть всегда. Вам кажется, что вы сейчас не
    движетесь, сидите спокойно, но вместе с Землей вы
    движетесь сейчас вокруг Солнца со скоростью 30
    км/с.

    Сейчас мы сделаем небольшую паузу: :
    приготовил для вас загадки о движущихся телах:

    Две тарелки с пешеходом шли по лесу тихим ходом.
    (черепаха);

    Ползу я тонким стебельком по трубке из стекла,
    сжимаюсь я от холода, расту я от тепла (ртуть в
    термометре);

    Летит птица, хвостом гордится, никто ее не
    поймает, ни царь, ни девица (комета);

    Летит — молчит, лежит — молчит, когда умрет -
    тогда заревет (снег);

    Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса -
    плывут (облака);

    Что проходит сквозь окно, не боится никого?
    (свет);

    Меня спросили, как тружусь? Вокруг своей оси
    кружусь (юла);

    По реке плывет бревно, ох и злющее оно. Тем, кто в
    речку угодил, нос откусит :(крокодил)

    Скорость тела может изменяться при
    взаимодействии. Если же скорость тела остается
    неизменной, то наблюдается явление инерции. Я
    покажу вам опыт, в котором явление инерции очень
    хорошо видно.

    На стакане, на открытке, лежит монета. Если
    резко выдернуть открытку, то монета упадет в
    стакан. Т. е. открытка изменила свою скорость, а
    монета осталась неподвижной, она инертна.
    Инертность тела зависит от массы.

    Что же такое масса?

    Запишем формулу для нахождения массы в тетради
    и на доске.

    В живой природе самую маленькую массу имеет
    птица колибри. Ее масса равна 2 г, а самую большую
    - кит. Его масса достигает 150 тонн.

    Теперь давайте решим задачу.

    Определить массу воздуха в классе, если его
    размеры 2*10*5 м. Плотность воздуха узнайте по
    таблице.

    Вот такая интересная задача. Мы не видим воздух,
    но он есть и имеет массу в нашем классе 129 кг.

    Изменение скорости тела зависит от действия
    силы. Кто расскажет о силе?

    Запишем в тетрадях и на доске формулу для
    нахождения силы тяжести.

    Зная все про силы, можно ответить на множество
    вопросов. Сейчас, на примере силы трения, : вам
    ответит на вопрос «Почему лед скользкий?».

    Запишем в тетради новое слово — трибология -
    наука о трении.

    : вам покажет рисунки о движущихся телах, а вы
    найдете в них ошибки.

    Солнце вращается вокруг земли.

    На старте ракета — носом в Землю.

    При спуске с горы шарф развевается вперед.

    Парусный корабль с флагом, который развевается
    в обратную от парусов сторону.

    Самолет с турбинами вперед.

    Чтобы проверить, как вы усвоили сегодняшний
    урок, я предлагаю вам ответить на вопросы. Ответы
    нужно записывать в строчку, подчеркивая ту букву,
    номер которой стоит в скобках. В результате из
    полученных букв определится слово. Вопросы
    записаны на доске.

    Единица измерения массы (9)

    Наука о трении (7)

    Самая легкая птица (3)

    Чем измеряют силу человека (4)

    Прибор для измерения скорости (4)

    Чем измеряют массу (2)

    Явление сохранения скорости тела постоянной (5)

    Ответы: килограмм, трибология, колибри,
    силомер, спидометр, весы, инерция
    (молодец).

    Какое слово у вас получилось? Вы все молодцы. За
    урок я ставлю вам следующие оценки::

    Закончить урок я хочу на лирической ноте. Я
    прочту вам стихотворение, которое написал Роман
    Сеф.

    Где-то в космосе летит голубой метеорит.
    Ты идешь, а он летит,
    Ты лежишь, а он летит,
    Ты заснул, но все летит
    В космосе метеорит.
    Ты помалу подрастешь,
    Станешь астронавтом,
    И однажды вечером
    Ты пойдешь к знакомым.
    Вдруг репродуктор говорит:
    «В тайгу упал метеорит».
    Весь мир взволнован,
    Мир шумит:
    - в тайгу упал метеорит!
    Наутро скажешь ты друзьям.
    Простившись со столицей:
    «Я не приду сегодня к вам,
    Я в полдень улетаю сам
    С одной из экспедиций»
    : тебе сейчас 12 лет,
    Перед тобой весь белый свет.
    Но где-то во вселенной
    Летит, летит, летит, летит
    Твой голубой метеорит —
    Подарок драгоценный.
    Так вот:
    Пока он мчится,
    Поторопись учиться.

    Итак, старт в физику принят, вместе будем
    двигаться к финишу.

    Список литературы:

    1. Диканаева О.Г. Воспитай творца: кн. Для учителя.
      - М: Просвещение, 1993 — 192 с.: ил.
    2. Лишевский В. П. Почему лед скользкий? — М: Малыш,
      1989 г26 с.: ил.
    3. Енохович А.С. Справочник по физике и технике:
      учеб. Пособие — 3-е изд., перераб. и доп. — М:
      Просвещение, 1989 — 224 с.: ил.
    4. Сеф Р.С. Голубой метеорит. — М: Детская
      литература, 1991 — 351 с.: ил.

    Следующий: