Урок в 7-м классе по теме: Соседи по планете — насекомые


Тема: “СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ – НАСЕКОМЫЕ”

Цели урока:

  • Продолжить формирование представлений о
    многообразии и единстве животного мира.
  • Закрепить знания об основных признаках
    насекомых, причинах широкого распространения
    насекомых, их значении в природе и жизни
    человека.

  • Формировать экологические представления.
    Воспитывать любознательность, любовь к природе.

  • ХОД УРОКА

    1. Минутка здоровья.

    2. Актуализация знаний.

    Учитель:

    Сегодня на уроке “Соседи по
    планете — насекомые” мы продолжим знакомство с
    многообразием насекомых, узнаем как исторически
    складывались взаимоотношения между насекомыми и
    человеком.

    Если постараемся работать в темпе, то
    побываем на балу насекомых.

    Насекомые и люди. Такие разные,
    совершенно несхожие, такие далекие друг от друга.
    Мало того, насекомые старше, они появились на
    Земле за сотни млн. лет до человека. Если возраст
    человека принять за 1 мин., то насекомым уже 20
    суток.

    Вначале насекомые и люди жили
    обособленно, независимо друг от друга. Места
    хватало всем. Еды – тоже. Прошли тысячелетия.
    Человечество повзрослело и уже вовсю орудовало
    на Земле. И чем больше развивалось сельское
    хозяйство, тем чаще и явственнее шестиногие
    соседи заявляли о себе. Все чаще вступали в
    сражение с человеком. Первым и самым сильным
    врагом оказалась саранча, стаи которой и
    доныне периодически опустошают огромные площади
    сельскохозяйственных угодий. Как прошедшим
    летом на юго-востоке нашей страны.

    Ученик:

    Древние арабы так
    представляли саранчу. “И двинулась могучая рать,
    она может пожрать всю землю. У нее голова лошади,
    глаза слона, шея быка, рога оленя, грудь льва,
    крылья орла, брюхо скорпиона, бедра верблюда,
    голени страуса и хвост змеи”.

    Учитель:

    А вот библейская книга
    Иоиля восклицает “Перед ним пожирает все огонь,
    а за ним палит пламя, перед ним Земля, как сад
    Эдемский, позади него будет голая степь, и никому
    не будет спасения”. Нашествие саранчи считалось
    8 казнью египетской.

    Но и другие насекомые постепенно
    становятся могучими и опасными конкурентами. А
    страшны они своей численностью. И размножиться
    насекомым помог сам человек.

    Ученик:

    До конца XX в. никто, кроме
    специалистов-энтомологов, не знал о колорадском
    жуке. В конце прошлого века на Запад, место
    исконного обитания жука – пришли люди. Они стали
    сажать картофель и жук сразу облюбовал его, т.к.
    пасленовые его пища. Точно также и свекловичный
    долгоносик. С появлением свеклы сразу
    переселился на нее. Картофель как бы породил
    колорадского жука, свекла – долгоносика.

    А вот соя, которую в нашей стране
    начали разводить недавно кормит – 41 вредителя.


    Пшеница – 200. Кукуруза – 410.

    Люцерна – 120. Плодовые деревья – 500.



    Учитель: Причем они могут попадать
    с одного континента на другой вместе с человеком.
    При этом ежегодные убытки, наносимые насекомыми
    исчисляются в колоссальных цифрах.




    Уничтожают насекомые:

    1/5 урожая пшеницы.

    1/6 урожая картофеля.

    1/2 урожая яблок.

    Вред, наносимый сельскому хозяйству не
    единственное преступление насекомых перед
    человечеством. Комары, вши, блохи и др. являются
    переносчиками заболеваний.

    Ученик:

    Памятники письменности
    ассирийцев и вавилонян, книга индусов “Веды”,
    труды Аристотеля и много других источников
    рассказывают о том, что люди настойчиво искали
    пути борьбы с вредителями. Люди по вине насекомых
    болели.

    Возникали эпидемии и пандемии, которые
    уносили огромные количество жизней. Страшными
    пандемиями были охвачены государства.


    в VI веке Длилась 500 лет 100 млн. жителей
    в XIV веке Европа, Азия, С. Африка 2/3 человечества
    в XIX веке Длилась 6 лет Во всем мире гибли люди

    Люди боролись с чумой, но не знали
    причин и распространителей болезней. О малярии
    писал Гиппократ еще в IV-V веке. И только в 1902 г.
    Ренальд Росс открыл переносчиков малярии.

    Чума, желтая лихорадка, тиф, туляремия,
    холера – всего 80 заболеваний переносятся
    насекомыми.

    Учитель:

    Мы коснулись двух аспектов
    вредной деятельности насекомых, но из сказанного
    давайте сделаем вывод.

    У доски ставят запятую.

    Убить, нельзя помиловать

    Насекомые опасны и вредны и
    заслуживают полного уничтожения.

    Учитель:

    Прошли многие тысячелетия,
    равнодушие человека к насекомым, сменилось
    страхом и ненавистью. Но, присмотревшись к своим
    соседям люди узнали истину: только 10% насекомых
    вредные, среди них менее 1% абсолютно вредные.

    Человек энергично изучает насекомых.
    Какова же роль остальных 99%.

    Ученик:



    Опыление растений. Открытие
    это принадлежит Конраду Шпренгелю, директору
    школы, преподавателю латыни маленького
    немецкого городка. Шпренгель открыл тайный союз
    насекомых и растений, он увидел связь между ними.
    Некоторые растения специально приспособились
    заставлять насекомых переносить пыльцу,
    прибегая к хитроумным уловкам.

    Учитель:

    И вот люди посмотрели без
    страха и гнева и увидели среди них множество
    помощников на 1 месте оказалась пчела.

    Учащиеся:

    Пчела уже несколько тысячелетий
    служит человеку, снабжая его медом, воском,
    лекарственными препаратами, продолжая удивлять.

    Примерно 80-85% цветковых растений могут
    опылять пчелы.

    Хочу представить небольшие расчеты 1 х 40 х 60 х 15 =
    36000. Значит, при участии пчелы завяжется 36000 яблок.
    Кроме нее яблоню опыляют 32 вида насекомых;
    люцерну — 47 видов; тыкву -146 видов насекомых.

    Учитель:

    Русский ученый Афанасий
    Кондратьевич Мельниченко подсчитал, что
    недостаточное количество насекомых-опылителей
    снижает урожай плодов и семян на 50-70%.

    Вы возразите, что личинки этих
    насекомых будут поедать листву, а без листьев не
    будет процесса фотосинтеза, но ученые
    доказали, что потеря даже 50% листвы растениям не
    грозит.

    “В лесу нет ни полезных, ни вредных
    животных”, писал замечательный лесовод Георгий
    Федорович Морозов.

    Кроме опыления насекомые приносят еще
    много пользы. Жуки, мухи, термиты утилизируют
    навоз. Насекомые единственные санитары на
    планете, кроме шакалов, гиен и некоторых
    птиц-падальников.

    Значит, без насекомых не было бы многих
    растений, лесов, погибли бы от навоза саванны и
    степи, неубранные трупы превратили бы планету в
    страшное место.

    Возражения есть?

    А

    еще какое громадное значение
    насекомых в природе? Корм наиважнейшее
    звено в цепях питания.

    Насекомые – рыба – птица – человек

    Трава – насекомые – лягушка – уж – птица.

    У доски. Изменим мнение. Ставят запятую.

    Убить нельзя, помиловать

    Как же быть человеку? С одной стороны насекомые
    враги и соперники с другой друзья и соратники.
    Люди начали искать выход.

    Ученик:

    История сохранила сведения,
    что люди умоляли насекомых не вредить, подавали
    на них в суд. Старинные книги и документы донесли
    сведения о нескольких процессах.

    Учитель:

    1479 год – Швейцария.

    Суд над личинками майских
    жуков длился 2 года.

    1595 год – Альпы.

    Процесс против вредителей
    винограда. Насекомые приговорены к выселению.

    1713 год – Бразилия.

    Суд над термитами, который
    ни к чему не привел.

    Затем началась механическая борьбы с
    насекомыми. Их ловили в ловушки, ловчие пояса,
    ловчие канавы.

    Ученик:

    Однажды в 214 совхозах Украины
    было собрано 30 т бабочек лугового мотылька, что
    составило 1 200 000 000 штук.

    Свекловичного долгоносика собрали 13000
    т, чтобы такое количество перевести необходимо
    было 215 вагонов.

    “Страшное дело, – удивлялся
    замечательный французский энтомолог Жан Анри
    Фабр, – люди прорезают материки, чтоб соединить 2
    моря, просверливают горы, определяют вес Солнца и
    в то же время не могут помешать крошечной тле
    губить его виноградники, или маленькому червячку
    попробовать яблоки раньше их владельца”.

    Учитель:

    Шли годы, и вот человек для борьбы со
    своими шестиногими соседями по планете получил
    могучее оружие химию.

    Впервые яды против насекомых начали
    применять в конце XIX века. Но настоящая борьба
    началась лишь три с небольшим десятка лет назад.

    “Атомной бомбой для насекомых стал дихлордифеншгтрихлорэтан
    ДДТ
    использовать его против насекомых
    предложил швейцарец Пауль Мюллер. Казалось бы
    выход найден. Но давайте по-рассуждаем. (Вред для
    почвы, человека, рек, озер, океана).

    Продуктивность планктона – основа
    жизни океана – падает на 50-90%. Если построить
    трофическую цепочку:

    почва – червь дождевой – птица –
    млекопитающие

    Видно, что яды возвращаются к самому человеку.

    Ученик:

    За годы использования ДДТ
    людьми выброшено на поверхность планеты полтора
    млн (1500000 т ДДТ) и это не единственный яд.

    А как же насекомые? Они страдают, но не
    в такой степени, как рассчитывал человек, но
    гибнут и полезные насекомые (пчелы, муравьи).
    Некоторых шестиногих яд не только не убивает, но
    и активизирует. Что делать? А может есть другой
    путь?

    Учитель:

    Клопы, блохи, вши, тараканы
    утратили связь с природой, от них утраты не будет
    страдать живая природа.

    Важным этапом на этом пути явился
    метод борьбы, который назван биологическим.

    Суть его выражена в стихотворении.

    Ученики читают стих: “Наездник”.

    Этот метод существует в природе
    столько же, сколько сама природа. Американский
    ученый Роберт Меткаф писал: “Если насекомые до
    сих пор не захватили всю планету, то благодаря
    лишь взаимоистреблению, которое поддерживается
    численностью насекомых в определенных рамках”.
    Это называется биологическим равновесием.

    Почему люди раньше не воспользовались
    этим методом. Все очень просто. Потому что очень
    плохо знали своих соседей, возникла проблема
    узнавания, которая до сегодняшнего дня остается
    актуальной, науке еще многое неизвестно.

    Ребята, мне кажется, люди все-таки
    любят насекомых. Они пишут о них стихи, сказки,
    басни, песни. Подражают им.

    Сейчас мы отправимся мысленно на
    опушку леса в гости к стрекозам. Исполняю песню
    “Бал насекомых”.

    Ребята, а кто из присутствующих на балу
    насекомых самый красивый и полезный?

    Божья
    коровка и светлячок.

    Стрекозы и красотки,

    чем они
    интересны?
    Первые появились на Земле,
    прекрасные летуны, у них лучшее зрение.

    Кузнечик,

    он правда играет на
    скрипке?
    Да, но инструментом служат задние
    ноги.

    Муравьи

    народ семейный, а и они не
    прочь потанцевать.
    Про муравья и стрекозу И. А.
    Крылов написал басню “Стрекоза и муравей”.
    Правда чудесная басня!

    А про мотылька

    забыли? Рассказ о мотыльках. А
    что это за компания окружает комара?
    Такие
    же как он – кровососы.

    Ну что же, скоро зима, насекомые
    упрячутся на зимовку, оставим их в покое и
    подведем итоги урока.

    Сегодня ребята мы с вами сделали
    крошечный шажок на огромном пути познания самых
    таинственных и пока еще самых удивительных наших
    соседей.

    И путь этот – внимательное отношение к
    тому, что создано эволюцией в живой природе за
    много миллионов лет.

    Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете.
    Мы экипаж одного корабля!

    А. Экзюпери

    Поблагодарить детей.
    Выставить оценки.
    Урок окончен!

    Используемая литература:

    1. “Тайные тропы носителей смерти”. М.,
      “Прогресс” 1990 г. М. Даниэл
    2. “Соседи по планете”. М., “Детская литература”
      1977 г. Ю. Дмитриев
    3. “Насекомые красной книги СССР” М.,
      “Педагогика” 1987 г. Н.Никитский, А.Сверидов

    Приложение 1

    Приложение 2

    Приложение 3




    Следующий: