Урок в 7-м классе по теме Давление жидкости на дно и стенки сосуда

Цель: сформировать знания о давлении жидкости на дно и стенки сосуда, используя знания о давлении твёрдого тела.

Задачи:

  • Получение новых знаний о давлении на основе имеющихся (давление твёрдого тела и давление газа). В ходе решения экспериментальной задачи установить зависимость давления жидкости от высоты и плотности жидкости;
  • Развитие речевых навыков, способностей к анализу, умение делать вывод. Способность к точному измерению, вычислению.
  • Продолжить формирование умения решать качественные задачи.
  • Развитие умения работать в группе, выслушивать товарищей, уважать мнение других, стремление к познанию мира.

Тип урока: совершенствование и применение теоретических знаний.

Метод познания – частично-поисковый. Ученики не планируют этапы эксперимента, а делают выводы из предоставленных фактов.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
    Задача: организовать условия для благоприятного протекания урока.
  2. Этап всесторонней проверки знаний учащихся.
    Задача: проверить, закрепить знания учащихся о давлении твёрдого тела и газа.
  3. Изучение нового материала.
    Задача: в ходе обсуждения решений экспериментальной задачи установить зависимость давления жидкости на дно и стенки сосуда от её высоты и плотности.
  4. Физическая пауза.
    Задача: Коррекция осанки и зрения учащихся.
  5. Закрепление знаний.
    Задача: Оценка уровня усвоения нового материала.
  6. Домашнее задание.

Мы продолжаем изучать раздел физики, посвящённый давлению, а именно как давление передаётся в твёрдых телах, газах жидкостях. Повторим:

  1. Что мы знаем о давлении твёрдого тела?
  2. Что мы знаем о давлении газов?
  3. Найдите соответствие:

Физическая величина

Обозначение физической величины

формула

1

Масса

V

mv

2

Вес

P

FS

3

Давление

M

Sh

4

Объём

P

ρV

5

плотность

ρ

mg

В ходе экспериментального задания выясним: оказывают ли жидкости давление на твёрдые тела, от чего зависит давление жидкости.

Экспериментальная работа «Измерение давления жидкости на дно сосуда»

Оборудование: линейка измерительная, стакан с водой (высота налитой воды разная, вода солёная и чистая). Площадь дна стакана 96,72 см2. Работа в группах.

Цель работы: экспериментально измерить высоту налитой жидкости и рассчитать давление жидкости на дно сосуда.

Ход работы.

  1. С помощью измерительной линейки измерить высоту столба жидкости в стакане.
  2. Зная площадь дна стакана, вычислить объём жидкости.
  3. Зная плотность воды, вычислить массу воды.
  4. Вычислить с какой силой вода давит на дно стакана.
  5. Вычислить давление воды на дно стакана, используя формулу давления твёрдого тела.

Результаты измерений и вычислений вместе с известными данными записать в тетрадь (оформить задачей).

Проверим, действительно ли давление жидкости тем больше, чем больше высота жидкости в стакане и тем больше, чем больше плотность жидкости. Опыт 117 по сравнению давления на разной глубине смотри С.А.Хорошавин «Физический эксперимент в средней школе» 6-7 класс, Москва, Просвещение, 1988.

Как проверить выполняется ли закон Паскаля для жидкостей, а именно: давление в жидкости на одном уровне передаётся по всем направлениям одинаково? Проведём эксперимент: сравним давление в сосуде на разной глубине, используя жидкостный манометр и коробочку с резиновым дном (опыт 135 смотри С.А.Хорошавин «Физический эксперимент в средней школе» 6-7 класс, Москва, Просвещение, 1988.)

Вывод из эксперимента: действительно давление в жидкости на одном уровне по всем направлениям одинаково.

Итак: давление жидкости увеличивается с увеличением глубины погружения и увеличения плотности жидкости; давление в жидкости на одном уровне по всем направлениям одинаково.

p = gρh

Физическая пауза

  1. Встали, руки опустили. Поднялись на цыпочки, потянулись вверх, опустились. Еще раз вверх, опустились и еще раз вверх и опустились.
  2. Завели руки назад, расправили плечи, опустили руки. Снова завели руки назад, расправили плечи, опустили руки и еще один раз.
  3. Вытянули правую руку, большой палец вытянули вверх, а остальные пальцы сжали в кулак. Смотрим на большой палец и медленно подносим его к носу. Закрыли глаза. Подняли левую руку. Смотрим на большой палец и медленно приближаем его к носу. Еще раз правой рукой и левой рукой.

Закрепление знаний.

1. Нижние отверстия одинаковых стеклянных трубок, наполненных водой, затянуты тонкой плёнкой. Какая из плёнок должна прогнуться больше всего, меньше всего?

2. В точках A,B,C,D,E.F сосуда проделаны отверстия. Из каких отверстий вода будет бить под наибольшим давлением; наименьшим давлением; одинаковыми давлениями?

3. В какой трубке плотность жидкости наибольшая; наименьшая?

4. Вычислите давление машинного масла на стенку канистры на уровне АА. Плотность машинного масла 900кгм3.

5. Почему жидкости оказывают давление на дно и стенки сосуда?

Ответ: на молекулы жидкости действует сила притяжения к земле, в результате столб жидкости своим весом давит на дно и стенки сосуда.

6. Для чего нам нужно знать о давлении жидкости? (идет обсуждение учащихся)

7. Вообрази себя исследователем подводного мира. Могли бы вы достичь самых глубоких впадин морского дна? В каком случае?

Домашнее задание:§38, упр 15(1,2). Учебник А.В.Пёрышкин, Дрофа, Москва, 2008.

Следующий: