Урок в 7-м классе Давление в природе и технике

Основное содержание учебного материала:


реальные значения давлений, встречающихся в
жизни.

Цели :

Обучающие: 1.совершенствовать умений
учащихся решать задачи по формулам p=F/ S, F=p S , S=F/p;

2.продолжение обучения навыкам выполнения
преобразований формул при решении задач, не
нарушая их равносильности;

3.формирование у учащихся умений описывать
ситуацию по физической модели.

Развивающие: 1.развитие логического
мышления, устойчивого внимания;

2.развитие навыка самостоятельной работы ;

3.развитие навыка в организации
микроисследования (получение данных для решения
задачи).

Воспитательные:

формировать добросовестное
отношение к учебному труду, положительной
мотивации к учению, коммуникативных умений;
способствовать воспитанию
дисциплинированности, научного восприятия мира.

Методы обучения:

оперативный, практический,
элементы частично-поискового.

Формы работы

: фронтальная, индивидуальная,
парная.

Средства обучения, демонстрации

: справочная
литература, сборники познавательных и
развивающих заданий по теме “Давление”,
приборы, инструменты, предметы.

Требования к базовому уровню подготовки (А)

:
уметь решать задачи на вычисление давления, если
известны сила и площадь опоры, уметь производить
необходимые измерения.

Требования к повышенному уровню подготовки (В)

:
уметь решать задачи на вычисление давления при
заданных размерах тела и плотности вещества,
уметь конкретизировать вопрос задачи и
рассматривать решение задач для различных
случаев.

Ход урока.

1. Этап урока. Оргмомент

. – 2 минуты.

Работа учителя.

Проверка готовности класса к
уроку, мотивация на работу.

Физик видит то, что видят все: предметы и
явления. Он, так же как все, восхищается красотой
и величием мира. Но кроме этого он видит ещё и
закономерности событий и явлений. Истинному
физику свойственен дар понимания природы
явлений. Сегодня мы будем совершенствовать свои
знания языка природы — языка предметов и явлений.
Цель нашего урока: рассмотреть различные случаи
проявления “давления” в технике и природе,
подготовиться к проверочной работе и заработать
хорошие отметки!

II. Основная часть

  • 1.Повторение теоретического материала. (5 минут)
  • Учитель

    Чтобы приступить к основной работе,
    вспомним некоторые понятия , единицы измерения.
    Вам надо заполнить пропуски в записях:

    1.В 1 кв.м (10000) кв.см 2.В 1 кг (1000000) мг 3. В системе СИ
    эта величина измеряется в кв.метрах ( площадь) 4.
    Единицей измерения данной величины является Н (F)
    5.Единицей измерения давления является (Па) 6.
    Чтобы увеличить давление, надо (уменьшить ) F, либо
    увеличить (S).

    Учащиеся

    выполняют задания по цепочке,
    объясняя выбранный вариант ответа.

    • 2. Повторение формул. (5минут)

    Учитель

    Что бы успешно решать задачи, мы с
    вами прекрасно знаем, необходимо знать формулы.
    Посмотрим, кто сможет составить из данных букв
    как можно больше формул : F, m,, m, V , P, g , p , S , а, в, с

    Учащиеся

    по цепочке составляют всевозможные
    формулы из данных букв. Записывают в тетради, на
    доске под их диктовку записывает учитель. Право
    составлять формулы в первую очередь
    представляется слабым учащимся.

    • 3.Практическая работа. (10 минут)

    Учитель

    1. Давление измеряется в Паскалях. 1 Па
    – это большое или маленькое давление? Для
    наглядного представления о давлении в 1 Па
    предлагаю вырезать из листа тетради квадрат
    площадью 1 кв.см и определить давление, которое
    данный квадрат оказывает на ладонь.

    Учащиеся

    готовят квадраты, один из учеников
    определяет массу заранее приготовленного
    квадрата на демонстрационном столе на весах
    (заранее уравновешенных), она приблизительно
    будет равна 10 мг. Давление определяется по
    формуле p = mg / S . Подставив в эту формулу исходные
    данные, получим , p = 1 Па. Для ощущения данного
    давления держат квадраты на ладонях.

    Вывод: 1 Па – очень-очень маленькое давление

    Учитель 2. Имея в распоряжении результаты
    выполнения домашнего задания (определение
    площади ладони, площади ноги), предметы ( кирпичи,
    коньки, мыло, лыжи спортивные и охотничьи,
    отвёртки ) и различные приборы и инструменты (
    напольные весы, линейки, ), с помощью которых вы
    сможете произвести необходимые измерения,
    решите интересную на ваш взгляд одну из задач (на
    каждой парте лежит листок с заданиями;
    сопутствующий материал находится на
    демонстрационном столе; лыжи и коньки в удобном
    месте):

    1. На парте лежит кирпич массой 2 кг. Определите
    максимальное и минимальное давление, которое
    может оказать данный кирпич на парту.

    2. При ходьбе по болотам, чтобы не провалиться и
    не утонуть, необходимо из веток сделать плетёные
    лыжи (слеги) шириной 20 см. Какой длины должны быть
    эти лыжи, если болотистая почва выдерживает
    давление 3 кПа.

    3.Оцените какое давление Вы можете оказать
    своей ладонью (или пальцем, отвёрткой) на стол.

    4.Какое давление вы оказываете на лёд в момент
    скольжения в коньках.

    5.Какое давление вы оказываете на снег в момент
    готовности к старту на уроке физической
    культуры?

    6. Какое давление оказывает охотник,
    преследующий лису?

    7.Какое давление оказывает на стол кусок мыла?

    8. Какое давление оказываете вы на пол при
    встрече учителя в начале урока?

    В случае затруднения учащиеся получают
    консультацию учителя.

    Учащиеся

    индивидуально, в крайнем случае в
    группах по 2 человека ( слабо успевающие),
    выполняют одно из заданий, производя необходимые
    измерения и вычисления. В случае затруднения
    учащиеся получают консультацию
    учителя. Выполненные задания оформляются на
    листах и сдаются на проверку. Результаты
    оценивания доводятся до сведения учеников на
    следующем уроке.

    Цель выполнения задания: получение данных к
    решению задачи путём непосредственного
    измерения.

    • 4. Решение задач. (10 минут)

    Учитель

    Я предлагаю вам решить ещё одну — две
    задачи на выбор, представленных на обратной
    стороне карточки:

    Цель выполнения данного задания:

    учиться
    видеть данные к решению задачи в других
    имеющихся задачах; уметь пользоваться
    справочной литературой имеющейся в кабинете;
    решать комбинированные задачи;- уметь
    конкретизировать вопрос задачи; рассматривать
    все возможные случаи решения задачи.

    1. Для тех, кто решал задачи с коньками или
    лыжами можно решать следующую задачу:

    Найдите, во сколько раз изменилось давление на
    лёд (снег), если вы упадёте. Площадь
    соприкосновения вашего тела в этом случае
    возьмите приблизительно 0,1 кв.м.

    2.Каток, работающий на укладке асфальта,
    оказывает на него давление 400 кПа. Площадь опоры
    катка 0,12 кв.м. Чему равен вес этого катка.

    3.Жало пчелы оказывает давление 50 000 000 Па.
    Сравните давление жала пчелы, с давлением
    асфальтоукладчика.

    4.Почему Останкинская телебашня не
    проваливается в землю? Сравните давление,
    оказываемое башней на землю с давлением пчелы, во
    время укуса.

    5. Какое давление оказывает гранитная колонна
    на грунт, если площадь основания её равна 1,5 кв.м,
    а объём 6 куб.м.

    6.Площадь дна кастрюли равна 1300 кв.см. Вычислите,
    на сколько увеличиться давление кастрюли на
    стол, если в неё налить воду массой 3,9 кг.

    7.Рассчитайте высоту бетонной стены,
    производящей на фундамент давление 220 кПа.

    Учащиеся решают задачи в тетради и
    получают консультацию учителя в случае
    затруднения, имеют при желании возможность взять
    для проверки домой решения свих задач, либо сдать
    на проверку в случае самостоятельного решения.

    III. Подведения итога.

    (1 минуты)

    Вот и пробежал урок. Давайте подведём итог.

    Весь урок вы все решали. Много нового узнали.

    В тетрадку дома посмотрите, в учебник, Интернет
    взгляните.

    Тогда сумеете на 5 проверочный тест все
    написать.

    Домашнее задание.

    (2 мин)

    1. На выбор:

    а) Привести примеры животных и растений,
    реализующих способы увеличения и уменьшения
    давления для обеспечения своей
    жизнедеятельности или

    в) Составить свою задачу по теме “Давление”.

    2. Решить тест №5 (стр. 50) “Дидактический
    материал А.Е.Марон, Е.А.Марон Физика 7 класс”,
    изд-во М.: Дрофа,2002 г.

    3. При желании можно проверить решение задач,
    предлагаемых на последнем этапе урока, в
    медиатеки школы в папке: “Физика. 7 класс.” файл
    “ Давление твёрдых тел.”

    Следующий: