Урок в 6-м классе развивающего обучения Истина где-то рядом…

Цели урока:

Образовательные создание
условий для осознания понятия » физика», его
основных направлений сферы изучения природы,
формирование представлений об опыте,
эксперименте, раскрытие некоторых понятий по
электричеству, механике, тепловым явлениям.
Способствовать первичной заинтересованностью
предметом.

Развивающие – способствовать
обучению школьников умению устанавливать
причинно – следственные связи, сравнивать и
анализировать задачи физического содержания,
выдвигать гипотезы и обосновывать логику их
доказательства.

Воспитательные – способствовать
развитию познавательной активности, воспитанию
чувства ответственности, умения слушать других,
этично вести дискуссии, аккуратности, чувства
коллективизма и взаимопомощи. Способствовать
формированию качеств личности: уважения,
активной жизненной позиции, внимания, доброты.

Оформление:

1.Плакаты с высказываниями, пословицами о
физике, познании, опыте.

2. Газеты по физике, выпущенные учащимися в ходе
недели физики » Физика вокруг нас», »
Космонавтика сегодня», » Новости науки и
техники», » Занимательная физика»,
творческие работы учащихся.

3. Портреты учёных физиков.

Оборудование:

  1. Магнитофон с записями к уроку.
  2. Телевизор для демонстрации фрагментов
    видеофильмов.
  3. Демонстрации:
  • электрофорная машина, султаны;
  • катушка с гальванометром, магнит;
  • генератор переменного тока (модель);
  • воздушные шары для демонстрации реактивного
    движения;
  • выставка бытовых приборов по разделам »
    Механические законы», » Электрические
    явления», » Измерительные приборы».
  • видеофильм для демонстрации реактивного
    движения.

Эпиграф к уроку (набран на компьютере и
укреплён магнитами на доске рядом с темой).

Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых.
И всё, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них,
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

Киплинг

В следующем учебном году вам предстоит
изучение нового для вас предмета, очень
интересного и важного — физики. Поэтому сегодня у
нас с вами день знакомства. Каждый знает, что
самое приятное слово на земле _ это собственное
имя. Оно для нас звучит всегда нежно, радостно и
душевно. Давайте сейчас познакомимся с вами. Меня
зовут Вера Викторовна. А теперь вы, пожалуйста,
назовите свои имена. ( Дети вслух называют себя).

Сегодня, ребята, я предлагаю вам попробовать
ответить на некоторые эти вопросы, которые задал
нам Киплинг. А вы знаете, что вся неживая природа,
её явления, законы – всё это и есть физика?
Помогут нам лучше разобраться с новым предметом
знакомые вам литературные герои и сказочные
персонажи.

Для начала, вспомните все, как начался ваш
сегодняшний день.

Ученики: рассказывают о себе, о доме, о
том кто завтракал, кто музыку слушал, кто
телевизор смотрел…

Правильно вы ребята заметили, что современная
жизнь человека не возможна без электричества.

Электричество кругом,
Полон им завод и дом,
Везде заряды: там и тут,
В любом атоме живут.
А если вдруг они бегут,
То тут же токи создают.
Нам токи очень помогают,
Жизнь кардинально облегчают!
Удивительно оно,
На благо нам обещано,
Всех проводов «величество»
Зовётся: » Электричество».

К нам в гости на урок пришла Повелительница
молний.

- Я – Повелительница молний. Могу сейчас в ясную
погоду, среди белого дня вызвать молнии. А
поможет мне в этом чудо – машина электрофорная. (
Она демонстрирует искры от шариков
электрофорной машины).

А захочу и заставлю подниматься эти лёгкие
бумажки этих разноцветных султанчиков. (
Демонстрация взаимодействия заряженных
одноимёнными зарядами султанов, затем
разноимённых).

Теперь же, умники и умницы, попробуйте
объяснить мне эти мои фокусы. Почему, по-вашему,
листочки притягиваются?

Дети выдвигают различные гипотезы, приводят
доказательства своим словам. Многие из ребят
пришли с энциклопедиями, другими источниками,
которые они грамотно цитируют.

Повелительница молний: правы те ученики,
которые утверждают, что на концах моих волшебных
шариков накапливается электрический заряд,
который передаётся лёгким бумажкам. Если заряды
у обоих шариков одинаковые, то бумажки султанов
отталкиваются, если заряды разные, то
притягиваются.

Появляется Баба Яга.

Баба Яга:



Подумаешь, Повелительница нашлась! Да мы с
ребятами сами такие же повелители. Ну–ка,
девчонки и мальчишки, ответьте мне, что
происходит, если вы зимой снимаете через голову
синтетическую или шерстяную кофту, свитер, после
того, как сбросили шубу?

Правильно, искры сыплются, то есть маленькие
молнии. Когда вы ходите и машете руками, одежда
трётся и на ней накапливается электрический
заряд. А теперь мы сами сможем в одно мгновение
накопить такой заряд на ручке или расчёске, и
посмотреть, как к этим предметам будут
притягиваться мелкие кусочки бумаги. Ученики
выполняют эксперимент.

Из лаборантской комнаты выходит Факир.

Факир:

Всё бы тебе Баба Яга играть, да ребят веселить,
бумажки раскидывать. Ты лучше посмотри, каким я
магическим талантом обладаю. Видите эту катушку
с проволокой? Вот сейчас по – моему желанию, по
физики хотению, я исключительно ловко при помощи
законов её без всяких батареек или розеток
заставлю ток бежать по проводам. А, чтобы вы не
усомнились в моих словах, я присоединил к катушке
гальванометр, который нам зафиксирует появление
тока. Впервые этот опыт был проведён в 1832 году
английским учёным Майклом Фарадеем. ( Факир
показывает портрет, укреплённый магнитом на
доске). Затем Факир демонстрирует некоторые
опыты Фарадея.

Василиса Премудрая:

Какие-то вы древние все. Люди давно на Луну
летают, а вы тут опыты 1832 года показываете.
Давайте лучше у самих ребят узнаем, что они сами в
нашей любимой науке знают и понимают. Предлагаю
вам ответить на вопросы викторины, а поможет мне
её провести волшебное блюдечко с наливным
яблочком.

  1. Как называется это сказочное диво? Включается
    телевизор, и детям показывают отрывок учебного
    видеофильма с эпизодом запуска ракеты.
  2. Когда состоялся первый запуск ракеты в Космос?
  3. Кто первым из живых организмов полетел в Космос?
  4. Назовите фамилию космонавта – дублёра
    Ю.А.Гагарина.
  5. Как назывался первый космический корабль,
    пилотируемый человеком?
  6. Назовите фамилию и имя генерального
    конструктора, осуществившего запуск первой
    ракеты.

За каждый правильный ответ ученикам вручается
медаль » Самый умный».

Баба Яга:

Хватит детей мучить, всякие трудные вопросы им
задавать, дай им отдохнуть. Мы может, сами хотим
ракеты запустить. Эх, жаль, нет их у нас. Зато у
каждого из вас ребята на столах лежат воздушные
шарики, и с помощью них, мы можем
продемонстрировать реактивное движение. Это
такое движение, при котором от целого тела
отделяется какая – то его часть.

Теперь все вместе надуваем свои шарики,
закручиваем, а теперь все вместе отпускаем! Какой
весёлый салют из шариков у нас получился.
Оболочка шарика полетела в одну сторону, а воздух
вырывается из неё в противоположную сторону. Чем
ни ракета! ( В этот момент по телевизору
включается эпизод с запуском ракеты).

Входят доктор Ватсон и Шерлок Холмс.

Шерлок Холмс.

Послушайте, доктор Ватсон, какой здесь шум и
веселье. Похоже, играют во что-то.

Доктор Ватсон:

Вы ошибаетесь, сэр. Здесь научные эксперименты
показывают.

Шерлок Холмс:

Опыты – это замечательно. Ещё великий немецкий
философ Эммануил Кант отмечал, что » без
сомнения, всё наше знание начинается с опыта».
Но вот умеют ли достойные молодые люди решать
задачи? Сейчас проверим.

Вот вам случай из моей жизни. Однажды миссис
Хадсон, приглашая нас к столу, сказала:

- Пожалуйте, господа, к столу. Блины вкусны
тогда, когда горячие. Чтобы они дольше оставались
горячими, я их ставлю на плетёный проволочный
поднос. Я ей посоветовал ставить блины на
деревянную подставку, а не на металлическую.
Объясните, почему? (Дети дают объяснение.)

Лёгкой, ребята, для вас оказалась задача,
попробуйте решить другую.

Войдя в квартиру, куда нас с доктором Ватсоном
пригласили на чай, мне пришлось напомнить
хозяйке, что на кухне, которую мне из прихожей не
было видно, у неё кипит чайник. Как я это узнал?

Учитель: правы были герои сказок и
литературных произведений, знания у вас есть, но
некоторые вопросы вызвали затруднения. Нам
вместе предстоит открывать законы физики,
узнавать новое. Наш урок знакомства подходит к
концу, а сотрудничество только начинается.
Уверена, что именно вам в недалёком будущем
предстоит сделать великие открытия не только в
физике, но и в химии, биологии, медицине,
социологии. Главное помнить одну арабскую
мудрость на этом нелёгком пути познания: »
Никогда не стыдись спрашивать о том, чего не
знаешь». Спасибо за урок!




Следующий: