Урок в 6-м классе по экологии Животные-опылители

Цель урока: познакомить учащихся с основными понятиями; раскрыть значение перекрестного опыления в жизни растений и человека.

Образовательные задачи: познакомить учащихся с различными видами животных – опылителей; помочь уяснить, какими экологическими особенностями обладают растения.

Развивающие задачи: развивать у учащихся память, внимание, экологическое мышление и познавательный интерес.

Воспитательная задача: воспитывать экологическую культуру.

Тип урока: освоение новых знаний.

Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью фрагмента «Полет шмеля» Н.А. Римского-Корсакова, плакат с изображением луга, рисунки луговых цветов, таблица «Животные-опылители», схема перекрестного опыления, плакат с эпиграфом.

Содержание урока.

1. Организационный момент.

2. Упражнение релаксации.

3. Постановка учебной цели

Сегодня мы переходим к изучению следующего раздела, и называется он «Животные и растения»

На уроке мы познакомимся с животными – опылителями и поговорим о том, какую роль животные – опылители играют в жизни растений и жизни человека.

Эпиграф урока:

«Все прекрасное на Земле – от солнца,
все хорошее – от человека»
М. Пришвин.

4. Изучение нового материала:

- Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами совершим прогулку.

И хотя за окном очень холодно, но мы с вами можем пофантазировать. Давайте закроем глаза и представим. Лето…. Теплый солнечный день…. По небу плывут облака и можно идти куда угодно: в лес, на речку, к озеру.

Откройте, пожалуйста, глаза.

«Зеленый луг, как чудный сад,
Пахуч и свеж в часы рассвета,
Красивых радужных цветов,
На нем разбросаны букеты».
(И. Суриков)

- Куда я вас ребята приглашаю?

А сейчас будьте очень внимательны, наблюдайте, слушайте и запоминайте. (Сценка).

Звучит «Полет шмеля» Римского- Корсакова.

(На сцену влетает Шмель. У него очень озабоченный вид, он деловито перелетает с цветка на цветок, не обращая внимания на Кузнечика. После нескольких неудачных попыток остановить Шмеля, Кузнечик попросту сталкивается с ним. Оба падают.)

Кузнечик (потирая лоб). Уф, еле тормознул тебя, приятель.

Шмель (угрожающе). И совершенно напрасно, приятель. (Медленно поднимается с пола.)

Кузнечик. А что вы тут делаете?

Шмель. Я тут, понимаешь, делом занят, нектар собираю, а всякие бездельники, которым наскучило на лугу сидеть и песенки распевать, еще тормозить меня будут по пустякам.

Кузнечик (миролюбиво). Да я не по пустякам, я спросить хотел…

Шмель (не слушая). Спрашивальщик еще нашелся! (Собирается уходить.)

Кузнечик (вслед). Да я про музыку хотел спросить.

Шмель (оборачиваясь). Про какую еще музыку?

Кузнечик. Да вот хотя бы про ту, которая сейчас звучала.

Шмель. Вот невежда! Да это же знаменитый «Полет шмеля» известного композитора-сказочника Римского-Корсакова.

Кузнечик (уважительно). Ну, надо же, такой великий композитор и вам, шмелям, музыкальную пьесу посвятил?

Шмель (горделиво). А кому же еще? Уж не вам ли, скрипачам зеленым? Да и сыну надо было помочь. (Снова собирается уходить.)

Кузнечик. Какому сыну?

Шмель (раздосадовано). Какому-какому, своему, конечно, Михаилу Николаевичу Римскому- Корсакову, известному русскому энтомологу. Это сейчас его никто, кроме специалистов, не знает, а в начале века его книга «Зоологические экскурсии» была известна каждому натуралисту.

Кузнечик. А как же композитор мог энтомологу помочь?

Шмель. Да очень просто. Написанная им музыкальная картинка помогла впоследствии Михаилу находить гнезда шмелей, настолько точно был передан композитором тембр звука, издаваемого нами при полете.

Да заболтался я с тобой, лететь надо, солнце уже высоко. Летний день год кормит. Звучит прекрасная музыка Мендельсона «Сон в летнюю ночь». Под её звуки на сцене появляется Пчела.

Кузнечик (обрадовано). Пчелка наконец-то! Только не улетай, пожалуйста, не торопись, мне очень-очень хочется с тобой поговорить!

Пчела. Хорошо, малыш, давай поговорим, но не очень долго, утро чудесное, солнечное, ты знаешь, мне надо трудиться.

Кузнечик. Я все хотел спросить, о чем ты жужжишь?

Пчела. О многом. Мы, пчелы, насекомые общественные.

Кузнечик. И все же, о чем?

Пчела. Главное в нашей жизни – работа. Стало быть, и жужжим, как правило, о работе. Нам нравится перелетать с цветка на цветок, собирать по крупицам нектар, трудиться с утра до вечера.

Кузнечик. Как в этом мире все разумно!

Спасибо тебе, Пчелка, за рассказ. И вам, ребята, спасибо, что все внимательно выслушали. Велика роль насекомых в жизни растений, прекрасен мир, в котором мы живем. Вся наша планета — огромный зеленый луг, который нужно охранять и беречь!

- Вы только что услышали новое слово энтомолог. Это ученый, изучающий насекомых.

А теперь выясним, кто был из вас самым внимательным и наблюдательным.

Чем занимался шмель?

А пчела чем занималась?

На уроке мы с вами познакомимся с тем, как влияют на растения живые организмы и в первую очередь – животные.

Итак, тема урока «Животные опылители»

В биологии различают два типа опыления: самоопыление и перекрестное опыление.

- А мы остановимся на роли животных в перекрестном опылении. У большинства растений полноценные плоды и семена образуются после перекрестного опыления.

Что такое перекрестное опыление?

Перенос пыльцы с тычинок цветка одного растений на рыльце пестика другого принято называть перекрестным опылением.

Давайте подумаем, а как пыльца с одного цветка может попасть на другой цветок?

Животных, которые доставляют пыльцу на рыльце пестика, называют опылителями.

Итак, животные-опылители, это: насекомые, птицы, звери. (Перенесение схемы в тетрадь).

Кого вы знаете опылителей среди насекомых?

А среди птиц, есть известные вам опылители?

А из зверьков, кто вам известен?

А для чего животные-опылители посещают цветки растений?

А кто мне может сказать, какую пользу приносят животные-опылители растениям?

Оказывается, не только животные-опылители извлекают пользу от растений, но и растения получают пользу от животных-опылителей.

Если цветам так необходимы опылители, то какими способами они привлекают их к себе? Как вы думаете?

Приспособление цветка к опылению:
а) яркая окраска венчика;
б) крупные одиночные цветки или мелкие собранные в соцветия;
в) ароматный запах и наличие нектара.



Это «реклама» для опылителей, которая помогает им быстро находить вкусную и обильную пищу. И красота цветущего луга обусловлена главным назначением цветов – привлекать насекомых.

Днем опылителей привлекает, прежде всего, яркая окраска венчика. И окраска цветов бывает самая разнообразная: жёлтая – у одуванчика, мать-и-мачехи; красная и розовая – у клевера, гвоздики; синяя и голубая – у василька и цикория; лиловая – у колокольчиков; белая – у ромашки.

В природе встречаются цветущие растения, которые распускаются вечером, например: душистый табак, ночная красавица, дрема (работа по учебнику).

А как отыскивают ночные опылители такие цветки?

Как вы думаете, кто является опылителем таких растений?

А почему это растение получило такое название?

Физкультминутка.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.

Ребята, а вам интересно узнать какой цветок самый большой на свете? И кто его опыляет? (Сообщение о раффлезии готовят учащиеся). <

Раффлезия – самый большой в мире цветок. У него самые крупные цветки в мире, диаметр до 1 м. Это растение – паразит, т.к. высасывает соки и воду из лиан. Произрастает на острове Ява, и опыляют цветки раффлезии мясные мухи, потому что запах, который идет от цветка напоминает тухлое мясо.

Растения растут везде. Давайте вспомним, кто опыляет растения в более теплых странах?

Оказывается у тропических растений опыляемых крохотными птичками колибри, цветки, как правило, красные, т.к. птицы лучше видят красный цвет (работа по учебнику).

Послушайте сообщение об этих крохах. (Сообщение готовят учащиеся). Тропическая птичка – колибри – мельчайшая среди птиц. Ее тело имеет длину 3-5 см, а узкий остренький клюв нередко превосходят длину тела. Этим длинным клювом колибри легко проникает к нектарнику цветка и высасывает нектар. Посетив цветок, птичка уносит на своем оперении пыльцу, которую впоследствии оставит на другом цветущем растении. Родина колибри – Америка.

- А вот у некоторых тропических растений, цветки располагаются в нижней части ствола. Как, например, у шоколадного дерева. (Рисунок учебника). Такие цветки опыляют летучие мыши и мелкие древесные зверьки, обитающие в Австралии – кускус. (Сообщение готовят учащиеся).

Многие тропические цветы пользуются услугами летучих мышей для распространения пыльцы. Цветок вознаграждает мышей за труды сладким нектаром, который находится в глубине цветка. Слизывая нектар длинным языком, мыши поневоле покрываются пыльцой и переносят ее на другие цветы.

- Не все насекомые, которые посещают цветок, оказываются опылителями. Например, муравьи часто прогрызают околоцветник снизу и выпивают нектар, а до рыльца не дотрагиваются. Таких насекомых называют похитителями нектара. Для защиты от таких посетителей, у растений возникли разные приспособления. Например, растение выделяет клейкое вещество на цветоносах. И на пути у похитителей образуется ловушки по принципу липкой бумаги, как у смолки обыкновенной (рисунок учебника).

Как вы думаете, сколько опылителей может быть у растений?

Оказывается, это зависит от строения цветка. У одних цветущих растений пыльца и нектар легко доступны разным опылителям и цветки таких растений имеют широко раскрытые венчики. А у некоторых растений добыть нектар способны лишь немногие насекомые.

Послушайте очень интересную историю о клевере. (Сообщение готовят учащиеся). У клевера, например нектар, находится в цветке так глубоко, что достать его могут только насекомые с длинным хоботком. Поэтому клевер опыляют исключительно шмели. Интересно, что завезенный европейцами в Австралию клевер отлично рос и великолепно цвел, однако семян у него не было. Пришлось доставить в Австралию и шмелей, после чего клевер начал давать хорошие урожаи семян.

Перекрестное опыление цветковых растений имеет большое значение в природе и большое практическое значение в сельском хозяйстве, особенно при выращивании плодов, семян и овощных культур, а также в пчеловодстве.

Если опылителей достаточно, растения дают хорошие урожаи плодов и семян. А если опылителей мало, урожаи резко снижаются.

Почему на полях гречихи, подсолнечника, в цветущих садах ставят ульи?

Мы выяснили, какую пользу приносят животные опылители для растений и для человека. Но судьба растений и животных опылителей не редко зависит от нашего поведения в природе.

Сейчас мы с вами на уроке мысленно посетили красивый уголок природы. Закончится зима, и мы пойдем на экскурсии, прогулки в лес.

Бывая в природе, о чем мы должны помнить? И никогда не забывать?

О правилах и нормах поведения.

(Показ напоминающих знаков).

Знак №1: «Не рвите в лесу, на лугу цветов»

Что означает этот знак? Для букетов цветы выращивают специально.

Знак №2: «Не ловите насекомых». А почему их нельзя ловить?

Знак №3: «Старайтесь ходить по тропам тихо и осторожно».

Можно получить большое удовлетворение от общения с природой, не сорвав ни единого цветка, ни обидев животного. Сейчас есть фотоаппараты, фотокамеры. Сделайте снимки, которые будут напоминать вам о встрече с прекрасным.

Бережно относитесь ко всему живому. Природа щедра, но человек должен своим трудом и добрым отношением к ней умножать богатство Земли.

5. Итог урока:

- Итак, что вы сегодня узнали нового на уроке?

Каких животных-опылителей вы знаете?

Давайте вернемся к словам М. Пришвина:

«Все прекрасное на Земле – от солнца,
все хорошее – от человека»

И пусть они помогут вам стать истинными друзьями и защитниками природы.

Как много в нашем мире красоты,
Которой часто мы не замечаем.
Всё потому,
Что каждый день встречаем
Её давно знакомые черты.
Мы знаем,
Что красивы облака,
Река, цветы,
Лицо любимой мамы,
И Пушкина летящая строка.
И то, что человек
Красив делами.
Но есть ещё другая красота,
Которая не кажется красивой.
К примеру, красота крота.
Крота?
Да- да!
Или пчелы трудолюбивой.
Или змеи, лягушки и жука.
Или другого странного «народа»,
Не зря все бесконечные века
Его ваяла мудрая природа.
Вглядись в лицо
Любого существа –
И ты увидишь
Как она права!

Спасибо, ребята, за урок.

Мне очень приятно было с вами работать.

6. Выставление оценок.

7. Домашнее задание.




Следующий: