Урок в 11-м классе Использование специфических видов электромагнитного излучения человеком


Цели урока:

  • Обучающая – закрепление и
    расширение знаний о невидимых лучах,
    отработка навыков работы с дополнительной
    литературой, средствами Интернета.
  • Развивающая – расширение
    кругозора, развитие творческих способностей
    учащихся, учет психологических особенностей
    учащихся.
  • Воспитывающая – подготовка к выбору
    профессии, установка на необходимость
    сохранения здоровья, связь физики с жизнью.

Оборудование:

  • экран
  • мультимедийный проектор
  • портреты ученых
  • картинки по теме

Методика урока:

Урок проводится в виде конференции с докладами
учащихся по интересующим их вопросам применения
невидимых излучений в свете их будущих
профессий, сопровождается показом презентации
из слайдов, иллюстрирующих различные виды
применения излучений: в медицине, в науке,
промышленности, в быту и т.д. Презентация
подготовлена самими учащимися. При
подготовке к уроку учащиеся делились на группы
по профессиям, в которых каждый участвовал в том
этапе, который ему больше всего нравился и
который получался лучше всего: подбирали
картинки, искали материал, набирали текст,
оформляли презентацию, распределяли
выступления. В результате, готовы были все,
интерес проявили все, проверка знаний показала,
что материал усвоили все хорошо.

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя:

Сегодня на уроке физики речь пойдёт о том, как
человек использует достижения науки: открытые им
свойства невидимых электромагнитных излучений.
Невидимым оптическим лучам долго не везло.
Человек упорно не хотел их замечать, хотя ими
буквально наводнён окружающий мир. Солнце
посылает на Землю больше невидимых оптических
лучей – ультрафиолетовых, инфракрасных,
рентгеновских, чем видимых. «Даже кусочек льда –
источник света, но света невидимого», – писал
академик Сергей Иванович Вавилов.



К чести учёных следует сказать, что они
интуитивно определили: видимые глазом лучи
окружены океаном невидимых излучений.
Знаменитый Тит Лукреций Кар в поэме «О природе
вещей», созданной в I в. до н.э., уже высказал
предположение: «у Солнца есть множество жарких,
сильных и невидимых лучей… Невозможность
увидеть невидимое ещё не означает, что его нет».
Обнаружили невидимые лучи лишь в 1780 г., более чем
через 18 столетий после высказывания Лукреция
Кара. Сделал это известный астроном Вильям
Гершель, измерив количество энергии в отдельных
частях Солнечного спектра. С этого времени
началось изучение невидимых излучений, их
свойств. И теперь человек применяет эти лучи
значительно чаще, чем природа.

Именно применению человеком различных видов
невидимого излучения мы посвятим сегодняшний
урок. При подготовке к нему вам пришлось
познакомиться со свойствами ИК, УФ и Р
излучений, изучить дополнительную литературу,
посмотреть необходимую информацию в Интернете,
вспомнить личный опыт, свои собственные
наблюдения. Результатом всего этого стала
созданная общими усилиями презентация, которую
вы сегодня озвучите. Надеюсь, она поможет вам
закрепить знания об использовании невидимых
лучей человеком. Потому что в конце урока вас
ждёт проверочная работа. При проведении урока мы
будем опираться на то, как полученные знания вам
пригодятся в будущей жизни. Ведь вы скоро
заканчиваете, школу и почти все уже определились
с выбором профессии. Итак, мы начинаем нашу
презентацию.

1. Конференция

Выступления учащихся: иллюстрируются слайдами
презентации «Применение излучений» (см. Приложение 1).

2. Подведение итогов и тестирование

  1. У какого излучения длина волны меньше, чем у
    ультрафиолетового света?
  2. Какое излучение используется для сушки
    окрашенных поверхностей?
  3. Какое излучение не проходит сквозь воду?
  4. Какое излучение преломляется сильнее
    фиолетового света?
  5. Какое излучение используется в медицине для
    светолечения?
  6. Какое излучение обладает бактерицидным
    действием?
  7. Какое излучение используется при лечении
    злокачественных опухолей?
  8. Какое излучение вызывает загар?
  9. Какое излучение используется для выявления
    внутренних дефектов?
  10. Какое излучение не проходит сквозь стекло?
  11. Какое излучение используется для диагностики
    различных заболеваний, определения характера
    переломов?
  12. Какое излучение легко проникает сквозь
    непрозрачные тела?
  13. Какое излучение преломляется слабее красного
    света?
  14. Какое излучение используется для охраны ценных
    экспонатов в музеях?
  15. Какое излучение оказывает тепловое действие?

Правильные ответы:



№ вопр. 1 2 3
4 5 6 7
8 9 10 11 12
13 14 15
Ответ: Р ИК ИК УФ УФ УФ Р УФ Р
УФ Р Р ИК ИК ИК

Оценка:

  • 15 баллов – 5;
  • 13-14 баллов – 4;
  • 9-12 баллов – 3;
  • < 12 баллов – 2.

Приложение 2






Следующий: